Темой номера стал вопрос, есть ли противоречие между верой и разумом.
Что стоит за привычным словом «вера»? Надмевают ли знания и нужно ли учиться в университетах, чтобы прийти к Богу? Существует ли на самом деле конфликт веры и разума? На первых страницах журнала авторы пытаются найти ответы на эти вопросы.
Как живут православные в Софии и почему в Болгарии невозможно отделиться от церковной традиции, рассказала наша соотечественница, живущая в Болгарии.
Обладатель «Хрустальной совы», лауреат премии «Педагог года внешкольного учреждения», глава интеллектуального клуба Гомеля «Белая рысь» – у нас в гостях Леонид Валентинович Климович. Читайте интервью о проблемах молодежи, о семье и как спастись в современном мире. Также с помощью Леонида Валентиновича проводится КОНКУРС для читателей. Первые пять участников, приславшие правильные ответы на вопросы православной викторины получат специальные призы редакции.
Отчего люди не летают? Игумен Савва (Мажуко) в своем материале отвечает на этот извечный человеческий вопрос.
О важной роли информационных технологий и как с помощью интернета нести благую весть о Христе читайте в материале «Моя любимая страница» о сайте Гомельской епархии.
Как праздновать день рождение, если оно попадает на пост? Каким должен быть пост для начинающих? На эти вопросы отвечают священники наших храмов.
Также в номере неизвестное о старых гомельских храмах, жизнь, подвиг и творчество священника-новомученика, где купить «билетик счастья», сказка для детей, лучшие работы фотоконкурса.
|
На страницах этого номера «Сретения» мы вновь обращаемся к теме веры. Что стоит за этим привычным словом? Убежденность в бытии божественного? Способность жить, всецело доверяя себя Отцу? Пытливый человеческий ум всегда стремился заглянуть за завесу непознанного, в том числе и в вопросах веры. В последнее время каждому желающему предоставляются для этого широкие возможности: изобилие духовной литературы, православный Интернет, библейско-богословские курсы и многое другое, о чем представители предыдущих поколений могли только мечтать.
И что же? Нет-нет, да и услышишь исполненный сомнения голос церковного обывателя о том, что, мол, знания надмевают, что вот преподобный Серафим и преподобный Сергий в академиях не учились. К чему все это? Имей веру, живи по ее законам и спасешься. В этой аргументации есть своя правда, к ней можно добавить и мысль о том, что знание Бога, которое имели святые, как плод их чистой молитвы, легко подменить знаниями о Боге, которые сами по себе никого не спасают. Все это так. Но правда также и в том, что первейшая заповедь Закона Божия повелевает нам возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением нашим. Тем самым ясно указывается на то, что в процессе богопознания, которое составляет суть духовного пути человека на земле, непосредственным образом участвует его интеллект.
Подробнее...
|
«Есть только три разряда людей: одни, обретшие Бог а и служащие Ему, другие, не нашедшие Его, но стремящиеся к тому, третьи – те, которые живут без Бога и не ищут Его. Первые рассудительны и счастливы, последние безумны и несчастны, средние несчастны, но разумны»
Блез Паскаль: (Мысли XXII:L)
Если бы наука неумолимо отводила человека от Бога, в мире не было бы ни одного верующего ученого. И если бы наука неумолимо приводила человека к Божиему страху и поклонению Уму Высочайшему, в мире не было бы ни одного серьезного ученого, который бы не молился и не лил слезы над Евангелием. Вместо этого видим в истории и современности два великих множества мыслителей и ученых. Одно множество состоит из тех, кто в ученую еду добавляет соль веры, а другое множество – преснопитающееся. Это те, кому Бог не нужен ни в быту – как Помощник, ни в науке – как гипотеза (см. диалог П.-С. Лапласа с Наполеоном). Не важно, в каком множестве наблюдается численный перевес. В таком деле пара лишних голосов не изменит главного вывода, ибо оба множества по числу велики. А главный вывод заключается в том, что наука не приводит к вере и не уводит от нее. Она может помочь, подтолкнуть как в одну, так и в другую сторону, но суть дела не в ней. Есть что-то другое в человеке, отличное от анализирующего ума, где, собственно, зарождается и зреет вера.
Подробнее...
Прежде чем начать разговор о вере и разуме, посмотрим, как определяет русский язык эти понятия. «Вера – убеждение, уверенность в чём-нибудь». В частности, к области веры относится представление о существовании Бога. Согласно апостолу Павлу, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). «Разум – высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, в противоположность чувству»
Так определяет эти понятия словарь С. Ожегова. Аналогичные определения даёт Академический словарь русского языка и Толковый словарь Ушакова. В русском языке приставка раз-, (рас-) во многих словах показывает на сильную степень свойства и качества, выраженного в корне. Развесистая крона – сильная степень развития кроны. Рассыпанные семена. Не просто высыпанные в виде кучки, а рассыпанные по какой-то площади. Разлив реки – огромный поток, во много раз превышающий её обычное течение. И т. п. Наличие приставки раз-, рас- усиливает или расширяет основное качество, свойство, обозначенное значением (семантикой) корня. Отсюда понятно, что семантически разум шире ума.
Подробнее...
Принято считать, что классическая христианская постановка проблемы веры и разума принадлежит Тертуллиану. Он, действительно, первый сформулировал пару «Афины-Иерусалим». Однако в текстах Тертуллиана нет приписываемой ему знаменитой формулы «верую, ибо абсурдно». У него есть более пространное рассуждение: «Распят Сын Божий; не стыдно, потому что постыдно. И умер Сын Божий; оттого и заслуживает веры, что бессмысленно. И похороненный воскрес; несомненно, потому что невозможно».
Тексты Тертуллиана полны весьма высокими оценками разума: «Если бы в этих людях был Бог, следовательно, и разум... Бог все разумно предусмотрел... желает, чтобы люди всегда действовали разумно, с пониманием».
Без умной же аскетики человек не войдет в то Царство, в которое надеющемуся на свое (интеллектуальное) богатство войти труднее, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко.
Подробнее...
Не так давно в моей жизни произошла удивительная встреча. Обстоятельства свели меня с нашей землячкой, которая вот уже пять лет, как живет в Болгарии. Зовут ее Светлана. Она профессиональный психолог, человек внимательный и вдумчивый. Об особенностях церковно-приходской жизни в Болгарии мы и попросили ее рассказать специально для читателей «Сретения».
– Светлана, расскажите немного о стране, ставшей для вас второй родиной. – Болгария – очень красивая православная страна. В ней много верующих людей. Поражает обилие храмов и древних монастырей. Если посмотреть на туристическую карту Болгарии, то сразу бросается в глаза огромное количество древних христианских памятников архитектуры. Церковные праздники отмечают, как у нас в Беларуси. Больших различий нет. Только Рождество празднуют 25 декабря, этот праздник у них называется Коледа. 24 декабря – тоже праздничный день – выходной. 24 декабря вечером, за семейным столом, как правило, у самого старшего в семье – у бабушки, дедушки или прабабушки или прадедушки (там много долгожителей) – собирается вся семья. Это называется будний вечер. Обязательно печётся колядна питка с денежкой внутри, она заворачивается в фольгу. На столе должно быть 7 или 9 постных блюд. Люди, возвращаясь из церкви, идут в дом самого старшего. Самый старший разламывает эту питку и раздаёт по старшинству от самого старшего до самого маленького, и кому попадётся монетка, у того год будет очень удачным и успешным. Вот такая традиция.
Подробнее...
|
|
|
|
Страница 1 из 4 |