Журнал Сретение

«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»

Печать

2010_4_4

автор: Ирина ГРИЩЕНКО

Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические блокбастеры? Почему так падки мы, игнорируя исторические реалии, на рыцарский антураж? Мы, современные люди, считающие себя «продвинутыми», цивилизованными, в своей спеси бываем биты в походе, хлебая из простятской миски. Девушки мечтательно вздыхают: «Вот раньше были рыцари, кавалеры!..» Парни не менее мечтательно вздыхают, сжимая рукоять музейного меча. И почему-то кажется, что они, древние, несмотря на отсутствие благ цивилизации, были мудрее, отважнее и их руки умели многое. А нам не хватает настоящего дела, настоящей жизни.

2010_4_7Стояла и в очередной раз так размышляла, наблюдая за выступлением рыцарского клуба и клуба старинного танца «Турдион» в Новобелицком районе во время празднования Дня независимости.

Ребята подкупают сразу же своей увлеченностью. И это не просто игры заскучавших современников. Скучные, неинтересные, ленивые этим заниматься точно не будут. Увлекающийся человек – это всегда человек деятельный, далекий от скуки. От скуки делать латы, заниматься пошивом одежды вручную, осваивать премудрости полевой жизни, копаться в исторических источниках?!. Нет, это не от скуки. Тогда зачем этим занимаются в свободное от работы и учебы время молодые люди?

Подойти с этим вопросом хотелось прежде всего к руководителю рыцарского сообщества, или, как его тут называют, комтуру. И вот тут первый сюрприз: комтуром оказалась стройная милая девушка Соня, а в миру – Людмила. Дело в том, что в рыцарском клубе бытуют псевдонимы.

«Началось все с увлечения историей. Я убеждена: народ, не знающий прошлого, имеет слабые виды на будущее. Познавая историю, включается фантазия, потом ищешь единомышленников, и вот это самое трудное», – рассказывает Людмила.

«Клуб существует десять лет, но нельзя его назвать многочисленным. Костяк – человек шесть. Дело в том, что многие приходящие поначалу восхищаются, все им нравится, пока не дойдет до дела. Оказывается, тут работать нужно! Мы ведь, вопреки бытующему мнению, ерундой не занимаемся. Все очень серьезно».

Все действительно серьезно, если при пошиве одежды важно знать, каким швом прошить, какие ткани использовать, а крой рукава или воротника должны соответствовать друг другу. Это не фантазии на темы Средневековья, это исследовательская деятельность. Пожалуй, самый сложный кусок работы – изготовление доспехов. Во-первых, нужно достать материал (достают всеми правдами и неправдами, но нашему человеку не привыкать). Во-вторых, необходимо освоить ремесло – это и ковка, и сварка. В-третьих, постараться не отойти от исторических реалий. Если учесть условия, в которых это реализуется, то ребята ещё до выхода на поединок могут считать себя героями.

На рыцарских сборах прорабатываются различные виды борьбы: и поединки, и бугурты (массовые сражения). Конечно, есть свои ограничения, чтобы не покалечить друг друга основательно – до 5 ощутимых ударов.

Рыцарь немыслим без кодекса чести, который неукоснительно соблюдается. Среди всего прочего – это братское отношение к товарищу по клубу. Пресекаются распри, по крайней мере, если ты трапезничаешь со своим товарищем, разделил с ним хлеб, ты не имеешь морального права на склоки.

2010_4_9Существует в клубе и своя иерархия: неофит – пехотинец – старший пехотинец – сержант – капитан. Обязательно новичок пройдет через щитоносца и оруженосца. Обслуживать и помогать рыцарю – его обязанность. Это служение – серьезное испытание, но очень действенное. Прежде всего, новичок осознает, насколько это ему интересно. Это испытание на выносливость, и самое тяжелое порой – выдержать рутину и будни. Смиряется гордыня и сбивается спесь, а в результате приходит опыт, человек чему-то учится и понимает очень важную истину: мастерство дается с потом и через терпение. «Не у всех получается, – говорит Людмила, – но мы помогаем, если видим, что человек старается».

Насколько нелегка жизнь рыцаря, можно было убедиться во время выступления. Июль вымотал нас жарой. Заходить в городской транспорт было страшно. А эти ребята в такую жару облачились в ватники, поскольку латы на голое тело не оденешь, а потом еще в доспехи… Но, главное, – они вышли на поединок! Помахать мечом в доспехах при тридцатиградусной жаре – это вам не шуточки! Но, думается, что эти испытания – ничто для ребят, ведь они преодолели все трудности организационного плана.

Чудо, что вообще эти клубы существуют. Головная боль – помещение. Рыцари Гомеля, как древние пилигримы, кочуют из одной подсобки в другую: сначала ДК глухих, затем сарайчик ДОСААФ, сейчас их приютила станция юного техника. Активность ребят, очевидно, не дает спокойно жить руководству станции. Проблем много: прежде всего, необходима свобода в работе со сваркой, станками, инструментами. Руководство боится несчастных случаев с несовершеннолетними, а как при этом учиться ремеслу – непонятно. Как всегда, у нас инициатива наказуема, а неподконтрольная, к тому же напрягает ответственных работников по принципу «Кабы чего не вышло». А между тем, ребята пиво сутками не пьют, матом не ругаются, слабых не то что не обижают, но еще и защитят (кодекс рыцарской чести!).

В странах Европы (Польша, Чехия, Прибалтика) есть сильные клубы. В США аналогичные организации свою амуницию дают напрокат киностудиям, чем зарабатывают. Сами же клубы освобождены от налогов.

Какой-то опыт есть и в Беларуси. В Лидском замке силами местных энтузиастов для туристов подготовлена программа «Свадьба Ягайлы». Организовано потрясающе, не говорила бы, если б своими глазами не увидела. Несведущие узнают, что, оказывается у белорусов (увы!) был красивый язык, не была, а есть захватывающая история, самобытная культура, свои рыцарские традиции, а пиршественный стол может обойтись и без картошки (ее ведь в XIV веке не было).

Среди тех, кто помогает ребятам из клубов, – Леонид Антонович Муштенко. Сам он чем только не занимался! Юрист по образованию, работал следователем, воевал во Вьетнаме, работал в школе, вел кружковскую работу как мастер по художественной обработке металла, просто неравнодушный человек, пишущий прекрасные стихи. Помогает Леонид Антонович, прежде всего, в поисках помещения, пропагандирует творчество ребят, обеспечивает связь с местной властью. Больше всего в этом человеке подкупает неравнодушие и искренний интерес к молодежным инициативам.

3 июля выступление рыцарей украсили средневековые танцы девушек из танцевального клуба «Турдион». Девушки сами шьют наряды, стараясь сохранить их аутентичность, сами танцы, вернее, их описание, сохранилось в манускриптах XVI века. Бретонские, кельтские мотивы и танцевальная традиция соответствуют европейскому Средневековью. Эти танцы – не фольклор, они зарождались при феодальных дворах, в рамках городской культуры и отчасти сохранились в музыкальной культуре Возрождения.

2010_4_8

Обо всем этом мне рассказала руководитель клуба «Турдион» Яна Гусейнова. Она пояснила и странное название клуба: турдион – это название одного из средневековых популярных танцев.

Я смотрела на танцующих девушек, и удивлялась странному эффекту: движения просты, узор танца строг и незамысловат, а оторваться невозможно и хочется, чтобы танцевали еще и еще. А секрет очарования – в целомудренности этих танцев, которая и придает движениям столько грации.

Я всматривалась в лица и – удивительное дело: многие похожи на те, что я видела на средневековых фресках, в книжной миниатюре! Эти игры со временем дают поразительный результат.

Идти слушать современный концерт после выступления рыцарей и средневековых див не было никакого желания. Впрочем, из Средневековья вернули сами ребята. Рыцари решили развлечься на детской горке… прямо в доспехах. Интересно, а как шутили средневековые рыцари? На прощание Людмила пожелала всем, и нашим читателям в частности, чтобы увлечения находили возможности к воплощению.

P. S.

И все-таки, зачем приподнимает человек завесу времени, что высматривает он во тьме веков? Если время страшит нас конечностью всего, то почему еще больше нас страшит безвременье, а Вечность утешает и вселяет надежду? Может, на эти бесконечные вопросы мы лучше отвечаем, когда по совету поэта «смазываем колеса Времени, чтобы не было больно от трения»?

Эти ребята на вопрос, зачем им это нужно, могли бы вполне ответить в унисон Владимиру Высоцкому:

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если, руки сложа, наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом,

с палачом –

Значит, в жизни ты был ни при чем,

ни при чем!

Мы никогда не вживемся в образ средневекового человека, но все поколения объединяет то, что мы, люди, мучительно, падая и поднимаясь, ищем ответы на одни и те же вопросы бытия. Современному молодому человеку, как и его средневековому собрату, так же важно, чтобы «честь была спасена, и другом надежно была прикрыта спина».

 

Чистоту, простоту мы у древних

берем,

Саги, сказки – из прошлого тащим, –

Потому что добро остается добром –

В прошлом, будущем и настоящем!

 

Избранное

Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК