Журнал Сретение

Христос и Закхей (Лк 19:1-10)

Печать

Архимандрит САВВА (Мажуко)

20121_6_ZachejИсторию обращения Закхея мытаря передает нам апостол Лука. Господь идет через Иерихон, и вот некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, который слышал о Христе, взбирается на дерево, чтобы увидеть Его. Зачем ему это понадобилось? Евангелист поясняет: Закхей был маленького роста, и не мог увидеть Иисуса из-за народа, который обступил Его со всех сторон.

Солидный город – Иерихон. Говорят, что это самый древний город на земле. И вот к числу самых богатых людей этого великого города принадлежал и Закхей. Однако он не просто иерихонский богач, и он не просто мытарь. Кто такие мытари? Бессовестные чиновники – обидчики, предатели, мучители простого народа, наживавшиеся на его горе. Всякий мытарь – злодей и беззаконник, и они это сами прекрасно знали. Но Закхей не просто злодей, он – князь среди злодеев – начальник над мытарями. Все в этом человеке солидно, основательно, благополучно – и достаток, и стиль жизни. Только – рухнуло все в одночасье. И не из-за бед и болезней. В Иерихон идет Христос. Странствующий проповедник. Нищий и бездомный. Сын плотника. Но говорят, исцеляет, и вот только что вернул зрение одному иерихонскому слепцу (Лк 18:35 – 43). Он входит в древний Иерихон окруженный толпой зевак и почитателей. Кто-то ждет чуда, кто-то просто вышел поглазеть. И вот солидный и богатый человек, человек даже с некоторым положением в обществе – Закхей –  бежит впереди толпы, обгоняет народ и лезет на дерево, чтобы хоть так рассмотреть Учителя. Солидный и известный человек, которого, может, не уважают, но уж точно – боятся – сидит на дереве. Люди лезут на деревья от страха, дети – от безделья и любопытства. Что делает на дереве солидный, взрослый и богатый мужчина? Почему он ведет себя, как ребенок? Так поступают только неистовые безумцы. Это ведь просто неприлично – взобраться на дерево на глазах у всего города! Мало ему позора мытаря, он захотел себе титул местного шута, юродивого?

А Господь увидел Закхея и похвалил. Назвал его – незнакомого человека на дереве – по имени. И сказал, что идет к нему в гости, как-будто Он и шел в Иерихон, только чтобы зайти к нему, к Закхею. Навестить его, ободрить, разделить с ним хлеб, утешиться трапезой и беседой. И древний город снова зашумел: как Наставник может сидеть за одним столом с этим злодеем? Это насмешка? Юродство? Безумие? Будет ли конец этому безрассудству? Нет. Еще одно юродство: Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:8 – 10). Спаситель не оправдывает Закхея. Да, этот богатый мытарь действительно гибнет во грехе, но он кается. В нем есть жажда Бога, Добра и Истины, и эту жажду, в праве на которую ему отказывали жители Иерихона, Господь увидел и пробудил.

Этот евангельский отрывок всегда читается во время освящения домов и квартир. Люди принимают священника в своё жилище, просят его молитв, наставлений, разделяют с ним трапезу. И если бы после каждого освящения современные злодеи, подражая Закхею, обещались раздать половину имения нищим и воздать вчетверо тем, кого обидели – как бы радостно стало всем нам, как легче бы дышалось людям, светло и весело стало бы вокруг! Но все реже встречаются закхеи, и все чаще – мытари. Да и мы, христиане, не воспитываем в себе той веры в человека, которая пробуждает души к покаянию и подлинной любви. И не только вера в людей поддерживает их в исправлении, но и нежность – забытая нами евангельская добродетель – помогает им вырастать в Бога, в Бога богатеть (Лк 12:21).

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (Рим 12:10), - наставляет нас апостол Павел. Много ли среди христиан братолюбия и достаточно ли нежности? Каждому хочется нежности, но ее так мало, что даже это слово мы теперь произносим с опаской: а вдруг оно все же значит что-то другое? А в послании к солунянам святой Павел вспоминает о первых встречах с местными христианами: Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1Фес 2:7). Вот кому подражал апостол языков – в нежности он соревновал кормилице, которая ухаживает за малышами. И Спаситель с такою же нежностью и терпением обходится с нами, и человек, еще не потерявший чувствительности сердца к любви и красоте, устремляется вслед за Христом в неудержимом порыве. Пусть жители Иерихона ревнуют о приличиях, а законники осуждают безрассудство. Ведь даже Христос был для них юродивым – как Он посмел разделить трапезу с проклятым и осужденным? Но Господь принял и похвалил этот порыв веры, жажду Бога, которая заставляет человека, как неистового влюбленного, забыть все в едином устремлении к Истине. И потому в каждом утешении и ободрении, щедро посылаемом нам Богом, слышится одно из последних слов Распятого: днесь со мною будеши в раи (Лк 23:43).

 

Избранное

Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК