АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Печать

2012_6_Savva1


Гость рубрики – один из постоянных авторов нашего журнала, насельник Свято-Никольского монастыря, многолетний преподаватель Воскресной школы, архимандрит Савва (Мажуко)И разговор у нас сегодня пойдет о воспитании детей, вернее,о христианских принципах этого многосложного процесса.

Научить человека быть свободным

– Отец Савва, что, на ваш взгляд, является главным в христианском воспитании?

– На мой взгляд, главный принцип, на котором базируется настоящее христианское воспитание – христианский гуманизм. Человек со всей своей историей ошибок и достижений, с христианской точки зрения, гораздо ценнее каких бы то ни было идей, политических систем и устройств, ценнее всех золотовалютных запасов и богатств и т. д. Потому что, вводя в этот мир нового человека, Господь вводит чудо. Это чудо, потому что каждый человек совершенно неповторим, уникален, ведь он родился в определённое время, в определённом месте, в определённой семье, и его историю никто никогда не сможет повторить. Но при всём этом, человека с рождения одолевают всякие страсти, потому что мы не только богообразные существа, мы ещё и повреждённые существа. Поэтому и необходимо воспитание – оно должно помочь ребёнку не оскотиниться (именно этим христианский гуманизм отличается от какого-нибудь светского, атеистического). А это значит, что свободу детей надо каким-то образом ущемлять. Что мы, собственно, и делаем. Например, мы им насильственно навязываем свой язык, в то время как малыш хочет разговаривать на своём языке. Мы навязываем нашим детям свои ценности, представления о мире. Всё это, на самом деле, является ограничением свободы ребёнка, но без этого он не станет человеком.

– То есть, путём навязывания своих представлений мы сможем вылепить из ребёнка полноценного человека?

–Да, и это нормально, естественно. В общем-то, каждая здоровая нация озабочена тем, чтобы воспроизвести себя в своих детях. А это подразумевает под собой воспроизведение в языке, в традициях, в культуре.

– А что, по-вашему, необходимо для этого?

– Что на самом деле влияет на то, чтобы человек вырос хорошим или дурным, никто вам не скажет. Это вещи, которые нам не дано предугадать, мы не знаем, «чем наше слово отзовётся». Вроде всё вкладываешь и сам человек хороший, приличный, а вырастает какой-то урод. Здесь, к сожаленью, мы не можем дать точный рецепт правильного воспитания.

Но всё же человек живёт на этой земле очень давно, много чего повидал, и есть определённые наработки в воспитании, проверенные тысячелетиями. К таким наработкам относятся следующие принципы: ребёнок должен восприниматься как слуга, его необходимо воспитывать в труде, надо прививать ему такие чувства, как любовь, нежность, благодарность, способность сочувствовать, научить быть свободным. Замечу, что вышеперечисленное не относится к исключительно христианским принципам. Они выработаны традиционным обществом и проверены многовековым опытом человечества, но с христианской точки зрения они неоспоримо верны.

– Расскажите о каждом принципе подробнее. Почему ребёнок должен восприниматься как слуга?

2012_6_Savva2– В любом здоровом традиционном обществе ребёнок воспринимался не как потребитель, а как слуга. Если мы обратимся к языку, то увидим, что это на самом деле так и есть. Посмотрите, наше белорусское слово «хлопец» происходит от «холоп», что значит «слуга»; латинское «puer» тоже имеет два значения – «мальчик» и «слуга»; греческое «pais» значит «мальчик» и «слуга»; славянское слово «отрок» – это «мальчик» и «слуга», французское «garson» – «мальчик» и «слуга»; английское «boy» – тоже «мальчик» и «слуга». И это не случайная двойственность значений.

Никто ещё не убедил меня в том, что возможна дружба взрослого и ребёнка. Не может быть дружбы взрослого и ребёнка. Я в этом уверен. Да, вы можете ладить, иметь прекрасные отношения. Но настоящая дружба может быть только между равными, а взрослый и ребёнок не равны. Наш мир иерархичен, и у каждого свои задачи, своя степень ответственности, своё место. Место ребёнка в семье – это место слуги. Но не надо эту мысль извращать и превращать детство в каторгу. Говоря о том, что ребёнок – слуга, я имею в виду здоровые иерархические отношения. Это значит, что в семье есть батька, и есть мать. И именно им принадлежит «главное слово».

Мне очень нравилось, что раньше родителей называли на Вы. Это как раз отображало иерархичность, священность образа отца и матери. Может быть, сейчас это чересчур и, наверное, совершенно невозможно в наших условиях, когда мы живём в квартирах и видим по утрам этого батьку не в величественном облачении, а стоящим в трусах и чистящим зубы. Но, тем не менее, должна сохраняться благоговейность по отношению к отцу и матери. Потому что, что бы не говорило законодательство, родители имеют над своим ребёнком власть, эта власть сакральна. Недаром христиане верят в силу отцовского или материнского слова и так осторожно относятся ко всякого рода проклятиям. Родительское благословение имеет огромное значение для судьбы ребёнка. Очень важно не довести родителей до того, чтобы они тебя прокляли. Мы не знаем как, но это влияет на судьбу человека, что-то там надламывается.

Таким образом, если вы хотите вырастить нравственно здорового ребёнка, он должен с раннего детства знать, что его место – это место слуги. И, чтобы ребёнок помнил это, родителям необходимо время от времени «ставить его на место». И тут возникают вопросы: а как можно это сделать? Можно ли бить детей, спрашивают. Но когда некоторым родителям говоришь о необходимости дисциплины, строгости, что подразумевает и возможность отшлёпать, они негодуют, мол, хотите нас к домострою вернуть!

– А как же правило педагогов: шлёпать детей можно только до трёх лет, потому что после этого возраста ребёнок помнит, что родители применяли к нему физические наказания?

– Замечательно, если вы сумеете так воспитать ребёнка до трёх лет, настолько словесным и окультуренным, что он будет слова понимать. Но ведь часто родители не справляются с этим планом. И вот эта страстная, греховная борьба, которая живёт в человеке с самого раннего детства, обрекает нас на то, что мы, будучи взрослыми, часто выбираем не между добром и злом, а между меньшим злом и большим злом. В этом состоит бремя человека: он должен иногда делать плохие вещи, чтобы не совершились вещи ещё хуже.

Вот один мой приятель, когда женился, говорил: «Пальцем не трону своего ребёнка, никогда!». И однажды как-то пришёл ко мне с совершенно серым лицом и говорит: «Я своего сына отшлёпал». Я спрашиваю: «Ну и как ощущения?». На что он отвечает: «Так на душе противно, так гадко! Но я должен был это сделать…». Понимаете, иногда бывают ситуации, когда ребёнка необходимо «выключить», потому что он сам не способен это сделать. Для этого, видимо, Господь и создал у человека «мягкое место».

– Поясните  принцип  воспитания в труде.

– Как я уже сказал, ребёнок должен входить в общество отроком, гарсоном, слугой, а не потребителем. Но наша современная цивилизация – это почему-то цивилизация детской праздности. Возможно, это связано с тем, что они хорошо кушают, имеют много развлечений, хорошо одеваются, по сравнению с моим советским детством. Я не скажу, что это плохо, наверное, хорошо, но ценить это наши дети перестали. А не ценят потому, что не чувствуют труда.

Поэтому детей с самого раннего возраста надо приучать к труду. Это не так уж сложно. Просто необходима система, ежедневная трудовая повинность. Например, готовите вы обед, а ребёнок должен три картошины обчистить, хотя бы три, но он должен это сделать сам. Даже если он как-то корявенько их чистит, имейте терпение, не прогоняйте ребёнка, не выполняйте его обязанность за него. Возможно, поначалу он будет психовать, кидаться клавиатурой, биться головой об стенку, но, если вы будете настаивать на своём, он это сделает: почистит картошку, помоет пол и т.д. И ребёнку очень помогает наличие системы. Он начинает даже сам себя уважать, ведь он не бездельник какой-то, а тоже приложил руку к хозяйству.

Такая система не только приучает ребёнка к труду, но и заставляет чувствовать труд, который совершают ради него взрослые. Он начинает ценить то, что мама приготовила ему завтрак, для чего подскочила на полтора часа раньше, что его мама постирала эти вещи, из-за чего, возможно, содрала на пальцах кожу, что мама убирала, отчего, наверное, очень устала. Ребёнок становится внимательным к вам, к вашей заботе.

А что такое внимательность? Это благодарность сердца. Благодарность является основой христианской жизни. Не молитвы, не хождение в церковь, а именно благодарность. Если её нет, то почитание икон, соблюдение поста – это всё комедия, и никакого отношения к христианству не имеет. Ведь именно внимательность к чужому труду и благодарное сердце – вот признаки подлинного христианина.

Поэтому важно воспитывать ребёнка в благодарности: научить быть благодарным другим, и самим родителям хвалить своего ребёнка, поощрять, но не тщеславие, а труд, показывать, что вы действительно интересуетесь им и гордитесь его достижениями.

2012_6_Savva4– Что значит быть свободным?

– Смысл воспитательного процесса состоит в том, чтобы научить человека быть свободным. А быть свободным может только воспитанный человек, который осознаёт свою ответственность, умеет себя сдерживать, это всегда человек высокой культуры, высокого стиля мысли. Но если таких качеств нет, то глупо говорить о какой-то свободе.

Например, вот эти права ребёнка. Идея, в принципе, неплохая. Но когда ребёнку, который ещё не научился быть свободным, рассказывают о его правах – то рискуют получить нравственного урода. Ведь, для того, чтобы правильно пользоваться своими правами, необходимо научиться быть ответственным за свои поступки. То есть вырастить по-настоящему свободного человека – это труд.

Но, с другой стороны, часто родители сами мешают стать ребёнку свободным, особенно те, которые страдают такой «болезнью», как гиперопека. Такие родители могут опекать своих детей чуть ли не до их пенсионного возраста.

Но нужно помнить, с самого первого момента, как только малыш появился на свет, надо знать, что однажды ребёнок уйдёт. Он вас покинет, и вы его покинете, потому что, скорее всего, вы умрёте раньше. И ему предстоит вас похоронить, глаза ваши закрыть. Это грустно, печально, но это так.

Когда ребёнок маленький, между ним и родителями ещё очень тесная, «сросшаяся» связь. Но со временем его жизненная ветвь будет всё дальше и дальше отходить от вашей. И родителям надо это осознавать. Жизнь ребёнка – это его история. Конечно, мы навязываем свой язык, свои ценности, но нельзя ему  навязывать такие вещи, как представления об успехе, о правильной профессии. Да, необходимо советовать, потому что у нас есть опыт определённый, может быть, даже где-то настаивать. Но при этом надо помнить, что ему жить с этой девушкой, ему учиться в этом университете, ему заниматься этой профессией, это его выбор. Поэтому не только у детей должно быть благоговейное отношение к отцу и матери, но и родители должны так же относиться к жизни своего ребёнка. Должна быть некая благоговейная дистанция, которая не даёт право безапелляционно вторгаться в судьбу взрослеющего человека.

Знаете, у одного моего знакомого сын погиб, и, когда мы разговаривали о нём, приятель сказал, что его сын был украшением этого мира. Вот это благоговейное отношение настоящего родителя, когда мы видим красоту своего ребёнка, смотрим на него как на чудо, украшение бытия, а не свою собственность. Ведь дети – они нам не принадлежат, мы лишь причастны к их появлению на свет.

Вообще, где есть собственничество, там нет любви. Оно убивает любовь между женой и мужем, когда один супруг посягает на другого как на свою собственность, между детьми и родителями, если родители считают детей своей собственностью. Поэтому искореняйте в себе это чувство.

– А что ещё важно в воспитании?

– Очень важно воспитывать ребёнка в любви, и важно, чтобы он учился любить, проявлять знаки внимания. А учится он этому у своих родителей путём подражания. Если вы будете показывать свою любовь к ребёнку, то он хотя бы в каких-то внешних знаках будет осознавать, что такое любовь.

К сожаленью, современный человек стесняется проявлять свою нежность. А ребёнку, чтобы он не стеснялся этой нежности, надо её прививать с самого раннего детства. Но он не будет стесняться только в том случае, если не будете стесняться её вы, родители.

Если ребёнок научится любить, то он будет уметь сочувствовать другим людям, что тоже является важным христианским качеством человека.

Я помню, когда был совсем маленьким, то, как и все дети, дрался со своими братьями. И как-то мы с моим младшим братом взялись из-за чего-то дубаситься, и я его стал, видимо, сильно бить по спине. А он закричал: «Мне больно». Вот у меня до сих пор стоит в ушах этот вскрик, потому что тогда я впервые почувствовал, что другому человеку может быть так же больно, как мне. И у меня даже были потом проблемы, потому что я вообще не мог драться, боялся ударить другого человека. Сочувствие мешало мне обидеть кого-либо.

– Современным детям не хватает внимания родителей?

2012_6_Savva3– К сожаленью, да. Возможно, кто-то скажет, что сейчас жизнь такая. Да, она непростая, но я хочу сказать, что мы все очень хорошо живём и не надо драматизировать. Пусть существуют некоторые проблемы, тревога о завтрашнем дне. Но жильё есть, горячая вода есть, её не надо, как когда-то, греть. И ведь наши далёкие предки не могли просто электрический чайник включить или на газ воду поставить, а надо было разжечь огонь и постоянно поддерживать его в очаге. Одежда есть, еды хватает. Да, ругают химию. Но, может быть, благодаря этой химии мы с голоду все не помираем.

А суета, из-за которой не хватает времени поговорить с ребёнком – это искусственная вещь. Часто сами родители снимают с себя ответственность за воспитание малыша: сажают его перед компьютером, включают мультфильм или игру, а сами занимаются своими делами. Но надо всегда стараться находить время на ребёнка. Ведь дни идут очень быстро, и вы можете не заметить, как пройдут эти красивые годы, когда ребёнок рос, когда можно было с ним побаловаться, посюсюкать, поболтать о всякой чепухе. И для ребёнка очень важно провести эти годы рядом с вами. Ведь малыша Господь нам и для радости даёт, кроме всего прочего. А вы можете не успеть порадоваться. Поэтому, пока есть время, возитесь с ваши ребёнком, разговариваёте с ним, читайте ему сказки, учите вместе новые слова, рассказывайте о своём детстве – очень важно ребёнку рассказывать о своём детстве.

Кроме того, когда ребёнок растёт – он очень быстро меняется. Прошло пару месяцев – и он совсем другой человек. И мы, родители, обречены знакомиться со своим ребёнком снова и снова. Особенно это заметно, если, например, отправить его на месяц другой в лагерь. Он ведь возвратится оттуда совсем другим человеком, и с ним надо будет снова познакомиться! Потому что он узнал что-то новое, поменялось его самоощущение, его ценности, лексика. Поэтому родители обязательно должны быть рядом, чтобы не потерять своего ребёнка, не стать чужими.

Наполнить своё сердце радостью и благодарностью Богу за то, что мы причастны к появлению на свет этого чуда – вот оно, качество настоящих родителей. Это по-христиански.