Журнал Сретение

Номер за июль-август 2011

obloghka

Всякий нормальный родитель стремится уберечь своих детей от дурного влияния, которое нередко несет современное общество. Мы, стремясь воспитать в наших детях святость, почему-то часто терпим поражение. И причина этого не только в «особом» времени, тотальном информационном насилии, повальной  компьютеризации и доступности интернета. Все это, конечно, имеет место. Но есть и другое, о чем задумываемся мы почему-то реже всего.
Кто из современных православных родителей имеет опыт церковного детства? Даже те молодые люди, которым сейчас 20-21, взрослевшие и формировавшиеся как личности в постсоветский период, в своем подавляющем большинстве едва ли смогли воспринять опыт традиционного семейного уклада православной семьи. Почему? Да потому, что  этого опыта просто не было. Советская идеологическая система воспитывала будущую смену строителей коммунизма, и  ни о каком религиозном воспитании не могло быть и речи.
Отдаем ли мы себе отчет в том, что по большей части  все мы являемся потомками – увы – не лучшей части предреволюционного общества? Духовная элита, несшая в себе и высокую  культуру, и  традиции православного воспитания, либо была уничтожена «как класс», либо была вынуждена покинуть Россию. А оставшиеся здесь наши прадеды и прабабки, если и не участвовали в сжигании икон, плясках в алтарях, разрушении храмов и убийстве духовенства, то, по крайней мере, были в своем большинстве среди тех, кто на это смотрел достаточно безразлично. Мы – их потомки и наследники. Печать этих грехов, так или иначе, мы несем на себе. Потому так непросто нам оторваться от своего исторического прошлого, найти правильную точку опоры в труднейшем деле духовного воспитания.

Как же быть? Всецело опираться на дореволюционный опыт сейчас нельзя, слишком сильно поменялась жизнь. Системного опыта православного воспитания в современных условиях нет практически ни у кого. Потому и в современных церковных семьях не редкостью стали дети, слышать не желающие о Церкви, часто циничные и жестокие, попирающие все мыслимые законы морали. Родители, сами едва ли воцерковившись, начинают воцерковлять своих детей, и делают это порой и грубо, и неумело. Сами, едва-едва отвернувшись от греховной жизни, требуют от детей такой святости, что могла встречаться лишь порой у пустынников времен преподобной Марии Египетской. И в желании немедленно видеть плоды своей церковности нередко доходят до сущего маразма.
Есть родители, которые твердо убеждены, что чтение детям сказок есть пропаганда оккультизма. Тут и домовые-лешие, и палочки волшебные, и колдуньи на каждом шагу – ладно бы еще злые, а то ведь и добрые!!!  Посещение детьми цирка и зоопарка вообще греховное зрелище, не говоря уже о катании на аттракционах! А уж играть в песочнице с детьми «неверующих и язычников» дело совсем недопустимое.
Конечно же – это крайность, но ведь и быть совершенно либеральным в современных условиях воспитания небезопасно. Вот и возникает вопрос: как же быть, где находится золотая середина? Каждый родитель решает это для себя сам. Мы же предлагаем сегодня тебе, дорогой читатель, на страницах этого номера журнала попытаться вместе с авторами статей и наших респондентов поразмышлять о принципах православного воспитания детей и возможных путях их воцерковления.



Бремя воспитания

Печать

Deti-o.-Vladimira-Drobishevskogo…Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

Воспитание – всегда насилие. По-другому быть не может, и это нормально. Пока я маленький и являюсь объектом воспитания, я подвергаюсь насилию со стороны родителей и учителей (раньше и просто мимоидущие дяденьки и тетеньки могли «повоспитывать» слишком расшалившихся отроков, сейчас это весьма редкое явление и громко матерящиеся подростки в общественном транспорте стали вполне обыденным штрихом городского пейзажа). А вот когда я уже вырасту до субъекта, я буду сам свободно насиловать себя так или иначе в той или иной ситуации... И вот если я, в процессе воспитания, дорасту до такой жизненной установки – честь и хвала моим родителям и учителям-воспитателям. И достойны они венчания лаврами, если я, их воспитанник, успешно смогу сражаться с самим собой и побеждать!

Подробнее...
 

Бремя воспитания

Печать

Deti-o.-Vladimira-Drobishevskogo…Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

Воспитание – всегда насилие. По-другому быть не может, и это нормально. Пока я маленький и являюсь объектом воспитания, я подвергаюсь насилию со стороны родителей и учителей (раньше и просто мимоидущие дяденьки и тетеньки могли «повоспитывать» слишком расшалившихся отроков, сейчас это весьма редкое явление и громко матерящиеся подростки в общественном транспорте стали вполне обыденным штрихом городского пейзажа). А вот когда я уже вырасту до субъекта, я буду сам свободно насиловать себя так или иначе в той или иной ситуации... И вот если я, в процессе воспитания, дорасту до такой жизненной установки – честь и хвала моим родителям и учителям-воспитателям. И достойны они венчания лаврами, если я, их воспитанник, успешно смогу сражаться с самим собой и побеждать!

Подробнее...
 

Воцерковление детей

Печать

Ignatovich-Irina-Valentinovna«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

Подробнее...
 

Воцерковление детей

Печать

Ignatovich-Irina-Valentinovna«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

Подробнее...
 


Избранное

«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Секрет твёрдого воспитания
– КТО ТАКОЙ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ? – ЭТО ВОЕННАЯ ТАЙНА.  Для того, чтобы сформировать... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК