Архимандрит САВВА (Мажуко)
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (ст. 10). Сегодня для нас слово фарисей звучит как нарицательное: так обычно называют лицемеров. В то время, когда эту притчу говорил Христос, значение у этого слова было самое безобидное: благочестивый человек, для которого главным делом жизни было угождать Богу. В церковь вошел благочестивый, богобоязненный, праведный человек. Можно было бы добавить: совершенно искрений в своем благочестии и богобоязненности. Вторым был мытарь, проще говоря, явный грешник: беззаконная жизнь его была очевидна и известна всем. И Господь передает нам молитву этих таких разных людей. Фарисей начал с благодарности. Он благодарит за то, что он не такой как остальные: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. После благодарения он перечисляет свои добродетели – пост и милостыню храму. Вот такая двучастная молитва: благодарение и список понесенных трудов и подвигов. С мытарем же все гораздо проще: мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (ст. 13).
Кому адресована эта притча? Евангелист пишет, что Господь говорит ее к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (ст. 9). Вот – важный урок для всякого, кто приступает работать Господеви (Сир 2:1), кто берет на себя духовный труд: не надейся на свою праведность и не позволяй себе взвешивать других. Это очень простое правило духовного труда. Простое и понятное. Но как сложно его понести! Тем более, зная, что весь труд, ради Бога понесенный, может развалиться из-за этого неистребимого духа тщеславия и гнушения ближним.
Преподобный Андрей Критский в своем знаменитом покаянном каноне поминает и фарисея: «Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя: и прочия безумныя глаголы» (песнь 9-я). Как это страшно звучит: безумие в благодарности! Разве благодарственная молитва, которая вообще есть основа христианства, может быть безумной? Выходит, что может. Фарисей живет в каждом из нас. Это прискорбно, но это так. Это даже роднит всех нас как-то по-особому. Зерна тщеславия неприхотливы и растут на любой почве, даже на почве отсутствия тщеславия. И у каждого подвижника всегда остается риск довольства собой, когда сам духовный подвиг совершается уже и не пред очами Божиими вовсе, а как бы перед зеркалом в жесте почитания собственного изображения, которое стало идолом, требующим человеческих жертв. И тебе не нужен ближний, и Сам Бог уже – лишний в этом чистом танце самообольщения. Но как бы ни было все это стыдно и мерзко, Господь не гнушается даже нашим нечистым добром. Предпочитая молитву мытаря, Спаситель все же говорит: сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (ст. 14). Господь не проклял несчастного фарисея, не отвергнул и его безумного благодарения, просто тот пошел менее оправданным, чем кающийся мытарь. Вот это и есть воспетая апостолом превосходящая разумение любовь Христова (Еф 3:18).
Это странно, это просто изумительно, но авторами двух самых известных православных молитв были не столпы благочестия, а кающиеся грешники. Молитва «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» ежедневно звучит в церкви, особенно постом. Но ее автор – разбойник благоразумный, разделивший крестные страдания со Христом. Не святой, не епископ, не монах, а самый настоящий разбойник! С порочным прошлым, может быть даже с кровью. Но страдания и искреннее покаяние исцелили этого человека. История сохранила лишь одну фразу, сказанную им перед смертью, но – какую фразу! И молитва «Боже, милостив буди ми грешному» принадлежит приточному мытарю. А мытарь он и есть мытарь: обидчик, предатель собственного народа, наживавшийся на чужом горе. И вот он кается, и его покаяние видит один только Бог. Но на основе этой молитвы мытаря, позже появилась знаменитая молитва Иисусова, а это один из самых сложных духовных опытов христианства, требующий особого труда, чистоты и усердия. Разве Евангелие не чудо? Разве можно человеку давать так много надежды? Тот, Кто оправдал фарисея и прославил мытаря, знает наши немощи и наши болезни. Скоро мы приступим к этому скромному постному подвигу, и пусть не смущается наше сердце тем, что нет в нас еще способности чисто творить добро, чтобы было они беспримесным, подлинным, без тени тщеславия или какой иной нечистоты. Но сегодня Церковь и учит нас, и утешает: смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Петр 5:6 – 7).