Вифлием. Базилика "Рождества Христова" |
Храм Рождества Христова в Вифлееме недаром считается одной из двух самых великих святынь христианского мира. Ведь он построен на том самом месте, где родился Спаситель мира, воплощенное Слово Божие.
На древнееврейском языке слово «бет-лэхэм» означает «дом хлеба». Святые отцы не раз обращали внимание на то, что название это не случайно: Иисус Христос явил нам Собою Хлеб жизни, сошедший с небес, а вкушающие этот Хлеб наследуют жизнь вечную.
Совсем небольшой городок, расположенный в 8 км к югу от Иерусалима, Вифлеем не раз отмечен в Библейской истории. В окрестностях города Руфь собирала за жнецами ячменные колосья, чтобы прокормить престарелую свекровь, мать своего покойного мужа. За такую любовь Руфь была вознаграждена Богом и стала женой богатого жителя Вифлеема Вооза. Правнуком Руфи и Вооза стал царь и пророк Давид, которого именно в окрестностях Вифлеема нашел и помазал на царство над Израилем пророк Самуил.
Греческий священник совекшает проскомидию
в "Святом Вертепе Рождества" |
И именно в Вифлеем, будучи представителями рода Давидова, отправились, узнав о всеобщей переписи населения, Пресвятая Дева Мария и благочестивый Иосиф. В маленьком городке и гостиниц мало, особенно при большом стечении народа. Для Иосифа и Марии нашлась лишь пещера на краю Вифлеема, ставшая самой драгоценной святыней города.
Закончил строительство в 527-567 годах император Юстиниан. Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: «Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь».В первые три века после Рождества Христова, когда Церковь Христова подвергалась жестоким гонениям, святым местам не уделялось должного внимания. Мало того, христианские святыни были осквернены, подвергнуты опустошению язычниками. Так, пещеру Рождества Христова враги христианства засыпали мусором. И только святой царь Константин стал первым, кто исправил такое положение. В 325 году он издал указ о строительстве храмов на месте Рождения Христа и у Гроба Господня. Но воплотить эту идею было суждено не самому Константину – он считал себя недостойным совершить это самолично, поскольку, будучи воином, пролил много крови, – а его матери, святой царице Елене. Царь Константин снабдил царицу Елену полномочиями и деньгами и отправил в Иерусалим. В 327 году она воздвигла церковь Гроба Господня, а спустя три года, в 330 году, начала строительство Храма Рождества Христова в Вифлееме, над пещерой Рождества.
"Дверь смирения" |
Поскольку с тех пор, как убогая пещера стала первым домом Спасителя, развитие Вифлеема шло вокруг нее, сегодня Храм Рождества находится в самом центре города. Он стоит на большой, мощенной камнем площади.
Несмотря на многочисленные набеги, которым подвергался Вифлеем за прошедшие столетия, Храм Рождества Христова ни разу не был разрушен и считается наиболее хорошо сохранившимся храмом в Палестине. Такая стойкость объясняется помимо прочего еще и тем, что строители тщательно укрепили базилику с внешней стороны, благодаря чему она приобрела вид настоящей крепости. Первоначально в притвор храма вели три входа, из которых до нашего времени сохранился только один – центральный. Однако и этот вход в свое время был заложен камнем – так, что осталась лишь низенькая дверь, получившая за свои размеры название «дверь смирения». Необходимость настолько уменьшить вход в храм была вызвана тем, что мусульмане, желая осквернить святыню, нередко въезжали в нее верхом на вьючных животных. В дверь смирения можно войти только низко склонившись – как и подобает при приближении к великой святыне.
Престол "Святого вертепа Рождества" |
Святой Вертеп Рождества является подземным храмом базилики и расположен под центральным ее алтарем. Пещера имеет продолговатую форму: около 12 м длиной и 4 м шириной – и вся освещена лампадами. Пол и стены ее покрыты мраморными плитами. В центральной нише Вертепа находится престол, у подножия которого – прекрасная четырнадцатиконечная серебряная Звезда, устроенная в честь знаменитой Вифлеемской звезды, возвестившей рождение Спасителя. По внутреннему кругу звезды написано на латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».
Так же как и Храм Гроба Господня, Храм Рождества Христова – святыня всех христианских конфессий. Направо от Звезды в особой нише устроена капелла (часовня) Яслей, принадлежащая католикам. В капелле Яслей также находится престол Поклонения волхвов.
Позади Храма Рождества Христова начинается дорога, ведущая на Поле пастухов, где, по преданию, вифлеемским пастухам предстал ангел Господень, возвестивший о рождении Спасителя. В свое время на этом месте святая царица Елена также построила храм, но его судьба оказалась менее счастливой, чем у Храма Рождества. До наших дней сохранилась лишь небольшая подземная церковь, где совершаются богослужения для православных арабов из соседнего с Вифлеемом селения Бет-Сахур, откуда, по преданию, были родом те самые евангельские пастухи.
Монастырь святого Павла |
СВЯТЫЕ ДАРЫ
На Святой Горе Афон, в устье ущелья, между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный в Х веке монастырь святого Павла. Монастырь святого Павла более четырехсот лет (до 1744 года) был славянским, особенно благотворили ему сербские князья. Последний из них, Георгий Бранкович, построил здесь храм в честь своего небесного покровителя великомученика и победоносца Георгия, а его дочь Маро (Мария), супруга турецкого султана Мурата I, принесла в монастырь величайшую святыню – Дары волхвов, принесенные ими Младенцу Христу. Это произошло в 1470 году, и с этим событием связано одно из афонских преданий.
Святые Дары волхвов |
История Даров сложилась драматично, и много раз они переходили из одного места в другое. Пресвятая Богородица, бережно хранившая их в течение жизни, пред Своим честным Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились примерно до 400 года. Около этого времени Византийский император Аркадий перенес их в Константинополь для освящения новой столицы империи. В 1204 году Дары волхвов вместе с другими святынями были перевезены в город Никею, ставший на время хозяйничанья крестоносцев в Константинополе столицей империи.
После изгнания крестоносцев Дары были возвращены в Константинополь и хранились там до его захвата турками в 1453 году. После падения Константинополя вдова Мурата Маро спасла эту святыню от неверных и решила сама отвезти ее на Афон. В скромной одежде, смиренно начала она подниматься по афонским тропам от пристани, но была остановлена голосом Пресвятой Богородицы, воспретившей ей идти дальше. На том месте, где была остановлена Маро, стоит крест, который до сих пор называется Царицыным.
Происхождение даты
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, возможно, под влиянием иудаизма (по иудейскому вероучению рождение человека – «начало скорбей и болей»). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы) под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Часто датой Рождества выбиралась 6 января (шестой день года, так как Христос – это новый Адам, а Адам, согласно ветхому завету, был создан в 6-й день творения). Причем этот праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.
У язычников Римской империи был очень популярный праздник – день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti) 25 декабря (день зимнего солнцестояния), связанного с культом индоиранского бога Митры. По решению отцов Церкви было решено праздновать в этот день Рождество Христово. Таким образом, 25 декабря – это условная дата. Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.