Церковное служение мирян многообразно...

Печать

1Человек,  делающий только первые шаги в храме, не всегда чувствует себя вполне комфортно. Многое бывает непонятно, а порою и страшно бывает попасть в неловкое положение от того, что сделал или сказал что-то не так. Со временем многое становится на свои места. Ритм богослужения становится привычен,  обычным становится и то,  что происходит во время церковной службы и после нее. И нередко бывает так, что за этой привычностью мы упускаем из виду вещи принципиально важные.

Вспоминается один случай, когда на вопрос, адресованный моей знакомой,  о том,  почему она так редко бывает в храме, она ответила, что приходит лишь тогда, когда испытывает в этом потребность. Как нелегко бывает объяснить человеку, что храм не просто место, где человек может удовлетворить свои личные религиозные потребности,  но место,  где,  являя евхаристическое единство во Христе, мы призваны учиться становиться ближе друг другу.  Как объяснить человеку, что Церковь нуждается в нас, мирянах, не в меньшей степени, чем мы нуждаемся в ней?

 

Обращение священника к своим прихожанам начинается со слов «Братья и сестры!». И это не просто дань древней церковной традиции. За этим стоит веками задаваемая норма взаимоотношений внутри приходской общины. Норма, к исполнению которой мы все призваны стремиться. То есть быть братиями и сестрами не только по названию,  но и по содержанию нашей жизни.

 

С момента своего основания Церковь Христова на земле включает в себя как клириков, то есть людей, принявших посвящение в сан,  так и лаиков – мирян. О значении иерархического служения в Церкви написано и сказано достаточно много. Мы же предлагаем тебе сегодня,  дорогой читатель, поразмышлять о церковном служении мирян, его формах и содержании, о роли мирян в жизни Церкви.

2Церковное служе мирян многообразно...

Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх:

– День Святой Пятидесятницы – это день рождения Святой Православной Апостольской Церкви на земле. Небо сошло на землю. На соб-ранных в Сионской горнице апостолов и Божию Матерь сошел Святой Дух, освятил и преобразил их, сделал их бесстрашными проповедниками веры в воскресшего Господа. Апостол Петр в этот день обратился с пламенной проповедью ко всем собравшимся в Иерусалиме, и три тысячи человек единовременно приняли крещение. Так зарождалась Святая Церковь на земле.
Апостольская проповедь прозвучит в различных странах и народах, но с самого ее начала и до сегодняшнего дня важнейшее значение в устроении церковной жизни принадлежит простым людям – церковным труженикам, чьими трудами и молитвами и сейчас зиждется Церковь Христова. Конечно же,  во главе Церкви земной стоят апостольские преемники – архиереи: патриархи, митрополиты и епископы, и мы благодарим Бога за то, что Святая Православная Церковь на протяжении более двух тысяч лет сохраняет непрерывно иерархическое преемство от апостолов. Мы помним слова святого священномученика Игнатия Богоносца: «Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и соборная Церковь» (послание к смирнянам, гл. VIII).
Но в равной степени мы понимаем, что Церковь не может состоять только из иерархии, она не может существовать без простых верующих людей, которых мы также называем мирянами. Какова же их роль в церковной жизни? Каждый человек получает начатки веры, прикасается к азам духовной жизни в своей собственной семье. Наши мамы, бабушки, сестры брали нашу,  еще, может быть, бессмысленную детскую ручку и осеняли нас крестным знамением, приводили в храм, потихоньку воцерковляли, а, самое главное,  молились за нас, просили Бога, чтобы мы выросли верующими людьми. Я знаю один такой пример, когда  мама говорила своим взрослым дочерям: «Когда я выходила замуж и стояла в церкви под венцом, я просила Бога о том, что, если у меня будут дети, пусть они будут верующими людьми». Удивительно, Господь вложил в душу этой девушки мысль просить Бога не о том, чтобы дети жили богато, имели какое-то имущество, а о том, что и есть самое главное для человека. Вот призвание матери, вот назначение семьи – личным примером воспитывать своих детей.
В годы официального государственого атеизма, когда многое из того, что делается в Церкви сейчас, было под строгим запретом, были люди, которые своими молитвами, примером собственной жизни сохранили для нас сокровище Православной веры, передали его следующим поколениям. Сейчас совершенно другие времена. Многие миряне заканчивают богословские курсы, становятся преподавателями приходских Воскресных школ, несут служение сестер милосердия, работают с молодежью, трудятся в церковных СМИ.
Вообще церковное служение мирян многообразно: и пение на клиросе, и помощь в хозяйственных работах по храму. Здесь и ремонт, и уборка, и посильная материальная поддержка. Господь удивительным образом отверзает человеческие сердца. Нередко сейчас встречаются такие жертвователи и помощники, которые стараются сделать все, чтобы их труд и участие были никем не замечены и не получили никакой человеческой благодарности, желая совершить все только во славу Божию. Храм – это наш родной дом, это духовный университет, это место, куда мы приходим , чтобы молитвами святых угодников Божиих, незримо ходатайствующих о нас,  получить особый благодатный мир в свою душу, познать близость Бога к нам. И каждый прихожанин должен чувствовать в том числе и свою личную ответственность за то, что в храме происходит, как он благоукрашается и обновляется. Ведь Церковь – это люди, то есть все мы. И всякий наш малый труд по украшению храма в первую очередь украшает добрыми делами нашу душу. А добрые дела будут сопровождать нас в вечность.

3Миряне призваны свидетельствовать о миссии святой Церкви в мире…

Николай Матрунчик, директор межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение»,  г. Минск:

– Если мы ведем речь о людях, которые понимают, постоянно изучают Священное Писание и Предание Православной Церкви, то роль таких мирян – стараться в первую очередь свидетельствовать о миссии святой Церкви в мире… Мир – это социум, в котором раскрывает свою сущность истинное бытие самой Церкви. И как эта сущность раскроется, как будет понята, зависит, с одной стороны, от восприимчивости самого социума – мира, и с другой – от возможности некоего посредничества, правильной интерпретации того, что составляет суть церковной жизни. В этом мне видится главное значение и роль мирян: доносить своим согражданам (соплеменникам) сущность церковного понимания жизни…
С другой стороны, ответственные миряне очень точно могут донести проблемы и болезни этого мира до церковноначалия, священства. То есть роль мирян в данном случае заключается в определении социальных вызовов современного общества. И эта роль может быть значительно усилена, если миряне будут не только указывать на социальные проблемы, но возьмут на себя, по благословению священников, ответственность в деятельности Церкви по смягчению последствий существующих социальных потрясений и кризисов.
Другими словами, все, что тревожит огромное количество наших граждан: кризис семьи, рост алкоголизма, наркомании и других порочных зависимостей, экологические последствия от потребительского отношения к окружающему миру, эгоистическое самоутверждение личности в ущерб моральным принципам и так далее, все это должно как-то осмысляться Церковью и по возможности квалифицированно разрешаться с непосредственным участием мирян.

4Миряне – это живые и активные члены в Теле Церковном

Ксения Орабей (жена священника), теолог,

г. Пружаны, Брестская обл.:

– Многие прихожане наших храмов трудятся на предприятиях и работают в разных организациях, учатся и сильно устают. Но, если хотя бы небольшое количество времени уделяешь доброму делу на благо Церкви (конечно, это не отменяет участия в Богослужении), то оказывается, что и другие дела с Божией помощью устраиваются легче и быстрее.
Миряне – это такие же живые и активные члены Церкви, как и церковнослужители. Как в человеческом организме у каждого органа есть своя функция, так и в Теле Церковном, где глава – Христос, у каждого члена должно быть свое служение, послушание.

Мирянин должен всегда помнить, что он является христианином не только, когда находится в храме, но и в обычной повседневной жизни стремиться освещать своими добрыми делами темноту и холод человеческого равнодушия и эгоизма. А внутренним призывом должна быть любовь к Богу и стремление прославить Его имя!


5Без мирян Церковь не являлась бы школой любви и молитвы…

Александр Елопов, историк, религиовед, автор и ведущий еженедельной  православной радиопередачи «Ключ  разумения»:

– Роль мирян в Церкви очень велика! Скажем прямо, миряне, без нас Церковь не являлась бы школой любви и молитвы. И не только потому, что священнослужителям было бы невозможно за нашим отсутствием выступать в качестве духовных наставников. Мы ведь их тоже порой учим – и как!
Поставьте себя на место батюшки и оглянитесь. Вот они (в смысле мы) – обступили со всех сторон! То нас не было на службе (кого три недели, кого три года), то вдруг сразу все нагрянули…  Все такие разные – в мини, в макси, только что не в парандже – а год за годом говорят одно и то же: «Благословите!», «Опять не удержался…», «Муж запил, что делать?», «Неделю назад из колонии освободился…», «Сын у церкву хадить ня хоча…», «Соседка – ведьма!» и т. д. Еще вчера не знали, как встать, и кто тот, кому сейчас свечу передают, сегодня же запросто звонят священнику в 10 вечера, чтобы час рассказывать о конце света, наступающем завтра...
Я, возможно, сгущаю краски, но пишу с натуры, и притом далеко не все, что вижу. И как, скажите, батюшке в такой ситуации не возопить молитвенно: «Господи многомилостивый! Сил моих нет, укрепи! Спаси меня от отчаяния, а этих бедных людей от гнева моего!».  Я бы так точно возопил. Представляете, какую силу, и глубину, и высоту, и огнь сердечный приобретает священническая молитва? А без нас разве бы так получилось?
Кто-то скажет, что я просто шучу. Может быть,  и так. Но, как говорится, во всякой шутке есть только доля шутки...

6Реализовать свои способности и таланты в приходе может каждый...

Протоиерей Максим Колеватов, председатель Церковного суда Гомельской епархии:

– Мне вспоминается случай, однажды, во время дежурства в соборе ап. Петра и Павла я увидел женщину, которая, подойдя к церковной лавке, спросила икону «сорока святых». Я поинтересовался, зачем она ей?. Она, махнув в мою сторону рукой, сказала: «Ай, вы всё равно в это не верите!». Было очень горько, ведь мы плывём-то в одной лодке, а гребём, оказывается, в разные стороны.
Так должны или нет духовенство и миряне верить в одно и то же, иметь точки соприкосновения, и находиться в симфонии на пути к Единой Цели? Безусловно, должны! Ведь Церковь – это не только здание, это все мы: и иерархия, и духовенство, и миряне, образуем Единое Тело Церкви, в котором Глава Христос, а члены – верующие. Никто не спасается в одиночку, а все вместе во Христе. Вся жизнь исходит от Главы, а тело только принимает благодать, но связь между нами неразрывна.  
Устанавливается наше обоюдное участие в единой жизни: «[Дабы мы]…истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4, 15-16). Апостол Павел указывает нам на основное начало христианской жизни: живое сознание всеобщего единства в Боге, Христе и Церкви.
Вершина церковной жизни названа греческим словом «литургия», что означает «общее дело». Ведь священник не может совершать Божественную литургию, если в храме нет прихожан, нет его «сотрудников». Нельзя думать, что быть христианином – значит быть лишь порядочным человеком, ходящим в церковь. «Христианин есть человек, обращённый к Богу через Христа; человек, живущий полнотой истины Христовой, живущий во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами; человек, покоряющий себя смирению и любви, стремящийся существенно преобразить и свою личную, и общую жизнь, и готовый ради этого на всякий труд и подвиг; человек, верный Христу и в церковной, и в мирской жизни», – писал профессор Свято-Владимирской академии С. Верховской.
Реализовать себя, свои способности, свои таланты на приходе может каждый христианин. Этому способствует и церковный Устав зарегистрированного прихода, где прописано, что в каждом храме существует приходское собрание, членом которого может стать каждый мирянин, подав письменное заявление; есть приходской совет, который совместно с отцом настоятелем налаживает церковную жизнь на приходе и руководит им; есть и дела социального служения и благотворительности, и дела миссионерской работы. Да и в храме при желании найдётся много дел, в которых можно поучаствовать.
Думаю, что самое трудное в Церкви то, что является самым главным – молитва. Бого-служение – важнее всего, это все должны осознавать, потому что, в противном случае, это будет то самое «христианство и», о котором писал К. С. Льюис, – то, что желает лукавый сделать с нами, если ему не удалось вовсе отвести человека от веры и Церкви. Он хочет сделать человека «христианином и»: христианином и политиком, христианином и журналистом, христианином и уборщицей, тружеником церковного издательства, трапезной, членом молодёжного братства и т.д. Вот такое «христианство и» – очень опасная и искусительная  вещь.