Журнал Сретение

Зачем человеку крещение?

Печать
2006_5_Vl_AristarhДорогой читатель!  
С каждым годом всё большее количество наших соотечественников проявляет интерес к традициям православной культуры.
Одной из этих традиций является крещение детей. Что это – красивый обряд, просто общепринятый обычай? Или за этим стоит что-то гораздо более глубокое и серьёзное? А если кто-то из вас вдруг стал крёстным(ой) или только собирается им стать? Что собственно это значит? Какую смысловую нагрузку несёт это святое и такое таинственное слово «крёстный родитель»? В каком возрасте человеку необходимо креститься и как правильно выбрать имя ребёнку?
Начнём же мы разговор с небольшого интервью, которое специально для нашего журнала в 2006 году дал архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (+2012).

 

– Владыка, скажите, необходима ли подготовка к крещению, и в какой мере она необходима?

– Подготовка к крещению необходима. Потому что нынешние оглашенные, люди, желающие стать крестными отцами и матерями, какие-то элементарные знания должны получить. Им нужно объяснить, что быть крестным – это не так просто, что за ребёнка нужно молиться, причащать. Когда он подрастёт, готовить его к исповеди. В самом таинстве Крещения, по сути, происходит воцерковление человека, душа воцерковляется, получает особый благодатный божественный дар, который надо постепенно взращивать, чтобы человек, преображаясь душой, научился жить в любви, жить в Церкви, в мире с Богом и ближним.

Есть мнение святых отцов, что потом за этот дар с каждого человека спросится: «Вот ты был крещён, почему ты не жил по правилам, которые предписывала тебе Православная Церковь?» Поэтому наша задача состоит в том, чтобы подготовить крёстных к тому, чтобы они жили церковной жизнью, и к этому готовили своих крестников. Это непросто, но, тем не менее, это необходимо. И особенно нужно готовить родителей – на родителях лежит большая ответственность за их детей.

– Каждый раз за Божественной литургией священник дьякон напоминает нам об оглашенных, мы молимся о них. Когда-то в церкви был целый институт оглашения, люди долго и продолжительно готовились к принятию крещения. Как, на Ваш взгляд, практика древнего оглашения или какое-то его подобие когда-нибудь возродится в нашей церкви?

– Я думаю, что она не возродится в полной мере. Если поступать как в древности, удалять кого-то из храма, то многие нас не поймут. «Я пришёл в церковь, а вы меня выставляете за дверь», – скажут они. Поэтому, мне так кажется, что в полном объёме институт оглашения не привьётся у нас. Представьте себе, что пусть даже посторонний человек зашёл в храм, а мы его начнём выставлять, люди этого просто не поймут в наше время. Слава Богу, что человек пришёл в храм, и никого не надо выставлять.

–Владыка, считается, что канонически верной практикой крещения является крещение чином полного погружения. Как Вы считаете, насколько возможно сейчас возрождение этой традиции?

– Да, к этому нужно стремиться, но в советские годы мы как крестили? Как приходилось. Окроплением, обливанием… И это было действительно, я уверен, что в том, что меня когда-то крестили не погружением, где-то на дому тихонько, перед войной. Какое там могло быть погружение, если батюшка приехал на село и сказал: «Кого нужно крестить, приносите». И в советское время, когда я был священником, не крестили полным погружением, не было для этого условий. От этого благодатная сила крещения не умаляется. Да, нас упрекают, нас во многом упрекают, но это упрёки нам, как людям, а божественную благодать упрекать нельзя, потому что она всегда остаётся благодатью, остаётся силой Божией. Она действует в человеке, только бы мы не погасили этот благодатный огонёк в нашей душе. А это во многом зависит и от родителей, от их радения, от молитв крёстных родителей.

– Если потенциальный крёстный не хочет исповедываться и причащаться, как правильно поступить: искать другого крёстного или найти храм, в котором нет чина оглашения и там окрестить ребёночка?

– Какой смысл понуждать человека быть крёстным, если он боится зайти в храм? Если он чужд церковной жизни, какой это крёстный? Лучше найти другого человека, или, в крайнем случае, окрестить без крёстных. Но, при желании, в наше время можно найти воцерковлённого человека, который захочет быть крёстным: сейчас, Слава Богу, народ пробуждается.

– Как Вы считаете, почему сложилась такая традиция, что главная обязанность крёстных – ходить в гости и дарить подарки, а не заниматься духовным воспитанием своего чада?

– Ну что же вы хотите? Мы столько лет жили без Церкви. Меня мама раз в году, на Спас, водила в церковь, хотя была человеком очень верующим. Колхозы, работа, 25 километров пешком в одну сторону, ну где тут часто будешь ходить! Вот в каких условиях мы жили.

А дети, они и есть дети, они любят подарки. Пусть крёстный принесёт подарок, но пусть это будет духовный подарок, например, книга. Если крёстный творчески подойдёт к этому подарку, то он будет освящён и войдёт в память ребёнка на всю жизнь.

– Владыка, скажите, пожалуйста, а как быть, если, наоборот, крёстные – воцерковлённые люди, а родители ребёнка – нет... И они не разрешают водить ребёнка в церковь, говорят: «Ты молись о нашем чаде, а нас не трогай». Как быть в таком случае?

– Я считаю, что крёстная должна молиться о своём чаде, и просить его родителей разрешить сходить с ним в церковь. Её молитва со временем приведёт этого ребёнка в церковь. Добрые намерения человека не пропадут. Слава Богу, что этому ребёнку попалась такая крёстная мама. Это счастливый ребёнок. Молитва так просто не проходит.

– Что можно посоветовать тем детям, которые не имеют крёстных или крёстные не занимаются со своими крестниками? Как Вы считаете, этично ли понуждать крёстных к выполнению их обязанностей?

– Ну что же, вопрос – смогут ли это дети сделать, смогут ли побуждать? Если Господь их так вразумит, что они смогут подойти к взрослому человеку и попросить сходить в храм, если у них хватит такой мудрости, то это было бы хорошо.

 

О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

 КОММЕНТАРИЙ

Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

В ветхозаветные времена существовало установление водного крещения как символ не только плотского, но и нравственного очищения. Спаситель, крестившись от Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, освятил это крещение, а перед вознесением на небо заповедал апостолам: «Шедче научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28.19).

Поэтому крещению предшествовало ознакомление с верой и сознание, что всем существом своим крещаемый обретает новое понимание жизни как член Церкви во Христе. Обращение взрослого человека бывает решительным или постепенным, но благодать Таинства освящает и закрепляет духовное перерождение. При крещении же детей, не имеющих сознательной веры, тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее к полному перерождению крещенного, при условии надлежащего христианского воспитания. Крещение младенцев совершается по вере восприемников.

При Крещении в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Возможность искушения от диавола остается, но он пребывает как бы внешним человеку. Отсюда неизбежность хранить обеты, данные при Крещении, а талант, данный в Таинстве, как залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни.

 

         «Важное условие – чтобы крестные были рядом …»

2006_5_O_AleksieВ современном мире люди все меньше и меньше уделяют внимания вопросам веры. Немногие с полным осознанием подходят к такому великому таинству, как Крещение: зачастую оно принимается только лишь как некий традиционный обряд, который необходимо совершить над младенцем. С недавнего времени в некоторых храмах Гомеля существует практика обязательных собеседований перед Крещением, так называемого оглашения. На наши вопросы мы попросили ответить священника Алексея Мороза – клирика Свято-Петро-Павловского собора города Гомеля.

– Объясните, что такое оглашение, и каким образом оно проводится сегодня?

– Оглашение –  это собеседование перед таинством Крещения. Священник, во-первых, рассказывает, что такое грех, что такое зло, как грех появился на нашей земле. Ведь наука говорит о чем угодно, только не об этой катастрофе, которая произошла с человеком. Произошло грехопадение наших прародителей. Эта изначальная поврежденность, удобопреклонность ко греху передается каждому поколению. И каждому человеку гораздо легче совершать зло, преступление заповеди Божьей, разрушать, чем созидать, чем творить добро. Проще говоря, мы беседуем о состоянии человека, в котором он находится, говорим о зле и его цели – разрушить, разделить человека.

Несколько слов уделяется Заповедям Божьим: что такое заповеди, для чего Господь дал их. Говорим о том, что таинство Крещения – это лишь первая ступенька вхождения человека в храм Божий. Конечно, подчеркиваем, что это не некий магизм; это больше, чем совокупность обрядовых действий.

В заключение беседы оговариваем организационные вопросы, то есть, непосредственно, как совершается таинство, что за чем идет, какие вопросы задают во время таинства, что и как отвечать правильно (к примеру, почему поворачиваемся на запад, когда отрекаемся от зла) и что при себе необходимо иметь. На это уходит около полутора часов. Конечно, этого времени очень мало по сравнению с тем, сколько его уделялось во времена первых исповедников, в первые века христианства. В Древней Церкви (а мы должны помнить, что Древняя Церковь – это идеал, образец совершенства) оглашение могло длиться от одного года до трех лет и более. За оглашенным велось постоянное наблюдение со стороны будущих крестных родителей, которые свидетельствовали, достоин ли этот человек называться христианином. Поэтому в первые века было столько мучеников, которые проливали свою кровь за Христа.

– Расскажите, пожалуйста, в связи с чем  в Петро-Павловском соборе введены обязательные исповедь и причастие для крестных отца и матери? 

– В церковной жизни заставлять  никого нельзя. Но когда речь заходит о таинстве Крещения, то тут приходится выполнять определенные обязанности. В большинстве своем мы крестим младенцев, и обеты произносят вместо них крестные родители, исповедуют веру вместо них крестные родители. Необходимо сначала отречься от зла в своей жизни через исповедь и Причастие для того, чтобы вместо младенца произносить обеты отречения от сатаны, от зла. Это и есть цель обязательной специальной подготовки к Крещению. Давайте сначала очистим свою жизнь, изменим ее немножечко в лучшую сторону, увидим свой грех, исповедуем его и хотя бы однажды причастимся Тела и Крови Христовой, поучаствуем в этом главном таинстве. Многие говорят, что это первый  раз, когда они исповедуются и причащаются.

– А как реагируют на это люди? 

– Большинство (процентов 95)  принимают такие условия. Но есть и люди, настроенные категорично. Для них таинство Крещения не может быть искренним. Эта неискренность проявится впоследствии в их отношении к крестникам. Что потом они сделают для духовного воспитания детей, будут ли исполнять возложенные на них Церковью функции? Если уже здесь они оказываются неверными, то лучше было бы выбрать людей, находящихся ближе к Богу, к Церкви.

– А какими должны быть хорошие, настоящие крестные родители? Как правильно их выбрать? 

– Во-первых, люди должны быть очень близки к семье, не какие-то далекие родственники, которые живут за сотни километров. Сам термин «крестные родители» говорит об очень тесных и близких отношениях между крестными и  родными родителями. Родные мать и отец дали ребенку жизнь, они непосредственно участвуют в ней. А крестные мать и отец должны следить за духовным развитием этой жизни. Очень часто родные родители из-за суеты кое-как присмотрят за ребенком, так же проверят успеваемость в школе и т.д., а про молитву вообще забывают спросить. И так изо дня в день. Обязанности крестных родителей – следить за тем, чтобы их крестник причащался, не пропускал воскресные богослужения.

То есть, первое и, несомненно, важное условие – чтобы крестные были рядом. Конечно, можно позвонить, и по телефону поговорить. Но ведь ребенок должен знать, кто у него крестный отец, а кто – крестная мать.

Естественно, они должны быть людьми верующими, принимающими какое-то участие в церковной жизни.

Сейчас большинство родителей считают, что крестные должны быть людьми состоятельными, которые могли бы оплатить само таинство, могли бы дарить подарки и материально поддерживать. Но ведь Церковь призывает нас к вечному. Она говорит о душе.

А родители, выбирая богатых крестных, зачастую совершают большую ошибку – они балуют своих детей. Уже не однажды бывало так, что мать приходит в отчаяние: не знает, что делать с ребенком, который ее не слушается, игнорирует все ее просьбы. А оказывается, что это единственный ребенок в семье, за которого сама мать с детства делала всю работу, всячески ограждая свое чадо. Вот и получается, что это чадо вырастает, не ведая, что такое жертва ради близких. Чтобы по возможности избежать таких случаев, мы проводим беседу перед таинством Крещения, главной целью которой является уяснение обязанностей крестных родителей. Ведь многие люди совершенно ничего не знают об этом.

Был однажды такой случай. Откуда-то издалека приехал крестить ребенка близкий друг семьи. Священник спрашивает у него: «Какие обязанности у Вас как крестного отца?», на что тот отвечает: «Раз в год я должен приехать, поздравить с днем рождения ребенка, подарить ему подарок или деньги и отметить этот праздник». О вере нет и слова. Нет такого, чтобы чем-то помочь в воспитании, что-то подсказать, может быть, хорошую книгу какую-нибудь дать почитать или даже спросить, когда крестник последний раз исповедовался и причащался. А когда у ребенка переходный возраст, особенно важно крестному завоевать авторитет. Ведь этот человек – не родитель, а в этот период идет «война», в первую очередь, против родителей. Крестный должен помочь, направить на правильное развитие, чтобы ребенок не отпал от Церкви. Это, естественно, очень сложный процесс.

– Как получилось, что именно Вы занимаетесь оглашением в Петро-Павловском соборе? Давно это практикуется? 

– Знаете, в нашей Церкви существует все по благословению. Конечно же, было и мое желание заниматься собеседованиями с людьми перед таинством Крещения. Видя ревностное отношение к этому вопросу, мне предложили, и я согласился. Так как оглашение было введено у нас только полтора года назад, то большинство людей еще не знают об этом. По снисхождению к неведению мы крестим, но при условии, что крестный отец или мать должны все-таки пройти собеседование после Крещения, а также исповедаться и причаститься. Без собеседования к крещению ребенка допускаются люди верующие, которые посещают храм, то есть те, за которых мы можем поручиться.

А вообще, существует благословение Владыки Аристарха на проведение в каждом храме собеседования и с крестными родителями при крещении младенцев, и со взрослыми людьми, желающими присоединиться к Православию. Каждый священник должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28,19). То есть требуется вначале научить человека, а потом крестить. Необходимо чтобы он пришел с полным осознанием совершаемого, а не слепо принимал Крещение, как традиционный ритуал...

Вела беседу Анастасия ЮДЕНКОВА


2006_5_O_MixailПочему мы крестим младенцев?

На вопрос отвечает священник Михаил Дроздов, клирик Свято-Петро-Павловского собора г. Гомеля:

«Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14).

Апостолы поняли эти слова как буквально, так и духовно. То, что буквально, видим из самого текста Священного Писания: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф.19: 13-15). В параллельном месте у Евангелиста Марка сказано: «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16).

Почему же Апостолы возбраняли поначалу детям приходить к Христу? Дело в том, что, видя уставшего по человеческой природе Господа, они старались дать Ему лишнюю минутку для отдыха. А также заметили, что Христос учит взрослых, а не младенцев, но совершенно выпустили из вида то, что, уча взрослых, Он благословляет на духовно-нравственное развитие всех, как сознательных умом, так и не осознающих пока свои поступки.

Когда же они поняли, то уже сами учили словами и действиями о необходимости крестить детей. Например, апостол Павел учит нас, говоря в послании к Колоссянам, что Крещение заменило собой ранее еще в Ветхом Завете установленное Самим Богом обрезание, в котором человек посвящался Богу: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Апостол Петр в свою очередь вразумляет нас, говоря: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.З: 2-22). Обрезание совершалось на восьмой день после рождения ребенка, естественно, не имеющего сознания о том, что над ним совершается: «и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог» (Быт. 21: 4). А что касается самих действий апостольских, то, проповедуя слово Божие, они крестили целыми семьями, если обретался в семье хотя бы один уверовавший: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему (стражнику) и всем, бывшим в доме его. И, взяв их (Апостолов) в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.  И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.» (Деян.16: 3-34). Почему так, объясняет нам апостол Павел, говоря: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:14).

Итак, права Святая Православная Церковь, которая в противовес сектантской практике не крестить младенцев, не препятствует таковым быть причастниками Божией благодати, подаваемой в Святом Крещении.

 

Восприемники

КОММЕНТАРИЙ

Очень часто люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей. Большинство «кумовьёв» не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости»; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.

По традиции Церкви, младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» – люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может быть только православный, верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.

 

Избранное

Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК