О ком забыть не вправе …

Печать

Viktor-Semenovich-OskinИсторическая память народа немыслима без памяти о тех, кто на деле исполнил высшую заповедь Евангелия, положив «душу свою за други своя» (Ин. 15.13). Одним из таких людей был подполковник Виктор Семёнович Оськин. Ценой своей жизни он спас многих гомельчан от неминуемой гибели, до последней возможности отводя свой горящий самолет от города.

Герой родился в селе с удивительным названием Успено-Раевка Курской области. В названии села причудливо соединились два слова – рай и Успение. В двадцатидвухлетнем возрасте скромный юноша с отличием окончил Тамбовское высшее училище лётчиков. Его имя было высечено на мраморной доске, на которую заносились имена выдающихся выпускников училища. Позже В. С. Оськин окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

Виктор Семенович служил в полку, базировавшемся на Зябровском аэродроме, расположенном в двадцати пяти километрах от Гомеля. Здесь он летал на стотонном сверхзвуковом ракетоносце, красавце ТУ-22.

24 июля 1992 года подполковник В. С. Оськин, в соответствии с планом боевой подготовки, должен был выполнить «упражнение 301». Такое кодовое название имел контрольный полёт по кругу для восстановления и подтверждения лётных навыков у лётчиков, возвратившихся из отпуска, то есть у тех, кто продолжительное время не летал. Из отпуска возвратился командир эскадрильи подполковник Александр Степанков. У него и принимался контрольный полёт. В. С. Оськин в этом полёте был в качестве инструктора. Штурманом заступал штурман эскадрильи майор Николай Иванов. Все трое были профессиональными пилотами первого класса.

В названный день в 17 часов ТУ-22У поднялся с Зябровского аэродрома. Когда самолёт находился над южной частью Гомеля – Новобелицей – отказал левый двигатель и загорелись топливные баки. Шла вторая минута полёта. Падение самолёта на город вызвало бы большие человеческие жертвы, пожары и разрушения, превратив половину Белицы в огненное месиво. Экипаж стал разворачивать горящий самолёт в сторону от города. В это время отказал и загорелся второй двигатель. Виктор Семёнович Оськин отдал экипажу команду катапультироваться. Сам же продолжал уводить падающую стотонную машину дальше от города. Но внизу – дачный посёлок. Там люди. Рядом слева – железнодорожная станция Лисички. А впереди – нефтебаза. Взрыв и страшный пожар неизбежен. Герой уводит горящий самолёт направо. Там, за железнодорожной линией, лесной массив. Самолёт стремительно теряет высоту. Заканчивается вторая минута полёта. Самоотверженный пилот катапультировался лишь тогда, когда убедился, что самолет упадёт в безлюдном месте. Но высота уже была потеряна. Минимальная высота, катапультирование при которой сохраняет жизнь пилота, – 400 метров. Этой высоты не было. Самолёт был уже у земли, и парашют не успел раскрыться.
Спасая жизни людей, герой погиб. На месте гибели Виктора Семеновича Оськина установлен памятный знак. Это в километре от станции Лисички, в ста метрах от железнодорожного полотна. Виктору Оськину посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Гомеля». Его имя носит одна из улиц. Музей боевой и рабочей славы школы № 41 бережно сохраняет документы и экспонаты, посвященные  герою. Похоронен Виктор Семенович Оськин на городском кладбище (четырнадцатый километр Черниговского шоссе, в Аллее погибших лётчиков). На его надгробии выбиты слова: «Человек – остановись! Здесь покоится Герой, ценою своей жизни спасший сотни жителей города Гомеля. Почти его память молчанья минутой».
Вспомним и мы в своих молитвах раба Божия Виктора, и да упокоит Всемилостивый Господь его душу, и  «учинит  в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют, яко светила…».


Евгений Ткач