Из истории праздничных обрядов
автор: Евгений ТКАЧ
Пётр Великий был первым русским царём, узаконившим народные обряды на государственном уровне. Царь принимал в обрядах самое активное участие. Если он узнавал, что кто-нибудь из его окружения или знакомых уклонялся от обрядов, очень сердился. В книге «Деяния Петра» рассказана такая история: «Григорий Камынин бит плетьми за то, что был написан в славление да не ездил».
Государь принимал непосредственное и активное участие в Рождественском обряде славления. Впереди двигались два барабанщика, которые били в огромные барабаны. За барабанщиками ехал санный обоз. В первых санях ехал царь, а за ним его многочисленная свита – князья, бояре и придворные. Обоз останавливался у дома знатного человека. Входили в дом, пели и поздравляли хозяина. Государю хозяин подносил подарок. Потом всех славильщиков щедро угощали.
Англичанин Г. Брайн, побывав в Москве в начале XVIII века, оставил записки о своих впечатлениях. Вот отрывок из его заметок: «Московские государи с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами».
Простой народ после рождественской службы в церкви начинал славление, которое по наследству от древнего язычества всё ещё называл «колядованием». Дети, юноши, девушки, зачастую объединившись с взрослыми, шли по дворам со звездой и вертепом. Звезда символизировала Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя. Она представляла собой лёгкий деревянный каркас, оклеенный бумагой. Она освещалась свечами. Вертеп – это небольшой ящик, оклеенный изнутри рисунками. С использованием маленьких кукол-марионеток в этом вертепе разыгрывались небольшие представления на библейские темы, большей частью сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа. Славильщики пели духовные песни о Рождестве, читали вирши (поздравительные стихи). Исполнялись и древние языческие колядские песни – это славословие Коляде (солнцу). В этом обрядовом пении видны остатки языческих верований и обрядов, слившихся с Рождественскими обрядами православных христиан.
Следы колядских обрядов до сих пор сохранились в обычае колядования в Украине и у нас в Беларуси. Колядовщики пели колядские и овсеневые песни. Во время пения овсеневых песен колядовщики разбрасывали во дворе и доме хозяина овёс, рожь, пшеницу, желая тем самым ему хорошего урожая и благополучия. Русский писатель и историк Карамзин говорил: «Декабря 24 язычники русские славят Коляду. Ещё и в наше время накануне Рождества Христова дети земледельцев собираются колядовать под окнами, величают хозяина в песнях, твердят Коляду и просят денег. Святочные игрища и гаданья кажутся остатками сего праздника».
Не только праздник Рождества Христова совпал с языческой Колядой. Рождество Иоанна Предтечи народ называет «Иван Купала», Фомину неделю – «Красная Горка». Языческие обряды сохранились до сих пор в виде разных обычаев, игр, суеверий, примет: святочных гаданий, масляничных забав, завивания венков в Троицу, в виде веры в домовых, леших, русалок. Всё это следы далёкого язычества; предания и наследие глубокой старины.