Важно искреннее желание избавиться…
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан
Лень, как греховное, страстное состояние души, чаще всего подкрадывается к нам незаметно. И человек долгое время может и не замечать того, что попал в её цепкие лапы. Все отклонения от обычного течения своей жизни он объясняет разными естественными и объективными причинами. Эта страстная болезнь может до определенной степени усиливаться. Если же человек начинает замечать за собой неладное, начинает осознавать всю гибельность своего состояния – это может стать началом выздоровления. Важно искреннее желание избавиться от ленивого плена. Для этого необходимо стремиться обогатить душу благодатным духовным содержанием. Это дается и через церковное богослужение, и чрез то, что именуется тайным разговором души с Богом. Господь никогда не оставит человека в его стремлении побороть страсть. Помощь приходит незамедлительно. Конечно же, важное значение имеет здесь Таинство исповеди. В нем уничтожается грех и полагается начало новой жизни, жизни, в которой своим твердым намерением к исправлению и содействием Божиим человек мало-помалу побеждает страсть.
Кропотливый труд, требующий дисциплины
Милютин Владимир Васильевич – дирижер Гомельского симфонического оркестра
Лень и занятия музыкой – понятия несовместимые. Это кропотливый труд, требующий дисциплины. Да, гаммы, упражнения надоедают, но ты понимаешь, что это фундамент твоего мастерства как музыканта, а как построить дом без фундамента? Понимание этого позволяет преодолеть лень, если она появляется. Вообще-то я трудоголик. Помимо того, что я музыкант, я еще и дирижер. Так много интересных проектов, столько планов… Впрочем, даже такая чудная, любимая всеми музыка, как вальс Штрауса «Голубой Дунай», но исполняемая в шестисотый раз, тоже может приесться, надоесть. Что помогает? – Желание и способность увидеть в этом, казалось бы, знакомом произведении что-то совершенно новое, то, чего раньше не замечал. Этот интерес спасает от рутины, в процессе работы можно зажечься. А, кроме того, результат – радость, которую ты доставляешь людям, – окупает все трудности.
Понимание себя как духовной сути
Людмила Тутынина – психолог
Во всём мире нарастает количество невротических расстройств, связанных с потерей смысла жизни. Эта картина свойственна не только слабым и развивающимся странам, но и вполне благополучным обществам. На Западе даже получил развитие такой вид терапии, как логотерапия – терапия поиска смысла жизни.... И самые успешные и быстро восстанавливаемые люди – те, которые обретают высший смысл своей жизни, обретают Бога. Они возвращаются к пониманию себя как духовной сути, а не только своей телесной формы, которую нужно кормить, холить и лелеять. Человек, который начинает идентифицировать себя со своей духовной частью, являет собой чудеса трудолюбия и усердия. Есть ради чего жить и развиваться. В остальных случаях лень зачастую является лакмусовой бумажкой, которая указывает на то, что человек забыл свое предназначение на земле и идет ложной дорогой служения своему бренному телу, ложным идеалам... Как-то один знакомый священник сказал о предназначении человека: «Мы – граждане Неба и принадлежим вечности…». И кто знает эту ПРАВДУ О СЕБЕ, тот никогда не будет лениться…
Лень – не всегда плохо
Петухов Виктор Иванович – директор СОШ № 58 г. Гомель
У меня отношение к лени очень специфическое и неоднозначное. Это не такой простой вопрос, как может показаться. Мне очень симпатичен такой герой в русской литературной классике, как Илья Ильич Обломов. Мне в нём нравится не то, как он лежит на диване в заношенном халате, а то, что он не делает никому зла. Его не назовешь и высоконравственным человеком, но он хороший, добрый человек. А разве этого мало?
Лень – не всегда плохо! Она позволяет в наше суетливое время остановиться, оглядеться, прийти в себя, сохранить свое психическое здоровье. Особенно это актуально для трудоголиков. Если человек подвержен лени, и это ему не нравится, то лень, наоборот, может мобилизовать человека и заставить взглянуть на себя критически, начать что-то делать. Хуже, когда лень проявляется в простом ничегонеделании, тогда жизнь становится пустой и бессмысленной.
Борьба с ленью – часто это борьба за увеличение количества часов в сутках. Наша беда – мы не можем правильно организовывать время. Нужно ранжировать дела по степени важности и по своим силам. Все важные дела лучше запланировать на первую половину дня. Нелюбимые, нудные дела лучше сделать сразу, не оставляя на потом, – «потом» будет только хуже. Конечно, можно стимулировать себя, делать маленькие подарки самому себе.
Есть некоторые приемы, помогающие в работе. Ну, например, когда делаешь письменную работу, то не оставляй ее на точке, когда мысль себя исчерпала. Остановись на запятой и тогда, после вынужденного перерыва, легче будет уловить нить рассуждений. Как у всякого человека, есть и у меня дела, которыми тяготишься. Как заставляю себя взяться за них? – Сам себя беру на «слабо». Говорю себе: «Ну вот, докатился, тебе не стыдно?». Становится совестно, и начинаю делать. Награда – чувство морального удовлетворения от победы над своей слабостью.
Побеждать лень волей
Евгений Ткач – биолог, философ
Что сказать о лени как отсутствии желания работать и действовать? Поколению, пережившему войну, жившему в тяжёлые послевоенные годы разрухи, холода и голода. Не была присуща лень. Ленивый не смог бы пережить то время. Тогда формировались люди действия.
Это обобщённое рассуждение. Я принадлежу к тому поколению. Но сказать, что ко мне никогда не подкрадывалась лень, эта зевающая и потягивающаяся призрачная толстушка, приглашающая отключиться от дел и отдохнуть, – значит, сказать неправду. Не входя в подробности природы этого многообразного проявления психики человека, скажу о себе. Если я замечал, что лень пыталась одолеть меня и могла на время парализовать волю, я немедленно делал все наоборот: приступал к деланию того, от чего меня пыталась оттянуть эта покровительница инертности. Например, отложив на некоторое время какое-нибудь даже малое, пустяковое дело, я смотрел себе внутрь: а не лень ли это? Наперекор нежеланию тут же возвращался к делу. И, поступая так изо дня в день, я отучил появляться у себя эту назойливую «гипнотизёрку». Я неуклонно делал нужное дело вопреки возникавшему нежеланию. И нежелание как признак лени побеждалось волей. Лень ушла навсегда.
У человека всегда есть много дел. Если я уставал од одного занятия, то переходил к другому. Эта перемена занятия становилась как бы отдыхом и одновременно являлась испытанным приёмом преодоления лени.