Журнал Сретение

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Печать
2007_6_Rochstvo«С праздником» наступившего новолетия! Рождества Христова! «С праздником!» Какое привычное словозвучие. Такое привычное и обыденное, что уже почти ничего не говорит ни сердцу, ни душе. Для кого-то праздник ассоциируется с торжественным застольем в кругу семьи, подарками, возможностью не пойти на работу и провести время у телевизора. Для кого-то – это время активного отдыха: рыбалка, охота, турпоходы и т.д.
По мнению некоторых исследователей, слово «праздник» берет свое начало от слова «праздность» – время, когда мы ничего не делаем, т.е отдыхаем. Куда более глубокое обозначение этого явления мы находим в белорусском языке. «Свята» – святой день, день, посвященный духовному торжеству, торжеству святости. Это определение дает нам ключ к более глубокому осмыслению значения и церковных, и светских праздников. Ведь святость – это не только то, к чему мы прикасаемся, переступая порог храма, но и то, что рождается в душе человека, посвятившего праздничный день посильным трудам помощи нуждающимся, заботе об одиноких и немощных.
И так – поговорим о праздниках вообще и о смысле самого понятия в частности. От чего зависит праздничное настроение и как праздновать так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенный день. Что такое радость души и что такое праздник в традиции Церкви?
 

Из истории праздничных обрядов

автор: Евгений ТКАЧ

 Пётр Великий был первым русским царём, узаконившим народные обряды на государственном уровне. Царь принимал в обрядах самое активное участие. Если он узнавал, что кто-нибудь из его окружения или знакомых уклонялся от обрядов, очень сердился. В книге «Деяния Петра» рассказана такая история: «Григорий Камынин бит плетьми за то, что был написан в славление да не ездил».

Государь принимал непосредственное и активное участие в Рождественском обряде славления. Впереди двигались два барабанщика, которые били в огромные барабаны. За барабанщиками ехал санный обоз. В первых санях ехал царь, а за ним его многочисленная свита – князья, бояре и придворные. Обоз останавливался у дома знатного человека. Входили в дом, пели и поздравляли хозяина.  Государю хозяин подносил  подарок. Потом всех славильщиков щедро угощали.

Англичанин Г. Брайн, побывав в Москве в начале XVIII века, оставил записки о своих впечатлениях. Вот отрывок из его заметок: «Московские государи с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами».

2007-6-SvjatkiПростой народ после рождественской службы в церкви начинал славление, которое по наследству от древнего язычества всё ещё называл «колядованием». Дети, юноши, девушки, зачастую объединившись с взрослыми, шли по дворам со звездой и  вертепом. Звезда символизировала Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя. Она представляла собой лёгкий деревянный каркас, оклеенный бумагой. Она освещалась свечами. Вертеп – это небольшой ящик, оклеенный изнутри рисунками. С использованием маленьких кукол-марионеток в этом вертепе разыгрывались небольшие представления на библейские темы, большей частью сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа. Славильщики пели  духовные песни о Рождестве, читали вирши (поздравительные стихи). Исполнялись и древние языческие колядские песни – это славословие Коляде (солнцу). В этом обрядовом пении видны остатки языческих верований и обрядов, слившихся с Рождественскими обрядами православных христиан.

Следы колядских обрядов до сих пор сохранились в обычае колядования в Украине и у нас в Беларуси. Колядовщики пели колядские и овсеневые песни. Во время пения овсеневых песен колядовщики разбрасывали во дворе и доме хозяина овёс, рожь, пшеницу, желая тем самым ему хорошего урожая и благополучия. Русский писатель и историк Карамзин говорил: «Декабря 24 язычники русские славят Коляду. Ещё и в наше время накануне Рождества Христова дети земледельцев собираются колядовать под окнами, величают хозяина в песнях, твердят Коляду и просят денег. Святочные игрища и гаданья кажутся остатками сего праздника».

Не только праздник Рождества Христова совпал с языческой Колядой. Рождество Иоанна Предтечи народ называет «Иван Купала», Фомину неделю – «Красная Горка». Языческие обряды сохранились до сих пор в виде разных обычаев, игр, суеверий, примет: святочных гаданий, масляничных забав, завивания венков в Троицу, в виде веры в домовых, леших, русалок. Всё это следы далёкого язычества; предания и наследие глубокой старины.

 

Избранное

«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Отчего люди не летают?
 автор: Игумен Савва (Мажуко) Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами.... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК