Архимандрит САВВА (Мажуко)
Солидный город – Иерихон. Говорят, что это самый древний город на земле. И вот к числу самых богатых людей этого великого города принадлежал и Закхей. Однако он не просто иерихонский богач, и он не просто мытарь. Кто такие мытари? Бессовестные чиновники – обидчики, предатели, мучители простого народа, наживавшиеся на его горе. Всякий мытарь – злодей и беззаконник, и они это сами прекрасно знали. Но Закхей не просто злодей, он – князь среди злодеев – начальник над мытарями. Все в этом человеке солидно, основательно, благополучно – и достаток, и стиль жизни. Только – рухнуло все в одночасье. И не из-за бед и болезней. В Иерихон идет Христос. Странствующий проповедник. Нищий и бездомный. Сын плотника. Но говорят, исцеляет, и вот только что вернул зрение одному иерихонскому слепцу (Лк 18:35 – 43). Он входит в древний Иерихон окруженный толпой зевак и почитателей. Кто-то ждет чуда, кто-то просто вышел поглазеть. И вот солидный и богатый человек, человек даже с некоторым положением в обществе – Закхей – бежит впереди толпы, обгоняет народ и лезет на дерево, чтобы хоть так рассмотреть Учителя. Солидный и известный человек, которого, может, не уважают, но уж точно – боятся – сидит на дереве. Люди лезут на деревья от страха, дети – от безделья и любопытства. Что делает на дереве солидный, взрослый и богатый мужчина? Почему он ведет себя, как ребенок? Так поступают только неистовые безумцы. Это ведь просто неприлично – взобраться на дерево на глазах у всего города! Мало ему позора мытаря, он захотел себе титул местного шута, юродивого?
А Господь увидел Закхея и похвалил. Назвал его – незнакомого человека на дереве – по имени. И сказал, что идет к нему в гости, как-будто Он и шел в Иерихон, только чтобы зайти к нему, к Закхею. Навестить его, ободрить, разделить с ним хлеб, утешиться трапезой и беседой. И древний город снова зашумел: как Наставник может сидеть за одним столом с этим злодеем? Это насмешка? Юродство? Безумие? Будет ли конец этому безрассудству? Нет. Еще одно юродство: Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:8 – 10). Спаситель не оправдывает Закхея. Да, этот богатый мытарь действительно гибнет во грехе, но он кается. В нем есть жажда Бога, Добра и Истины, и эту жажду, в праве на которую ему отказывали жители Иерихона, Господь увидел и пробудил.
Этот евангельский отрывок всегда читается во время освящения домов и квартир. Люди принимают священника в своё жилище, просят его молитв, наставлений, разделяют с ним трапезу. И если бы после каждого освящения современные злодеи, подражая Закхею, обещались раздать половину имения нищим и воздать вчетверо тем, кого обидели – как бы радостно стало всем нам, как легче бы дышалось людям, светло и весело стало бы вокруг! Но все реже встречаются закхеи, и все чаще – мытари. Да и мы, христиане, не воспитываем в себе той веры в человека, которая пробуждает души к покаянию и подлинной любви. И не только вера в людей поддерживает их в исправлении, но и нежность – забытая нами евангельская добродетель – помогает им вырастать в Бога, в Бога богатеть (Лк 12:21).
Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (Рим 12:10), - наставляет нас апостол Павел. Много ли среди христиан братолюбия и достаточно ли нежности? Каждому хочется нежности, но ее так мало, что даже это слово мы теперь произносим с опаской: а вдруг оно все же значит что-то другое? А в послании к солунянам святой Павел вспоминает о первых встречах с местными христианами: Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1Фес 2:7). Вот кому подражал апостол языков – в нежности он соревновал кормилице, которая ухаживает за малышами. И Спаситель с такою же нежностью и терпением обходится с нами, и человек, еще не потерявший чувствительности сердца к любви и красоте, устремляется вслед за Христом в неудержимом порыве. Пусть жители Иерихона ревнуют о приличиях, а законники осуждают безрассудство. Ведь даже Христос был для них юродивым – как Он посмел разделить трапезу с проклятым и осужденным? Но Господь принял и похвалил этот порыв веры, жажду Бога, которая заставляет человека, как неистового влюбленного, забыть все в едином устремлении к Истине. И потому в каждом утешении и ободрении, щедро посылаемом нам Богом, слышится одно из последних слов Распятого: днесь со мною будеши в раи (Лк 23:43).