Журнал Сретение

Неделя сыропустная. Мф 6:14 – 21.

Печать
2012_6_Proshen

 

Архимандрит Савва (Мажуко)

Быть христианином непросто. Слишком многого хочет от нас Бог. Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45). Заповедь о любви к врагам выполнить почти невозможно, потому что даже родных и близких любить крайне непросто. Степень чистоты не только тела, но и сердечная непорочность – прекрасна, притягательна, но, кажется, тоже недостижима. Милосердие, незлобие, самоотверженность – Господь действительно ждет святости не только от подвижников, но от каждого христианина. И хотя Христос и говорит, что бремя Его заповедей – легкое бремя (Мф 11:30) – жизнь показывает, что быть христианином тяжело. Но есть один утешительный момент: Господь судит нас нашим же судом: каким судом судите, таким будете судимы; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2). То есть, если бы нам научиться прощать всех наших обидчиков, то и наши грехи не помянутся Богом – мы будем чисты пред Ним. Подумать только: все наши несовершенства, небрежность и даже беззакония Бог простит только за исполнение одной маленькой заповеди о прощении ближних! И в главной христианской молитве, которую дал нам Сам Спаситель, есть замечательное прошение: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Все очень просто и понятно.

Может быть поэтому последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным. В этот день на литургии читается отрывок из евангелия от Матфея: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (ст. 14 – 15). Нам может быть не по силам труд молитвы или смирения, сердечной чистоты и кротости, но простить-то мы можем? Что же тут такого сложного?

Только жизнь показывает, что прощать – нелегко. Оказывается, это настоящий подвиг. Заставил себя человек простить обидчика и забыл уже и успокоился, но достаточно одной бессонной ночи, чтобы все снова ожило, да еще и в новых красках и ощущениях. Нет, прощать совсем нелегко. И дело не в особенностях памяти или характера. Прощение это подвиг, который берется трудом. Это часто годы кропотливого собирания и воспитания себя ради подлинного, чистого прощения ближних.

Но ведь не только ближних нам надо научиться прощать. Каждый человек хоть раз в жизни роптал на Бога, обижался на Него. Это наш опыт, хотя и стыдно и неприятно об этом говорить. И для многих – большая проблема простить Богу свою жизнь, свои неудачи, скорби, несчастья. Что уж мы – это искушение находит даже на искусных подвижников и подлинных христиан. И здесь тоже нам открывается поле труда над своим сердцем, потому что и Бога простить у нас не всегда получается. Почему же? Потому что мы никак не научимся прощать самих себя, принимать себя такими, какие мы есть, с нашими ошибками, недостатками, пороками. Примириться с самим собой, может быть, тяжелее всего. И здесь, конечно, речь не идет о соглашении с совестью: грехи остаются грехами, и они требуют покаяния и исправления. Но честно признать свои ошибки, принять свою жизнь как свою, быть честным с самим собой – это требует большого мужества. «Относись к своим грехам, как к грехам ближнего», - говорил прп. Серафим Саровский. А как нам заповедано относиться к грехам ближнего? Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол 3:13), - так учит нас апостол. Значит и к своим ошибкам следует подходить с милующим сердцем, с прощением, которое, еще раз подчеркну, никак не совпадает с безответственностью и безнаказанностью.

И только после того, как эта ступень – прощение и принятие себя и Бога – будет освоена, тогда можно начинать учиться прощать ближних. Этому весьма способствует воспитание в себе скорбного взгляда на человека – на самих себя, ближних и дальних. Конечно, это образ, но именно так смотрели святые отцы на себя и всех приходящих к ним. Чистым и святым людям было открыто, как трагично повреждена грехом человеческая природа, как все мы с самого раннего детства склоняемся к греху, как мы все опасно больны. И, пожалуй, только этим старцам, горько плакавшим над падением человека, только им удавалось прощать по-настоящему – раз и навсегда, чисто и благородно, не держа злобу, не храня обид.

У нас нет права не прощать. Об этом нам говорит Евангелие. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиду и ненависть. Поэтому все мы обязаны брать на себя невыносимый, как все христианство, труд прощения.

 

Избранное

Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК