Да, да, точно так же, как у классика. Девушки гадали. Гадали на воске, на картах, на башмачке, на колечке. Гадали наши бабушки, мамы, гадали мы, гадают наши младшие сестры. Разнообразные «рецепты» гаданий можно прочитать в любом женском журнале. И почти каждый может рассказать «правдивую» историю о том, что все сбылось прямо по загаданному. Что же хотят знать наши девушки? Прежде всего, все о суженом. Выйдешь замуж или не выйдешь? За богатого или за бедного? За красивого или не очень? На все эти вопросы обещает дать ответы гадание. Но вот только есть одна проблема: «рецепты» распознавания будущего печатаются не полностью! Умалчивается обычно то, что перед началом гадания девушки (обязательно!) снимали с себя нательный крест и закрывали иконы рушниками, т.е. сознательно удалялись от Бога и отдавали себя в руки бесов… Не слишком ли большая цена за призрачное видение будущего?
Многие могут возразить, что святочные гадания – это часть нашей культуры. Это бесспорно. Но всякое ли культурное наследие стоит продолжать и развивать? Давайте попробуем разобраться.
Занимаясь гаданием, человек получает определенную информацию. Но каков источник этих знаний? Кто стоит за всеми этими загадочными фразами, звуками, сочетаниями карт, цветов? Кому все это выгодно? Чью тень мы видим в зеркальном коридоре при горящих свечах? Кого мы пускаем в свои спальни, завесив иконы и сняв крест? А самое главное, чем будем платить за те крупицы «знаний», полученных при гадании? Не своим ли бессмертием в вечности? Но даже если вы неверующий человек, и вас не волнует вопрос посмертного воздаяния, давайте рассмотрим психологический аспект проблемы, приносящий печальные плоды уже в этой жизни. Сколько молоденьких девушек, вытащив из-под подушки имя «суженого», даже не смотрят на других молодых людей – добрых, умных, порядочных, любящих – только по той причине, что их имена не соответствуют нагаданному. А сколько людей, в шутку нагадавших себе болезнь, действительно заболевают, поверив в ее неотвратимость?
В чем же секрет популярности святочных гаданий? Прежде всего, в таинственности. Приятно на секунду почувствовать себя «добрым волшебником», эдаким вершителем судеб. Следом идет элемент общедоступности. Каждый может путем несложных манипуляций с обычными предметами узнать свое будущее, причем вроде бы самостоятельно и бесплатно. Наконец, верящий в гадание человек в определенном смысле снимает с себя всякую ответственность: так уж легли карты (бобы, кофейная гуща и т.д.), и ничего тут не поделаешь. Как сказал английский писатель Г.К.Честертон, что когда люди отказываются от веры в Бога, они начинают верить во все остальное. Но если мы считаем себя православными христианами, то должны выбросить из своей жизни все эти языческие пережитки магических культов, порожденные страхом перед будущим, и, став в эти святочные дни перед иконой, раз и навсегда сказать Господу: «Да будет воля Твоя», с твердой уверенностью, что ничего дурного с нами не случится, потому что нас оберегает сам Господь.
Но что же делать, если желание верить только Богу есть, а силы преодолеть соблазн или сложившуюся привычку не хватает? В этом именно случае и необходима помощь Церкви. Вся церковная практика направлена на укрепление наших духовных сил и исцеление недугов. Человек, посещающий храм в великие праздники (такие как Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Пасха, Троица и др.), а также регулярно причащающийся, получает необходимую благодатную поддержку от Господа, укрепляющую нашу волю и исцеляющую от последствий бесовского воздействия на душу и тело (сглаз, порча и т.п.).