ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Печать
2007_6_Rochstvo«С праздником» наступившего новолетия! Рождества Христова! «С праздником!» Какое привычное словозвучие. Такое привычное и обыденное, что уже почти ничего не говорит ни сердцу, ни душе. Для кого-то праздник ассоциируется с торжественным застольем в кругу семьи, подарками, возможностью не пойти на работу и провести время у телевизора. Для кого-то – это время активного отдыха: рыбалка, охота, турпоходы и т.д.
По мнению некоторых исследователей, слово «праздник» берет свое начало от слова «праздность» – время, когда мы ничего не делаем, т.е отдыхаем. Куда более глубокое обозначение этого явления мы находим в белорусском языке. «Свята» – святой день, день, посвященный духовному торжеству, торжеству святости. Это определение дает нам ключ к более глубокому осмыслению значения и церковных, и светских праздников. Ведь святость – это не только то, к чему мы прикасаемся, переступая порог храма, но и то, что рождается в душе человека, посвятившего праздничный день посильным трудам помощи нуждающимся, заботе об одиноких и немощных.
И так – поговорим о праздниках вообще и о смысле самого понятия в частности. От чего зависит праздничное настроение и как праздновать так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенный день. Что такое радость души и что такое праздник в традиции Церкви?
 

Из истории праздничных обрядов

автор: Евгений ТКАЧ

 Пётр Великий был первым русским царём, узаконившим народные обряды на государственном уровне. Царь принимал в обрядах самое активное участие. Если он узнавал, что кто-нибудь из его окружения или знакомых уклонялся от обрядов, очень сердился. В книге «Деяния Петра» рассказана такая история: «Григорий Камынин бит плетьми за то, что был написан в славление да не ездил».

Государь принимал непосредственное и активное участие в Рождественском обряде славления. Впереди двигались два барабанщика, которые били в огромные барабаны. За барабанщиками ехал санный обоз. В первых санях ехал царь, а за ним его многочисленная свита – князья, бояре и придворные. Обоз останавливался у дома знатного человека. Входили в дом, пели и поздравляли хозяина.  Государю хозяин подносил  подарок. Потом всех славильщиков щедро угощали.

Англичанин Г. Брайн, побывав в Москве в начале XVIII века, оставил записки о своих впечатлениях. Вот отрывок из его заметок: «Московские государи с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами».

2007-6-SvjatkiПростой народ после рождественской службы в церкви начинал славление, которое по наследству от древнего язычества всё ещё называл «колядованием». Дети, юноши, девушки, зачастую объединившись с взрослыми, шли по дворам со звездой и  вертепом. Звезда символизировала Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя. Она представляла собой лёгкий деревянный каркас, оклеенный бумагой. Она освещалась свечами. Вертеп – это небольшой ящик, оклеенный изнутри рисунками. С использованием маленьких кукол-марионеток в этом вертепе разыгрывались небольшие представления на библейские темы, большей частью сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа. Славильщики пели  духовные песни о Рождестве, читали вирши (поздравительные стихи). Исполнялись и древние языческие колядские песни – это славословие Коляде (солнцу). В этом обрядовом пении видны остатки языческих верований и обрядов, слившихся с Рождественскими обрядами православных христиан.

Следы колядских обрядов до сих пор сохранились в обычае колядования в Украине и у нас в Беларуси. Колядовщики пели колядские и овсеневые песни. Во время пения овсеневых песен колядовщики разбрасывали во дворе и доме хозяина овёс, рожь, пшеницу, желая тем самым ему хорошего урожая и благополучия. Русский писатель и историк Карамзин говорил: «Декабря 24 язычники русские славят Коляду. Ещё и в наше время накануне Рождества Христова дети земледельцев собираются колядовать под окнами, величают хозяина в песнях, твердят Коляду и просят денег. Святочные игрища и гаданья кажутся остатками сего праздника».

Не только праздник Рождества Христова совпал с языческой Колядой. Рождество Иоанна Предтечи народ называет «Иван Купала», Фомину неделю – «Красная Горка». Языческие обряды сохранились до сих пор в виде разных обычаев, игр, суеверий, примет: святочных гаданий, масляничных забав, завивания венков в Троицу, в виде веры в домовых, леших, русалок. Всё это следы далёкого язычества; предания и наследие глубокой старины.