Журнал Сретение

Приглашение к разговору

Печать

Говорить о переломности ХХ века можно только с оговоркой, поскольку каждая эпоха имела свои «вывихи», переломы, кризисы, но в то же время и свои достижения. ХХ век, вместивший в себя две мировые войны, ГУЛАГ и Освенцим, ядерную эру и информационный бум, передал нам в наследство в век XXI проблему сохранения личности человека. Эпохи – только декорации. Личность человека всегда в зародыше уникальна и неповторима. Человек всегда будет тяготеть к творчеству, которое без одухотворенной свободы немыслимо. Культура, в этом смысле, – ступени духовного восхождения человека. Искусство, наука, религия – три кита любой культуры. Многолетнее противопоставление друг другу этих составляющих приводило только к тяжким разрывам и потери целостности культуры. Искусство всегда привлекало близостью к миру нерациональному, нерассудочному, привлекало главной темой – красотой. Художники, поэты, композиторы обладают удивительной способностью передавать душевное состояние  не только свое, часто по тенденциям в развитии искусства можно поставить диагноз целой эпохе. Грозные очертания ХХ века просматривались в утонченной эстетике русского серебряного века и в новой эстетике русского авангарда. Болезненность Европы проступала в поэзии Бодлера, Рембо, живописи Дега, Пикассо, Дали. Стоит ли удивляться вакханалии террора в годы большевистской диктатуры, если усердно буревестники от литературы зазывали «бурю», как «чуму на оба ваших дома», если лучший поэт России во главе революционеров поставил вдруг Иисуса Христа?


Но русская культура все-таки существенно отличалась от западноевропейской. Русская культура оставалась христианской в глубинной сути своей. Православная прививка оказалась чрезвычайно действенной. Интеллигентность русского поэта, художника, музыканта, артиста не позволяла идти на сделки с совестью. Поэтому лучшие представители русской культуры всегда были совестью нашей непростой эпохи и при дефиците духовного воспитания брали на себя эту функцию.
Интеллигентность, совестливость заставляли мучиться перед смертью Александра Блока, который умолял уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать». Андрей Платонов в поисках Истины, может, и уходил в дебри, но совесть ему подсказывала, что Она вне системы, которую предложили большевики, оттого так неприкаянны его герои. Произведение искусства, по мнению Иосифа Бродского, обращается к человеку тет-а-тет, оттого искусство так недолюбливают «ревнители всеобщего блага, глашатаи исторической необходимости». Знакомство с культурой, погруженность в нее вырабатывает стойкую брезгливость к тем, кто желает обнулить человеческую личность, подведя всех и вся под общий знаменатель.
Но сегодня нет ГУЛАГов, спецзаказов для психушек (хотя реанимировать это можно довольно быстро). Сегодня угроза для человека куда более опасная именно тем, что незаметна и кажется вовсе безобидной. Обработка сознания человека проводится средствами массовой культуры, которая явилась заменителем культуры, как соевое мясо стало заменителем настоящего продукта. Культурный суррогат в сочетании с информационным мусором, пиар технологиями зомбируют современного человека и дают такой результат, какой и не снился в розовых снах ни Марксу, ни Ленину, ни Гитлеру, ни Мао Цзедуну. Отрыв от культуры грозит духовной деградацией нации, но в рамках нынешнего элитарного постмодернистского искусства наблюдается опасная тенденция к имморализму, а попросту к заигрыванию со злом. Все относительно. Все можно оправдать. Можно сочувствовать пороку. Можно опрокинуть традиционные устои. Постмодернизм никуда не зовет, вернее, уводит в никуда. Нет точки приложения в современном искусстве. Нет цели, ориентира, смысла… Человек же во всем этом нуждается, тут и приходит на помощь масскульт: рекламными слоганами вдалбливает, что нужно для счастья, уставших от реалий жизни уводит в мир фэнтези, страдающим бедной фантазией предлагает спецэффекты, любителям «клубнички» – целое меню в разнообразных жанрах.
Все это действует как песня мифической Сирены. Что делать? – Помнится, Одиссей залепил уши воском, чтобы не слышать пагубных звуков. Но есть другое, ради чего необходимо открыть и уши, и глаза, то Единое, Целое, что объемлет всех и каждого, наполняя жизнь глубинным смыслом.
Каким должно быть искусство сегодня – воп-рос не праздный. Это вопрос о духовном здоровье народа. Православие и искусство – не взаимоисключают ли они друг друга сегодня? Как сопротивляться агрессии бездарности и пошлости? Об этом мы и предлагаем поразмышлять.

 

Избранное

«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Сударь и сударыня, вы приглашены на бал!» Как часто в прошлых... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Отчего люди не летают?
 автор: Игумен Савва (Мажуко) Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами.... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК