Трагедия, которой можно было избежать

Печать

Gore29 мая 2010 года в нашем городе произошел страшный случай. Ученик одной из школ, 15-летний подросток, покончил жизнь самоубийством. И хотя подобные сообщения в последнее время стали не редкостью, этот случай представляется из ряда вон выходящим. И главным образом потому, что мальчик этот рос и воспитывался в семье, по всем современным меркам вполне благополучной. Его родители не были людьми безнравственными или аморальными, напротив, они любили своего сына и заботились о том, чтобы его жизнь и развитие шли в ногу со временем. Да и поведение мальчика  в школе и дома внешне не выказывало каких-либо серьезных нравственных изъянов. Одним словом, он был похож на тысячи таких же, 15 летних мальчишек, шаловливых и любящих свободу, жадно впитывающих все новое и незнакомое, загадочное и притягательное. Поводом к публикации данного материала стало обращение отца семейства, в котором произошла трагедия, к собранию священнослужителей Гомельской епархии. В нем была не просто просьба о разрешении для сына церковного поминовения, но и сердечная боль за судьбы тех, кто по неведению и слепому увлечению идет путем его сына.  Мне не часто в жизни приходилось видеть мужские слезы, и тем  убедительней  становится свидетельство человека, понесшего горечь тяжелой утраты  и переосмыслившего через это многое в самом себе и окружающем мире. Теперь он, скорбящий отец, через боль и страдания воскресший душой  для подлинной веры, прилагает все силы к тому, чтобы страшная трагедия не повторилась вновь.  Ниже мы приводим выдержки из его  письменного обращения в Гомельское епархиальное управление.

…29 мая 2010 года у нас случилась трагедия: лишил себя жизни единственный сын Александр. Это был долгожданный ребенок. Для меня и моей жены это был подарок Бога. Он у нас был крещеный и всегда носил крестик. Но, к сожалению, мы редко ходили в церковь, но мы и он верили в Бога. Саша рос скромный, послушный, хорошо учился в школе. В школу он пошел в 6 лет и был меньше всех в классе. В свободное время занимался спортом, когда подрос, занимался греблей на байдарках. В 14 лет мы купили ему компьютер. В 15 лет, 28 января этого года, он попросил подключить ему интернет, объясняя, что все друзья общаются по интернету. Мы подключили. Уже в конце марта мы стали замечать, что он подолгу сидит в интернете и с кем-то общается. На наши вопросы отвечал, что переписывается с друзьями и знакомится с новыми людьми, после чего ездил в город встречаться с ними. Спустя короткое время он стал рассказывать, что встречался с «готами». Мы спрашивали, кто такие «готы». Он отвечал, что это сейчас модно, и в школе у них есть «готы», «эмо», «панки», что ему больше нравятся «готы». Позже начал приносить вещи: кофту с непонятными надписями и знаками. Когда спросили, кто ему это дал, отвечал, что это был подарок друга. Стал отращивать волосы, одеваться в черное с разными заклепками и шипами, стал слушать тяжелую музыку.
<...> Попросил как-то пробить сережку в ухо, но мы ему не разрешили, объясняя тем, что он все-таки мальчик, а не девочка, и что выглядит это некрасиво. Пытались убедить, что ему не нужны эти «готы», страшные черные вещи. Он послушался и перестал ездить встречаться с «готами» и так одеваться. Говорил, что больше не поедет на подобные встречи, и вроде бы всё стало хорошо…

…Однажды мы заметили, что он что-то читает. На вопрос, что читает, он ответил, что библию сатаны. Я забрал у него листы и порвал их. Я спросил, где он их взял. Он сказал, что это дал ему друг. Мы стали объяснять, что он крещеный, что у нас есть Бог, что ты читаешь зло, и что так нельзя. Саша пообещал, что больше не будет. Позже стали замечать, что он стал замыкаться и что его перестали интересовать вещи, которые интересовали  раньше. Я начал чаще брать его с собой на рыбалку, играть в футбол. Вроде бы всё снова наладилось. Он стал веселый, стал строить планы на лето. 29 мая собрали Сашу в школу на линейку. С линейки он пришел домой в 12 часов. В это время я был дома, а жена на работе. Он был веселый, принес грамоту.

<...> Жена после работы пошла на концерт в 17.00. После концерта я ее забрал. Саше мы звонили, но он не отвечал. Домой мы приехали в 20.00, открыли дверь и увидели, что наш сын висит в прихожей. Но уже ничего нельзя было сделать. Рядом лежала предсмертная записка: «Всё хорошо, всё просто супер. Всё хорошо, я просто умер». Как выяснилось позже, это были слова одной из песен питерской рок-группы  «Психея».
Когда мы его похоронили и немного отошли от шока, начали разбираться, почему он так сделал и почему написал такие последние слова. В этот страшный вечер компьютер сына оставался включенным. Была открыта страница «В контакте», где он вел переписку, но все сообщения стерты. Позже мы пригласили специалиста по компьютерам, чтобы узнать какую-нибудь информацию. Узнали, что он включил компьютер в 18.10, в 18.48 записал диск. Мы начали пересматривать все его вещи, все тумбочки перерыли, всю его комнату, но диска так и не нашли. В его ящике мы нашли листики, на которых были изображены кресты, ножи, разные буквы, на буквах висели петли. Когда нашли в компьютере его скрытые папки, там были разные ужасного вида рисунки, фотографии, кресты, тексты песен, переведенные на русский, групп «Раммштайн», «Cradle of filth» (Колыбель грязи), немецкой готической группы Lacrimosa и русскоязычной группы Otto Dix (Отто Диксе) и многих других групп, которые поют про смерть, кладбища и на подобные мрачные темы, которые нравятся «готам». Мы начали встречаться с его друзьями, знакомыми, учителями и узнали, что он дружил и переписывался с «готами». Говорили, что его часто видели с ними на кладбище. Саша рассказывал своему другу Андрею, что однажды его пригласили две девочки-готки в кафе. Они угостили его и подарили сотовый телефон. Он сказал, что им было 19 и 21 год. Андрей рассказал нам, что сын от нас многое скрывал. На вопрос, почему Андрей нам ничего не рассказал про походы на кладбище и продолжавшиеся встречи и переписку с «готами», Андрей объяснял, что они сами хотели его оттянуть от этого, и что в последнее время Саша был нормальным: был веселый, всегда шутил.
Я много прочел про «готов» и встречался с ними. «Готы» характеризуются пристрастием к темному восприятию мира, пропагандируют смерть. Всё это можно найти в интернете. У них более 800 сайтов. Эта музыка, которую они слушают, также пропагандирует смерть. Я на всю жизнь запомню слова из этой песни, которые написал мой сын, уходя из жизни. Почему цензура пропускает такие песни? Дети 12-14 лет пишут в интернете просьбы стать «готом». Это ужасно. Мы с женой неоднократно ходили в прокуратуру, рассказывали, что нам говорили друзья сына, просили забрать компьютер для снятия информации с жесткого диска. Распечатывали всё, что у нас было на компьютере, просили опросить друзей, знакомых. Нам отвечали согласием. Но уже прошел месяц, а к нам так никто и не пришел, и никого не опросили. Мы с женой вспомнили про тест психолога. В школе, когда мы встретились с завучем, она сказала, что ничего подобного не было. Я знал, что Саша нам не врал. Я поехал в военкомат: в марте он проходил комиссию. Я поднял его призывное дело и там увидел, что по прохождении тестов в его деле было записано «склонен к суициду». Мы просто в недоумении, почему после таких тестов не вызывают родителей? Почему власти не борются с этим злом? Почему в школы не приглашают служителей церкви, почему нет урока религии?
У нас в роду никогда не было самоубийц ни по моей линии, ни по линии жены. Мой сын попал под влияние темных сил, ему было плохо, он боролся, но не совладал с этим злом. Мы не уберегли своего сына. Мы молимся и будем молиться, просить прощения у Бога. До нашего сознания доходит тогда, когда ничего не вернуть назад. Я рассылаю письма тем ребятам, с которыми сын общался, надеясь, что кто-то прислушается и поменяет свои взгляды.
Есть статистика, которая ведет учет молодых людей, добровольно ушедших из жизни. Данные ужасают, их просто страшно смотреть…

«Обратная сторона темных одежд…»

В качестве комментария к этому письму мы приводим интервью известного московского психолога Изяслава Одливанкина, который долгие годы является сотрудником Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье в Москве и занимается  реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, попавших в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры»

– Изяслав Александрович, скажите, пожалуйста, современные субкультуры и те, что были в моде у молодежи лет 20-30 назад, вполне сопоставимы, или в нынешних есть нечто принципиально новое, неожиданное?
– Пожалуй, нужно отметить две существенные особенности субкультур, о которых мы будем с вами говорить: стремительную быстроту и объем охвата ими человеческой личности, а также их… религиозность. Да-да, религиозный компонент играет все более серьезную роль в подростковых увлечениях! Каков он – особый вопрос. Еще одна принципиальная особенность – это то, что в таких субкультурах участвуют новые люди.
– Что же тут такого неожиданного? Вполне естественно, что всякими новыми веяниями интересуется, прежде всего, молодежь.
– Я имел в виду не возраст, а некие сущностные характеристики. Представители многих современных молодежных субкультур (прежде всего «готов» и «эмо») – это не просто новое поколение. Это именно «новые люди», выражаясь в терминологии известных социальных утопий. Причем хочу сразу подчеркнуть, что особое отличие такого «нового человека» от предшествующего человечества – в фатальной духовной и культурной дезориентации. Но обо всем по порядку. Мне кажется, сейчас важнее говорить не столько о конкретных субкультурах или новомодных культах, сколько о том, что у значительной части молодежи уже сформировано, так сказать, на «бытовом уровне», мировоззрение, которое совершенно спокойно позволяет войти в самый экстремальный культ и буквально потеряться в нем. Дойти до момента практически полной утраты различения граней между культурным увлечением и реальной оккультно-магической практикой, имеющей место в субкультурах, о которых идет речь. Если с этой точки зрения посмотреть на то, какую музыку, литературу, досуг и прочие составляющие культурного поля предпочитают современные подростки, то обнаружится удивительная картина. То, что для нас было субкультурой, неким дополнением к классической и общепринятой современной культурам, для молодых людей теперь является настоящей и единственной культурой, которая формирует их в целом как личности. Другой они просто не знают и знать не хотят. Все их интересы и увлечения находятся в конкретном субкультурном пространстве.
На наших глазах выросло принципиально новое поколение. Поскольку субкультуры – это реальность наших дней, то молодым людям уже не требуется переступать известные этические барьеры, чтобы войти в какую-то группу, противопоставляющую себя общепринятой культуре. Раньше, в предыдущих поколениях, вхождение в «неформальное культурное пространство» предполагало серьезную мировоззренческую ломку. Сейчас – нет. Сознание уже готово к восприятию самых неадекватных составляющих современных субкультурных увлечений. Ну, а дальше существует большое количество рычагов, посредством которых человек затягивается в глубину субкультуры. Причем люди, находящиеся на периферии культа, часто не знают о том, что творится внутри. А ведь в большинстве случаев, если речь идет об известных «темных» культах, их псевдокультурная периферия со всеми ее увлечениями имеет единственной целью ввести человека в область, в которой затем предполагается провести коренное изменение его сознания. Впрочем, сейчас это зачастую бывает лишь некий последний штрих, поскольку коренное изменение сознания происходит значительно раньше. К моменту попадания человека в тот или иной культ оно уже нередко бывает изменено.
– И это облегчает процесс вхождения в глубину «темного» культа?
– Безусловно. Сами посудите: идет борьба за душу человека. Аскетический опыт, открывая нам некоторые стороны этой борьбы, учит, что для темных сил крайне важно ввести человека в область, где он будет дезориентирован. И что сделать это не так-то легко. Для сил, борющихся против человека, это всегда было серьезным процессом. Но в отношении современной молодежи тут особой трудности нет! Вырастая и формируясь в субкультурном поле, они уже находятся в мире, где отсутствуют четкие ориентиры. Те контркультурные явления, которые мы с вами обсуждаем, являются сферой темной, их природа сугубо демоническая, инфернальная. Некоторые из них нисходят в своих глубинах к откровенному сатанизму, некоторые представляют собой перевертыши, где за детскими страшилками-шутками кроется тот же опасный, но для многих, увы, привлекательный мир тьмы. «Готы», например, сами признаются, что их субкультура – это культ тьмы. Но как разобраться в культе тьмы, если ты не знаешь, что в духовном отношении означает истинный свет? Или хотя бы его «проблески» на уровне культуры в целом?!
Помню, как одна девушка долго доказывала мне, что разницы между православным монашеством и «готикой» не существует. Там скорбь по миру – и здесь скорбь по миру. Там черные одеяния – и здесь черные одеяния. И так далее и тому подобное. Сколько я ни пытался ей что-то объяснить, все было без толку. Она искренне не понимала того, что для нас с вами абсолютно очевидно безо всяких объяснений. Я говорил с человеком, который родился и живет в одном мире со мной, но сформировался в каком-то ином его измерении.
– И чем дело кончилось?
– Я все же нашел выход из положения. Когда мы заговорили о монашеских одеяниях и об одежде «готов» – хотя даже то, что возникает такое сравнение, согласитесь, странно! – я обратил внимание на ее перчатки из тонкой лайковой кожи с ажурными вставками и на черные ажурные чулки в «готическом» стиле. «Ты можешь представить себе монашку, у которой под полой длинного черного одеяния такие чулки, как у тебя?» – спросил я. Девочка была разумная, поэтому после некоторого размышления сказала: «Нет… никак». Таким необычным образом мы с ней все-таки определили некоторую разницу между «готами» и монашеством. Но с большим трудом, после нескольких часов обсуждения! Поэтому сейчас, говоря о субкультурах, необходимо говорить не только о некоей культурной аномалии, но, еще раз повторюсь, о том, что в этой аномалии существует и действует поколение, которое в ней же было и воспитано.
Да, может быть, современные молодые люди еще не носили с детства клыки и не играли в вампиров, но они смотрели соответствующие фильмы, читали соответствующие книжки. А нынешние дети уже с пеленок приобщаются к откровенно демонической субкультуре. Причем эта субкультура порой искренне воспринимается молодежью как альтернатива тому реальному злу, в котором мы живем. Узнавая о ведущихся в мире войнах и о прочих негативных явлениях, многие молодые люди видят в субкультурах выход. Расхожий аргумент «готов» звучит так: «Зато я не шатаюсь по улицам, не пью с утра до вечера пиво, не наркоманю, не хожу с голым животом, а имею строгое черное одеяние». И как доказать им, что в этом может быть скрыто больше опасности, чем даже в обычном разгульном, отвратительном образе жизни? Мы имеем дело с очень опасной подменой.
Там, где существует откровенная эскалация зла, разрушения, человеческая душа, как в чуждой себе природе, долго находиться не может, и, вырываясь оттуда, человек ищет иной мир, духовно противоположный. И таковой есть, его можно увидеть, четко обозначив, что там, где ты был, – зло. Там же, где зло предлагается под видом некоего добра, противостоящего злу, возникает самая большая проблема. Наверное, именно через подобные подмены когда-нибудь и придет под видом Христа антихрист.

 

ЭТО НЕ ПРОСТО УВЛЕЧЕНИЕ


– Как вкратце можно определить идеологию «готов»?
– По сути, это темный демонический культ. Такие субкультуры, как «готы» или «эмо», нельзя рассматривать в качестве простого молодежного увлечения. В них, еще раз повторю, существует религиозно-мистическая компонента. А когда человек соприкасается с ней, она входит в пространство его увлечений и начинает действовать. И тогда все эти увлечения приобретают совершенно иную основу и иное продолжение. Например, «эмо» и «готы» носят на себе сатанинскую символику. Они сами могут не придавать ей значения, но тут вступают в силу духовные законы, и известные духовные силы обязательно придадут этому акту особое значение. Собственно, и «организовав» его. Закулисный мир входит в жизнь таких ребят и начинает на нее влиять. Но, конечно, понимают это далеко не все и далеко не сразу. Подростков привлекает, прежде всего, внешняя сторона: сама мода, налет романтики, тайны, изысканности. Привлекает обособленность группы, чувство некоего, если хотите, избранничества. Ведь в «готы» идут ребята умные, достаточно эрудированные, по-своему интеллектуальные. По сравнению со многими другими молодежными «тусовками», «готические» вечеринки выглядят более культурно, утонченно.
Подросток со сниженными интересами будет чувствовать себя там как слон в посудной лавке. Надо отметить, что многие «готы» так и останавливаются на периферии культа, не заходя далеко. Другое дело, что заигрывание с тьмой в любом случае опасно, поэтому тешить себя надеждой, что мой сын или дочь далеко не зайдут, не стоит. Надо четко понимать, что во введении подростка в тот или иной темный культ есть определенная цель. Для темных сил она извечная – это погубление человека. Процесс втягивания в культ вполне отработан. Человек проходит ряд этапов, начиная с моды и увлечений и заканчивая неким актом, означающим инициацию. Этот акт нередко выглядит весьма неприглядно и может быть связан с кровью.
– Что Вы имеете в виду?
– В самом безобидном варианте это будут царапины на руках. Помните, как рыцари приносили клятву, скрепляя ее кровью? Делали надрезы на запястьях и прикасались порезанными местами друг к другу, смешивая кровь. Но нередко мы сталкиваемся и со случаями вампиризма. В подробности вдаваться не хочу. Скажу только, что столь тяжелого повреждения человека, какое происходит после такого акта, мы не наблюдаем ни у наркоманов, ни у адептов других душевредных культов. Нам даже известны случаи формирования зависимости от употребления крови! Конечно, этому подвержены не все подростки, причисляющие себя к «готам». Но возрастная группа, начиная с 15–16 лет, является в данном аспекте группой риска.
– Почему именно они?
– Как правило, такого рода актами кто-то руководит. Эти руководители, опасаясь уголовного наказания, избегают втягивать в них малолеток. Надо понимать и другое: прежде чем подобный акт произойдет, должно произойти формирование человека, его мировоззрения. Надо, чтобы он открылся и воспринял идеи, которые позволят ему впоследствии совершить этот последний шаг. Для меня, поскольку я достаточно глубоко изучил идеологию «готов» и разгребаю последствия их «увлечений», совершенно очевидно, что это не просто культ тьмы, а культ самоубийства.



КОНТРКУЛЬТУРНАЯ ДИВЕРСИЯ


– Течение же «эмо», в которое вливаются дети более младшего возраста, представляет собой суррогат «готики». Только у «готов» культ самоубийц – один из компонентов, и они стараются обставить это довольно-таки театральным образом, а у «эмо» культурной компоненты уже нет, она не нужна. Там отсутствует даже мало-мальски объективное осмысление того, что происходит, а есть просто некие неосознанные реакции. Тут есть над чем задуматься и психиатрам, и священникам. Неслучайно в «эмо» в массе своей идут дети демонстративные, истероидные, имеющие те или иные психические, в том числе сексуальные, отклонения. Как правило, речь идет о психопатологических состояниях. Причем выражающихся уже не просто в эмоциональном плане, а повлекших за собой серьезные поведенческие нарушения.
Если говорить совсем коротко, то это некий культ истерии. В подростковой среде его внедрить совсем нетрудно. И раньше была мода на «настроения»: девочки «интересничали», напрашиваясь на вопрос: «Почему ты грустишь?». И некоторые мальчики ходили с нарочито печальным видом – этакие Пьеро. И мы тоже могли думать: «Ах, я покончу с собой, и тогда она узнает, как я ее любил». Но это были фантазии, которые, как правило, не имели продолжения. У «эмо» же, наоборот, подобные фантазии очень часто имеют реальное продолжение. Если переводить вопрос в духовную плоскость, то я скажу так: фантазии предыдущих поколений были человеческими фантазиями. А тут явственно ощущается присутствие некоей темной духовности. Некоей демонической силы, которая развивает эти фантазии и ведет их дальше. Может быть, мое мнение кого-то удивит, но я считаю наиболее опасной из всех известных субкультур именно «эмо».
– Почему?
– Любая субкультура имеет свою историю и предысторию. Она постепенно составлялась из увлечений молодежи, из музыки, из каких-то более ранних культурных направлений и жанров. «Эмо» же, на мой взгляд, в чистом виде диверсия. У нее нет своей истории. Конечно, мировоззрение для ее принятия было подготовлено предыдущими субкультурами, в том числе «готикой», но сама она не складывалась постепенно, а появилась сразу как нечто завершенное, комплексное и стала прививаться в самой юной среде. То есть произошел некий вброс. И именно в этой самой юной среде действуют самые простые механизмы по погублению личности как таковой! Дети, приобщившиеся к субкультуре «эмо», абсолютно дезориентированы. А субкультура «эмо» – хотя, строго говоря, она даже субкультурой не является, поскольку являет собой некое искусственно сконструированное новообразование, не связанное ни с чем предыдущим, – в свою очередь, делает детей настолько духовно открытыми, что те примитивные механизмы, которые тут действуют, позволяют просто свести человека на нет. Оглянувшись назад лет через десять-пятнадцать, мы, вполне вероятно, увидим, что наибольшее число смертей – в самом прямом смысле слова! – вызвала эта с виду совершенно безобидная субкультурка. В духовном смысле субкультура «эмо» представляет собой некий суррогат сатанизма для детей. Под ее влиянием они становятся послушными проводниками злой воли.
– Если посмотреть, что сами «эмо» пишут о себе, что и как рекламируется на их сайтах, и вспомнить, что это дети от 11 до 14–15 лет, то возникнет шоковое состояние. Запредельный цинизм, грубость, половые извращения, какой-то дикий, уже нечеловеческий разврат.
– А они не считают это развратом. Для них это просто не проблема. Понимаете? Это и есть другое мировоззрение. Принципиально другое. Большинство взрослых пока этого не понимают. Не понимают они и того, что нынешнее увлечение субкультурами не проходит, как в свое время проходили у нас увлечения той или иной модой. Да, мы увлекались самыми разными вещами, далеко не всегда душеполезными. Но мы не приобщались к демонизму! Это кардинальная разница.
Сколько я знаю «готов» – а я, поверьте, знаю их немало, – никто из них не вышел из этой субкультуры без серьезных потерь. На выходе нередко бывает разрушенная личность. Даже те, кого нам вроде бы удалось вырвать из этого культа, не могут полноценно вписаться в нормальную жизнь. Они не могут понести той колоссальной тяжести, которая обрушилась на них из-за соприкосновения с темными силами. Практически все начинают пить. Многие попадают в психиатрическую больницу. Причем врачи не осознают духовной специфики этой проблемы.
Мы сталкиваемся с тем, что, когда такой ребенок попадает в клинику, то через некоторое время он действительно становится психически больным. У него возникают органические нарушения психики. «Эмо» – еще более тяжелый «культик». Говорить о перспективах ребенка, который пребывал в нем достаточно долгое время, довольно затруднительно.
Я вспоминаю изрезанных девчонок, которые в полном смысле слова потеряли человеческий облик. Это какая-то фантастика. Черная фантастика. С каждым годом ситуация становится все тяжелее. Молодежь все теснее обступает примитивная, агрессивная субкультурная среда.
– Но все-таки бывают случаи успешной реабилитации?
– Да. У меня была одна девочка, которая в итоге достаточно успешно вышла из этой области. Правда, оказалось, что она очень много на себя наговаривала. Так нередко бывает. Ребята рассказывают ужасающие вещи, а на самом деле все ложь. Не каждый психолог или психиатр может сразу это распознать.
Мне, признаюсь, тоже понадобилось много времени, чтобы научиться правильно трактовать откровения «готов» и сатанистов. Но у девочки, о которой я говорю, это было не вранье, а какая-то колоссальная фантазия, которая в конце концов стала для нее реальностью. Однако поскольку эта фантазия не успела довести ее до реального губительного акта, она смогла выйти из культа. Однако девочка, надо отдать ей должное, была необычной. Ее случай совсем нетипичен. Она претендовала на роль реформатора «готического» культа, говорила мне о том, что они совсем «потерялись», «забыли свои тайны», сетовала на то, что они «неправильно пьют кровь». Но прошло несколько лет, она с помощью Божией вышла из группировки, уехала из Москвы. И вот в прошлом году мы с ней встретились. Она поступила в православное училище и пришла ко мне побеседовать. Знаете о чем? «Церковь, – заявила она, – заблудилась, и ее надо реформировать».
– Бред реформаторства?
– Да. Так что о полной реабилитации говорить и здесь не приходится.
– А может, и питье крови у «готов» – это фантазии и самооговоры?
– Нет. В данном случае достаточно легко определить, где правда, а где ложь. Как у наркоманов смотрят руки, так и тут есть простой признак: порезы. Я знаю подростков, которые буквально все искромсаны. Причем эти порезы имеют свою специфику. Они отличаются от тех, которые бывают, когда подросток режет руки, предпринимая попытку или изображая суицид. Кроме того, есть и другие признаки.
– Какие?
– Прежде всего, тот, на который сразу обращают внимание родители. Ребенок вдруг становится необычайно умен, логичен, точен и… начинает виртуозно врать. Родители часто говорят: «Мы не понимаем, что произошло. Ему это было несвойственно». Объяснить происходящее можно только с духовной точки зрения, ведь именно такие черты присущи тому, кого Христос назвал «отцом лжи», и кто вдохновляет несчастных детей на подобные акты. Распад личности начинается позже. А вначале, наоборот, создается впечатление интеллектуального прорыва, они даже учатся лучше.
– Что ж, это многократно было описано. Чтобы завлечь человека, лукавый часто дает ему поначалу какие-то сверхвозможности и блага.
– А на этапе реабилитации подростки обнаруживают, что они абсолютно деградируют. Хотя на самом деле они возвращаются к своему нормальному состоянию. От них просто уходит состояние возвышения над миром и этакого все-знания. Вообще, когда они рассказывают свою биографию, создается впечатление, что им очень много лет. Настолько она страшна. А ведь они совсем еще дети.
– Как «готы» относятся к людям?
– К каким людям? У них нет людей вокруг.
– То есть как нет?
– Вы задали очень серьезный вопрос. Особенность адептов темных культов – я имею в виду не профанов, а посвященных – в том, что они не считают людей людьми. Для них люди – это биологические существа, биомасса. Поэтому о сострадании говорить не приходится.
– А себе подобные тоже воспринимаются как объект?
– Теми, кто зашел далеко, да. Однажды к нам в центр привели молодого человека, и нужно было срочно решить, стоит ли вызывать бригаду скорой психиатрической помощи, настолько это был тяжелый случай. Парень был сатанистом и находился в отчаянном состоянии. Но когда отец Анатолий совершил над ним в виде особого исключения один из тех духовных актов, которые существуют в недрах Церкви и коих «демоны трепещут», – все поменялось. Не сразу, а через пару дней. Ни о каком сумасшедшем доме уже не могло быть и речи. И сказал нам этот человек следующее: «Мне очень тяжело. Я теперь хожу и постоянно думаю, что у меня есть семья, дети. А я их оставил. Я не знаю, что делать». В общем, чуть ли не «верните меня обратно»! Он не понимал самого главного: что с ним произошло. Когда он был внутри культа, то ни о ком не вспоминал, никому не сострадал, его вообще мало что волновало. А когда его оттуда вырвали, в нем, прежде всего, проснулись нормальные человеческие чувства: чувство сострадания, чувство ответственности.



ПРИДЁТСЯ НЕМАЛО ПОТРУДИТЬСЯ


– Что сказать родителям, чьи дети еще не попали под влияние субкультур?
– Не расслабляйтесь, это очень опасно. С тьмой нельзя заигрывать ни в каком виде. Особенно когда это делает несформированная детская душа. Мы нередко рассчитываем, что тьма все-таки не до конца черная, что она не тронет ребенка. Но сатана беспощаден. Его задача – погубить человека. Даже небольшое соприкосновение юной души с демоническим миром может отразиться на всей последующей жизни. Оно может непоправимо изуродовать юную душу. Поэтому надо сделать все, чтобы темный мир не коснулся ребенка. А для этого придется немало потрудиться.
– Ну, а какова позиция государства в вопросе молодежных субкультур?
– Государство в этом ничего не понимает.
– Но ему надо попытаться понять, или пусть так все и остается «на волю волн»?
– Если государство позволяет развиваться откровенному сатанизму, я считаю, что оно совершает одно из самых тягчайших преступлений. Другое дело, что государство не обладает механизмом различения. Но все же есть вещи, которые не требуют особенного определения. Нормальное общество всегда их отторгало.
Если государство сейчас не понимает таких вещей, это очень прискорбно. Я недавно был на приеме у одного высокопоставленного чиновника. Он пригласил к себе помощника в чине генерала. Тот пришел и положил на стол папку, на которой были вытеснены перевернутая пятиконечная звезда, морда козла и еще какая-то сатанинская символика. Конечно, генерал никакого отношения к сатанистам не имеет и в их символике не разбирается. Ему просто подарили эту папочку, и она показалась ему эффектной. Но есть вещи, которые не надо понимать! Они отторгаются на культурном уровне. Их не надо объяснять. И если человек в серьезной светской организации ходит с такой папочкой, потому что она ему понравилась, нетрудно предположить, что с духовным состоянием этого человека не все в порядке.
К сожалению, мы сейчас живем в обществе, которое уже не отторгает подобные вещи на культурном уровне, исходя из своего культурного базиса.
Мне приходилось беседовать с руководителями школ, где организовывались «готические» вечеринки. На стенах висели плакаты с сатанинской атрибутикой. Я убедился в том, что глупо говорить о сакральном значении этой атрибутики людям, которые в этом не смыслят. Тебя примут за сектанта или за нездорового человека. Будем надеяться, что воцерковление общества, и государственных деятелей в том числе, поможет навести порядок в данном вопросе.
– Некоторые члены православного медиа-сообщества грудью встают на защиту субкультур. И даже говорят о «православных готах». Могут ли быть православные «готы»?
– Подобные сопоставления дискредитируют Православие. «Готы», как я уже упоминал, любят говорить, что их темный траур и черные монашеские одеяния имеют много общего. На самом деле это просто издевательство, надругательство над христианством со стороны темного мира, который стоит за ними. То, что сами «готы» не понимают таких вещей, вполне простительно. Но меня поражает, что это может быть непонятно кому-то из православных людей. Я не раз говорил с «православными готами» и всегда находил аргументы, которые показывали им полную несов-местимость этого культа с Православием. Но каким образом православные, не будучи «готами», находят аргументы в поддержку «православной готики», уму непостижимо. Непонимание этого, по моему мнению, обнаруживает, как минимум, степень чьей-то недовоцерковленности.