Вопрос - Ответ

Печать

igumen-Savva

Отвечает игумен САВВА (МАЖУКО), Свято-Никольский мужской монастырь, г. Гомель:

– Почему Православная Церковь будоражит народ, призывая к отмене смертной казни? Смертную казнь отменять в нашей стране в наше время пока ещё рано.

− Я согласен с автором вопроса в последнем пункте – отменять смертную казнь в нашей стране ещё рано. Что касается того, что Церковь будоражит народ, то знаете, есть такая психологическая установка у большинства людей внешних по отношению к церкви – как-то упрощать церковную позицию, я с этим очень часто сталкиваюсь. Иногда у людей создаётся впечатление, что у Церкви на все вопросы есть ответы. На самом деле это не так. Есть огромные пласты проблем, которые и в Церкви остаются проблемами. Это поле для творчества, поле для разномыслия, которое апостол Павел оправдывал и называл плодотворными для жизни церковной. Какие-то иерархи – за отмену смертной казни, кто-то против. Я считаю, что сейчас не время с этим баловаться. Общество не готово, нужно смотреть на состояние общества. По моему мнению, этот принцип «меньшего зла» не должен ускользать от внимания взрослых людей.

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» по поводу смертной казни:

Особая мера наказания − смертная казнь признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании, ни в историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем Церковь часто принимает на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до 1905 года смертная казнь применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью, именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей мере наказания. Отмена смертной казни даёт больше возможности для работы с оступившимся и для его собственного покаяния. Наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку. И вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь или не осуществляют её на практике, помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести. Церковь приветствует такие шаги, она признаёт, что вопрос о неприменении или отмене смертной казни должен решаться обществом свободно в зависимости от состояния в нём преступности, правоохранительной судебной системы, из соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

–  Зачем в церкви ставят свечи? Зачем иногда гасится при богослужении свет?
– Изначально церковное богослужение это было собрание общины, которое сопровождалось непременно всенощным бдением, переходящим в Литургию. Вся община, как мы бы сказали, «скидывалась» на масло для светильников для освещения помещения ночью, это было общим делом, так и переводится само слово литургия. Позже эта традиция осталась − участвовать в освещении церкви. То, что вы покупаете свечку, это важный знак, символ («человек – животное символическое», как говорил один учёный), вы  не просто ставите её какому-то святому, или как знак молитвы, но это и участие в общем богослужении, вы активно приобщаетесь к жизни Церкви.
Почему на службе иногда гасятся свечи? Есть такой момент, называется «шестопсалмием», когда гасятся все свечи. Дело в том, что в древности (в афонских монастырях до сих пор эта традиция сохраняется) самые важные покаянные псалмы читает самый важный человек, который находится в церкви, если архиепископ − архиепископ,  если патриарх − патриарх. Читает всегда наизусть при полностью потушенных свечах. Значение этих псалмов так важно, что верующие отключают один из органов чувств, чтобы не рассеиваться умом, а только погружаться в слова молитвы. Даже если теперь богослужение проводится при дневном свете, то из уважения к древней традиции свечи гасятся.