Журнал Сретение

2012
  • Номер за январь-февраль 2012   ( 0 Материалы )

    2012_1_OblНередко встречающееся выражение «у каждого свои неприятности», похоже, теряет свою актуальность. Ибо они, неприятности, в последнее время становятся какими-то общими.

    Что поделать, – глобализация. И общечеловеческие ценности я, и общечеловеческие беды, только вот общечеловеческие радости проявляют себя все реже. На роль такой общей радости претендует новость, заполонившая не так давно все интернет-пространство. Оказывается, широко разрекламированный многочисленными СМИ конец света в 2012 году отменяется, по крайней мере, пока. То ли исследователи по-новому истолковали календарь майя, то ли подсчитали что-то там неточно. Да и не так важно это. А вот поразмыслить о причинах столь массового апокалипсического ожидания было бы интересно.

    Нетрудно заметить, что привычка испытывать различного рода страхи от опасностей, как реальных, так и выдуманных, сопровождает человека всю его жизнь. В детстве это страшилки про черную комнату, ночное кладбище и т.д. Взрослые же окружили себя страхами более серьезными: дефолт, импичмент, экономический кризис, глобальное потепление или обморожение, полезных ископаемых хватит только на 20 тысяч лет (есть чего пугаться – жить-то собираемся в два раза дольше!).

    Наверное, искушенный в тонкостях человеческой психики специалист обязательно отметит, что сам по себе страх есть закономерное проявление заложенного в человеческую природу инстинкта самосохранения, и это будет вполне справедливо, как и то, что страх в умелых руках может быть мощным орудием, используемым в технологиях глобального управления сознанием масс. Вот и в среде людей вполне церковных в последнее время с завидным постоянством распространяются всевозможные апокалипсические слухи, часто подпитываемые литературными источниками весьма сомнительного происхождения и качества. Их авторы, достаточно свободно трактуют текст одной из самых сложных для восприятия и комментария книг Нового Завета – Откровения Иоанна (греч. Апокалипсис). В результате кто-то пытается избавиться от паспорта, кто-то делает гастрономические запасы на случай грядущих катаклизмов, а кто-то, подобно небезызвестным «пензенским сидельцам», роет пещеры или ищет иные укрытия в надежде спокойно переждать будущее трудное время.

    В этом номере журнала «Сретение» мы делаем попытку здравого христианского осмысления волнующего многих вопроса о конце света, предоставив возможность говорить об Апокалипсисе людям, чье мнение на наш взгляд заслуживает доверия.

  • Номер за март-апрель 2012   ( 0 Материалы )

    2012_2_Obl23 апреля отошел ко Господу наш отец и владыка – архиепископ Аристарх. Его внезапный уход отозвался в сердцах многих людей чувством глубокой потери и внезапно пришедшим сиротством. Чем дальше по времени мы отдаляемся от этой скорбной даты, тем яснее, контрастнее начинаешь осознавать, кем был для нас этот человек. А был он, без преувеличения сказать, для всех – всем. И любящим отцом, и мудрым наставником, и дерзновенным молитвенником, и той последней инстанцией, к которой и мы, священнослужители и многие миряне обращались в самых трудных жизненных ситуациях за помощью, добрым советом и духовной поддержкой.

    Был ли он нашим учителем? Несомненно. Но думается, самое главное, чему можно было научиться у владыки, не проистекало только из его слов. Они всегда были просты. Самое важное открывалось в его поступках, отношении к обычным людям, особом молитвенном настрое, некоем благодатном духе умиротворения, который всегда окружал почившего архипастыря. И невольно удивляешься, сколь многих и совершенно разных людей глубоко тронула его кончина.

    Время его служения – целая эпоха в жизни Гомельской епархии, в новейшей истории которой теперь перевернута еще одна важная страница. Говорят, что по-настоящему большое видится на расстоянии, и с течением времени еще многое будет сказано и, наверное, не менее много написано о служении и личности нашего владыки – Человека с большой буквы, праведная кончина которого стала явным знаком святости его жизни и поводом для надежды на то, что молитвы его о нас не прекращаются и теперь. Ведь подлинная любовь, по слову апостола Павла «никогда не перестаёт»(1Кор. 13:8). Мы же, принося ему сегодня вечную и благодарную память, посвящаем главные страницы нашего журнала публикациям, посвященным архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху, его интервью и размышления, которыми в разные годы он так щедро делился с тобой, дорогой читатель.

  • Номер за май-июнь 2012   ( 9 Материалы )

    2012_3_OblВо всепоглощающем информационном беге по стихиям мира сего человеческий ум все меньше оказывается способным отдавать самому себе отчет в том, что зачастую что-то очень важное в жизни остается как бы за кадром, вне поля твоего внимания и желания. Очевидно, что и сама способность замечать это, скорее всего, проистекает в нас от возможности сравнивать с тем, что когда-то, пусть и в очень малой мере, в жизни все-таки было.  Давно ли я ощущал радость от обычной тишины? Нет, не от звуковой тишины, хотя и она в последнее время становится явлением редким, а от той внутренней тишины, которая приходит как дар, как милость, как яркое свидетельство вечности в бушующем море времени и с такой ясностью открывается нам под сенью храма. Опыт тишины, опыт вечности – это в конечном итоге опыт смысла. В определенном возрасте вопрос о смысле жизни становится с особенной остротой, и даже если  не вырывается наружу в точных формулировках философских категорий, то где-то глубоко сидит в сознании каждого, как уже вошедшего  в ответственную жизнь взрослого человека, так  и у того, кто только  стоит на ее пороге. Действительно, для чего я существую?

    Моя жизнь исчерпывается биологическим существованием сложного и высокоразвитого двуногого животного или в ней есть нечто большее, что не исчерпывается  законами физиологии? Почему внутри бывает боль и теснота? И почему вокруг столько зла и несправедливости?

    В поисках ответов на эти, пусть даже порой до конца не осознаваемые, вопросы молодой человек нередко оказывается на пороге храма. Перешагнет ли он его? А перешагнув, сможет ли легко адаптироваться в новой для себя реальности? Эти вопросы актуальны теперь как никогда. Свидетельством тому являются и решения священноначалия нашей Церкви, согласно которым в каждом  более или менее крупном приходе должен появиться штатный сотрудник – специалист по работе с молодежью. И хотя огромный пласт этой многосложной работы еще не поднят, многое уже начинает совершаться.

    Одна из удивительных истин христианского благовестия состоит в откровении радости. «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10.20) «радуйтесь!» – призывает Воскресший Христос жен-мироносиц. (Мф.28.9) Этот призыв неоднократно повторяется  в апостольских посланиях  и богослужебных текстах Православной Церкви. Не для мук и страданий призван человек Творцом из небытия, но для радости, гармонии и полноты жизни. К счастью тех, кто это не только узнал, но и почувствовал, испытал, как говорится, на собственном опыте прикосновения к Божественной благодати становится все больше. Среди них и те, кто поведет  разговор на страницах нашего журнала. Сегодня мы приглашаем тебя, дорогой читатель, к размышлениям о смысле и правде, о радостях и трудностях молодежного служения в Церкви.

  • Номер за июль-август 2012   ( 9 Материалы )

    Obl_4_2012Перелистывая страницы Евангелия, вчитываясь в святые строки этой книги, мы нередко, порой только краешком своего сознания, говорим: «Нет! Это слишком высоко! Я так поступать в принципе пока не готов! Может быть, в будущем, потом?». Так или примерно так отзывается отравленное гордыней сознание современного человека, когда он узнает о необходимости подставлять под удар правую щеку, когда тебя ударили по левой.

    Наверное, каждый священнослужитель, да и не только он, может привести немало примеров встреч с людьми, готовыми принять в Евангелии все, кроме этого совсем небольшого пункта. К сожалению, как в древности, так и теперь проповедь о непротивлении злу насилием давала повод критикам объявлять христианство религией слабаков. И в животном мире, и в человеческом сообществе отвоевывать себе место под солнцем, право на уважение в коллективе, необходимость окружающим считаться со своим мнением доказывается чуть ли не с кулаками. А если уж и без них, то с резкими словами обязательно. Так иногда и говорят: если за себя не постоишь, затопчут. И нельзя не признать, что в словах этих своя правда, правда от жизненного опыта, в котором безмерно долго и, в конечном итоге, безрезультатно мы воюем против зла окружающего, злом, которое сидит внутри нас.

    Вспоминается, как в школьные годы чудесные учительница истории просвещала нас идеями о том, что религиозные представления древних людей возникали исключительно из страха перед стихиями природы и непонятными явлениями окружающего мира. Может, и христианин верует из страха? Церковная проповедь нередко говорит о страхе Божием, и в то же время Христос говорит: «Не бойтесь, я победил мир…» (Ин.16.33). Страх чаще всего воспринимается как слабость, и в то же время существует страх охранительный – страх навредить, страх сделать другому больно и т.д.

    В этом номере «Сретения» редакционный коллектив приглашает тебя, дорогой читатель, задаться вместе с авторами публикаций вопросом: действительно ли христианство – религия слабых? Будем размышлять об этом вместе, ища ответ на этот вопрос не только в аргументах формальной логики, но, в первую очередь, в своем сердце, в личном прикосновении к опыту победы зла добром и силы «слабостью».

  • Номер за сентябрь-октябрь 2012   ( 11 Материалы )
    2012_5_Obl

    «…Большое врачевство в том, чтобы знать стыд. Умение краснеть от стыда – немаловажное условие нашего спасения. Если уничтожишь стыд, то уничтожишь и всякую надежду на спасение. Знаю, что чувство стыда часто имеет такую же силу, какую имеет наказание. Не напрасно Бог вложил его в нашу природу. Он вложил его для того, чтобы мы стыдились не людей только, но и совести. Часто, когда нет наказания за грех от людей, то один только стыд приводит нас к раскаянию…».

    Святитель Иоанн Златоуст 

    Эти слова великого златоустого учителя мы взяли в качестве эпиграфа этого номера неслучайно. Человек – удивительное существо. В своём совершенстве он не знает предела и способен достигать несказанных высот духа и даже богоподобия уже здесь, на земле. Но парадокс ситуации заключается в том, что тот же самый человек и в падении своем, в движении вниз по скользкому пути греха, саморазрушения в принципе ни в чем не ограничен. За исключением, быть может, одного важного, вложенного в нашу природу Самим Творцом механизма самозащиты. Именуется этот механизм совестью.

    Именно она сигнализирует нам тревожными сигналами SOS, когда корабль души начинает терпеть бедствие. Проявляются эти сигналы в нашем сознании чувством стыда за совершенные поступки. И это спасительное чувство, как наставляет нас святитель Иоанн, дает человеку шанс на покаяние, а значит, на исправление с Божией помощью критической ситуации бедственного саморазрушения.

    Правды ради нужно заметить, что человек научился неплохо договариваться со своей совестью, тем самым сбивая чуткую настроенность ее точного механизма. И, наверное, нет такого зла, какое не способен был бы оправдать перед самим собой лукавый человеческий ум. Страшно подумать, что может стать с человеком, человечеством, если этот механизм совершенно перестанет функционировать.

    Разве такое в принципе возможно? – спросит нас недоверчивый читатель. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только время. Да и, откровенно говоря, дожить до эпохи полного обессовестения не хотелось бы. Быть может, проблема вообще надуманная и нам не стоит беспокоиться? К сожалению, наблюдения за некоторыми аспектами развития общественного сознания убеждают нас в обратном.

    Разве нам не приходилось замечать, как многое из того, что в былые времена обходилось целомудренным молчанием, теперь пестреет в заголовках прессы и интернет-изданий, как постепенно мы привыкаем к присутствию вокруг нас вещей, которые испокон веков сознание наших предков, сформированное на принципах христианской нравственности, воспринимало как порок и аномалию? При этом вполне ясно формулировался диагноз происходящего: бесстыдство.

    Теперь иные времена и моду на нравственность, а, точнее, на ее отсутствие, диктует нам секулярное сознание «просвещенной» Европы: человек, ты свободен делать все, что тебе захочется, лишь бы твоя свобода не мешала свободе другого. В такой системе мировоззренческих координат места ни для стыда, ни для совести почти не остается. И кажется, что именно по такой модели, как по лекалу, постепенно перестраивается сознание наших современников. В этом номере нашего издания мы делаем скромную попытку еще раз осмыслить эту непростую проблему, и, по возможности, избегнув скучного морализаторства, помочь нуждающимся воскресить в душе своей белоснежную красоту непреходящей ценности душевной красоты и чистой совести. Насколько нам это удалось, судить тебе, дорогой читатель.

  • Номер за ноябрь-декабрь 2012   ( 3 Материалы )

    2012_6_OblojНезаметно и тихо мы вошли в новое лето благости Божией. Апокалипсис, обещанный нам к концу минувшего года, так и не наступил. Может быть, ошибка вышла у предсказателей, а, может, и впрямь время не пришло. Да и неблагодарное это дело – возвещать даты и сроки, если о них «… никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32). Даты датами, а ведущие мировые СМИ, не говоря уж об отечественных, как по команде (хотя почему как?) продолжают раскручивать тему грядущего катаклизма. В Москве предприимчивые коммерсанты пустили в продажу пакеты первой необходимости на случай «конца света». По сообщениям тех же СМИ, успех наборов, состоящих из компаса, нескольких коробков спичек, свистка, банки тушенки и небольшого количества соли и муки, был феноменальным. Психологию покупателя можно понять. А вдруг и впрямь пригодится? И, если допустить, что мысли (замыслы) человека так или иначе способны материализоваться, то даже, если бы не существовало новозаветного откровения о конечности этого мира, то «конец света» обязательно должен бы был наступить.

    Не так давно, посещая хорошего знакомого, работающего в солидном госучреждении, я с интересом узнал о том, что сотрудники наперебой просят его раскопать в сети что-нибудь о том, что пророчествуют о кончине мира православные старцы. Самый острый для всех вопрос – когда? И хотя на страницах журнала мы не стремимся следовать какой-либо моде или быть излишне ангажированными, все-таки не удержались от того, чтобы добавить свою ложку скептического дегтя в бочку информационного меда всеобщего апостасийного настроения.

    Действительно, всякому ли пророчеству нужно верить? Какого рода идейные посылы могут скрываться за пророчествами так называемых «старцев»? И как нам, людям, пытающимся строить свою жизнь и мировоззрение в традициях Православия, реагировать на всю эту информационную истерию? Вопросы не столь простые, как это может показаться на первый взгляд, и тем интересней может стать попытка в них разобраться.

Избранное

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Сударь и сударыня, вы приглашены на бал!» Как часто в прошлых... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК