ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
Архимандрит Савва (Мажуко)
Церковные «братья и сестры» – это простая красивая метафора? Что делает нас одной духовной семьёй? Говорят, что в Русмынии во времена Чаушеску строили огромные многоквартирные дома, удобные и современные, но с одним изъяном: в них не было кухонь. Можете себе это представить? Я не могу. Как же без кухни? Холостяк или студент – куда ни шло, но ведь это все строилось для семейных людей!
Подробнее...
История про лень и лицемерие
Для меня всегда самой большой проблемой было вовремя проснуться поутру. Ложась спать, я думал о том, что завтра я встану в шесть часов, обольюсь холодной водой, помолюсь, сделаю зарядку и в прекрасном расположении духа двинусь на работу. Но я просыпался в шесть и… опять говорил себе: «Пять минут еще можно поспать!», – после чего спал еще час. Когда я просыпался во второй раз, время было уже бежать на работу. Я, как ошпаренный, выпрыгивал из кровати, быстро одевался и, не помолившись, не умывшись, несся на остановку.
Подробнее...
Важно искреннее желание избавиться…
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан
Лень, как греховное, страстное состояние души, чаще всего подкрадывается к нам незаметно. И человек долгое время может и не замечать того, что попал в её цепкие лапы. Все отклонения от обычного течения своей жизни он объясняет разными естественными и объективными причинами. Эта страстная болезнь может до определенной степени усиливаться. Если же человек начинает замечать за собой неладное, начинает осознавать всю гибельность своего состояния – это может стать началом выздоровления. Важно искреннее желание избавиться от ленивого плена. Для этого необходимо стремиться обогатить душу благодатным духовным содержанием. Это дается и через церковное богослужение, и чрез то, что именуется тайным разговором души с Богом. Господь никогда не оставит человека в его стремлении побороть страсть. Помощь приходит незамедлительно. Конечно же, важное значение имеет здесь Таинство исповеди. В нем уничтожается грех и полагается начало новой жизни, жизни, в которой своим твердым намерением к исправлению и содействием Божиим человек мало-помалу побеждает страсть.
Подробнее...
ЛЕНЬ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
С детства мы приучены считать лень недостатком, с которым нужно вести непримиримую борьбу. Античные мудрецы лень считали матерью всех пороков. У Данте в «Божественной комедии» лентяи находятся в пятом круге ада. Однако эта проблема только на первый взгляд кажется простой для понимания. Лень принимает порой такой причудливый вид, так маскируется, что может выглядеть вполне симпатично и иметь веские основания для этого.
В фольклоре, литературе создана целая галерея образов обаятельных лентяев, которым благоволит фортуна. Только фантазия лентяя может додуматься до печки-такси, скатерти-самобранки, сапог-скороходов, молочных рек с кисельными берегами. Емеля (у которого и фамилия имеется, только мало кому известная, – Кармушкин), Иванушка из сказки «Конек-Горбунок», Незнайка, Обломов – хрестоматийные образы. И все они вызывают у нас теплые чувства. Может, потому и сопереживаем этим героям, что нам самим не чуждо это чувство? Ну, кто в детстве не фантазировал о чуде-ручке, которая сама пишет сочинение и решает задачу, о волшебной семечке, благодаря которой мгновенно выучивается стихотворение? Как здорово было бы жить на свете, если б на хлебном дереве действительно росли булки, а с него лианой спускалась гирлянда сосисок! Еще античные греки рисовали картины такого изобилия в мифическом городе Сибарисе: «Речка приносит нам огромные ячменные лепешки, а другой поток гонит волны сырных пирогов, жареного мяса и вареных скатов. С одной стороны плывут жареные каракатицы, раки и лангусты, с другой – колбаски и рубленое мясцо; здесь анчоусы, там блины. Отбивные сами собой тушатся и прыгают в рот, а пирожные из нежной муки так и плавают вокруг». Знакомый образ, если вспомнить гоголевского персонажа, в рот которого галушки сами прыгают, не забыв обмакнуть себя в сметану. В поэтической утопии Феокрита река Кратис превращается в реку красного вина, а река Сибарис – в реку, текущую медом. Тоже узнаваемый пейзаж по русским сказкам.
Подробнее...
«Возлюби труд, и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога». Преп. Антоний Великий
Мы часто говорим «мне лень», «лениво что-то», «если тебе не лень». Мило улыбаясь при слове «лень», полагаем порой, что речь идёт о безобидном и вовсе не страшном качестве, которое присуще всем людям. Говорить о лени, как о чем-то греховном, кажется некоторым фанатизмом. Даже в народе лень называют ласково: «матушкой». Помните, старую поговорку: «Лень, матушка, раньше нас родилась»? То есть лень всегда с нами? А мы можем и не замечать её разрушительного действия? Есть мнение некоторых исследователей, что стремление лениться заложено в генах и является внутренним «будильником», который начинает звонить, когда организм устает, без лени долго не проживешь. Но то, о чем говорят исследователи, это не лень, а усталость. Усталость – это и есть внутренний будильник, который срабатывает тогда, когда необходимо сделать остановку.
Подробнее...
Архимандрит Савва (Мажуко)
Светлое Христово Воскресение
Праздник Пасхи – это праздник благодарности, ведь именно благодарность лежит в основании христианства. Быть благодарным – это талант, это особое помазание. Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Богу мы не можем воздать ничем, поэтому и все наши жертвы Ему – «Твоя от Твоих». Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – вопрошает Псалмопевец, и отвечает: Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс 115:3–4). Принять с благодарностью то, что подаёт нам Господь – вот наш труд и наш подвиг и наша миссия. Отличие благодарного человека – способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто обретая зрение, начинает видеть вещи, которых до того не замечал. Поэтому благодарность лежит в основе и религии, и любви, и творчества. Благодарность – это особое отношение человека к Богу и миру, состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение. Человек благодарный открыт другому и поэтому через благодарность приобщается уже не чужому труду, красоте и любви и радости. Радость даётся нам по причастию к источнику радости через благодарность.
Подробнее...
Архимандрит Савва (Мажуко)
Страстная Суббота
Возлег уснул еси яко лев, – так пелось на субботней утрене. Древние христиане вспоминали в этом песнопении пророчество Иакова о пришествии Примирителя: Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт 49:9). Христос-Примиритель лежит во гробе. И люди и природа безмолвствуют в изумлении: Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (Ис 52:15). В этом дивном безмолвии творится новый мир, мир бессмертия и жизни с избытком, мир, в котором нет вражды между Богом и человеком, где нет чужих, но все и каждый – свои Богу (Еф 2:19). В этом изумлённом молчании – предчувствие неудержимой радости и торжествующего ликования перед грядущей новизной мира.
Подробнее...
Архимандрит Савва (Мажуко)
Страстная Пятница
Страстная седмица. Единственное время в году, когда мы забываем себя, свои долги и свои просьбы. В церковных песнопениях страстных служб с четверга по субботу вы не встретите никакого упоминания о нас грешных, о наших покалеченных душах, о наших прошениях. Всё поглощено созерцанием Христа. На Нём одном сосредоточено наше зрение. Поэтому для внимательного христианина опыт этих дней есть школа жизни во Христе и жизни Христом, что является единственно правильным и нормальным состоянием христианина.
Два скорбных и ужасающих действия – путь на Голгофу и шествие в пещеру погребения – были предметом нашего созерцания в эти дни. Таково свойство богослужения: оно делает нас участниками тех далеких и страшных событий. В Гефсиманском саду глаза слепли от факелов, юноша в покрывале скрывался между деревьями, Пётр грелся у костра и вздрагивал от петушиного крика. Мы заглядывали в окна к Пилату, удивлялись многоголосому рёву толпы, жёны Иерусалима рыдали над избитым Страдальцем, разбойник получил прощение за последнюю любовь, доверенную Святому… И два старика и убитые горем женщины нашли последний приют Бездомному.
Подробнее...
Архимандрит Савва (Мажуко)
Страстной Четверг
Благодарим Тя, Царю Невидимый, иже… множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Такие чудные слова читает священник в тайной молитве на литургии. Это подлинно христианское чувство – радость и благодарность оттого, что ты жив, ведь в нашей взрослой жизни чаще всего верх берут другие мысли. Нам жить невмоготу, мы, выбиваясь из сил, тянем лямку жизни, и в молитвах своих мы укоряем Бога за то, что Он сделал нас живыми. Что же, бывают такие горькие дни в жизни человека, когда нет сил жить. Наши тени и призраки ходят по улицам и площадям, завтракают без вкуса, разговаривают без интереса, – и боишься даже спросить: жив ли я ещё или сам себе снюсь. Люди вокруг меня – я не чувствую их живыми. И из такого дремотного состояния слова молитвы кажутся нелепицей, даже издевательством. Не лучше ли было и вовсе не родиться, чем так мучиться и мучить других.
Подробнее...
Архимандрит Савва (Мажуко)
Страстная Среда
О блаженных рук! О власов и устен целомудренныя блудницы! – такой восторженный возглас мы слышали в каноне на повечерии. Как блудница может быть целомудренной? Кто может прославлять её руки и уста? Что это – красивый парадокс? чрезмерность поэта? Это Церковь по заповеди Спасителя вспоминает сегодня поступок жены-грешницы, помазавшей Христа в доме Симона прокажённого. Некая женщина, известная в городе грешница, приходит в дом, где принимают чудотворца Христа, где обедают приличные люди, и молча, со слезами, начинает омывать голову и ноги Спасителя драгоценным маслом. Христос не препятствует ей, так что даже ученики пытаются «вразумить» Господа вполне разумным и даже человеколюбивым доводом: продав это миро, можно было сотворить множество добрых дел, например, накормить нищих. Но Спаситель открывает собеседникам подлинный смысл этого помазания: возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф 26:12). И в этих словах для нас новое препятствие: почему Христос возлагает эту величественную и царственную миссию – подготовки к погребению – на жену-грешницу? Не унижается ли торжественность и возвышенная красота момента присутствием недостойной участницы? Все эти недоумения разрешатся, если мы внимательнее вслушаемся в песнопение, которое исполнялось на утрени, а потом было повторено и на литургии: стихира Кассианы инокини – удивительное по пронзительности и красоте созерцание этого Евангельского события. Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая божество, мироносицы вземши чин…
Подробнее...
|