Журнал Сретение

Номер за январь-февраль 2011
oblojkaТемой номера стал вопрос, есть ли противоречие между верой и разумом.

Что стоит за привычным словом «вера»? Надмевают ли знания и нужно ли учиться в университетах, чтобы прийти к Богу? Существует ли на самом деле конфликт веры и разума? На первых страницах журнала авторы пытаются найти ответы на эти вопросы.

Как живут православные в Софии и почему в Болгарии невозможно отделиться от церковной традиции, рассказала наша соотечественница, живущая в Болгарии.

Обладатель «Хрустальной совы», лауреат премии «Педагог года внешкольного учреждения», глава интеллектуального клуба Гомеля «Белая рысь» – у нас в гостях Леонид Валентинович Климович. Читайте интервью о проблемах молодежи, о семье и как спастись в современном мире. Также с помощью Леонида Валентиновича проводится КОНКУРС для читателей. Первые пять участников, приславшие правильные ответы на вопросы православной викторины получат специальные призы редакции.

Отчего люди не летают? Игумен Савва (Мажуко) в своем материале отвечает на этот извечный человеческий вопрос.

О важной роли информационных технологий и как с помощью интернета нести благую весть о Христе читайте в материале «Моя любимая страница» о сайте Гомельской епархии.

Как праздновать день рождение, если оно попадает на пост? Каким должен быть пост для начинающих? На эти вопросы отвечают священники наших храмов.

Также в номере неизвестное о старых гомельских храмах, жизнь, подвиг и творчество священника-новомученика, где купить «билетик счастья», сказка для детей, лучшие работы фотоконкурса.




Вера и разум: единство или противоречие?

Печать

Vera-i-razumНа страницах этого номера «Сретения» мы вновь обращаемся к теме веры. Что стоит за этим привычным словом? Убежденность в бытии божественного? Способность жить, всецело доверяя себя Отцу? Пытливый человеческий ум всегда стремился заглянуть за завесу непознанного, в том числе и в вопросах веры. В последнее время каждому желающему предоставляются для этого широкие возможности: изобилие духовной литературы, православный Интернет, библейско-богословские курсы и многое другое, о чем представители предыдущих поколений могли только мечтать.

И что же? Нет-нет, да и услышишь исполненный сомнения голос церковного обывателя о том, что, мол, знания надмевают, что вот преподобный Серафим и преподобный Сергий  в академиях не учились. К чему все это? Имей веру, живи по ее законам и спасешься. В этой аргументации есть своя правда, к ней можно добавить и мысль о том, что знание Бога, которое имели святые, как плод их чистой молитвы, легко подменить знаниями о Боге, которые сами по себе никого не спасают. Все это так. Но правда также и в том, что первейшая заповедь Закона Божия повелевает нам возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением нашим. Тем самым ясно указывается на то, что в процессе богопознания, которое составляет суть духовного пути человека на земле, непосредственным образом участвует его интеллект.

Подробнее...
 

Паскаль. Миссионерские записки православного математика

Печать

Paskal«Есть только три разряда людей: одни, обретшие Бог а и служащие Ему,
другие, не нашедшие Его, но стремящиеся к тому, третьи – те, которые
 живут без Бога и не ищут Его. Первые рассудительны и счастливы,
последние безумны и несчастны, средние несчастны, но разумны»

Блез Паскаль: (Мысли XXII:L)

Если бы наука неумолимо отводила человека от Бога, в мире не было бы ни одного верующего ученого. И если бы наука неумолимо приводила человека к Божиему страху и поклонению Уму Высочайшему, в мире не было бы ни одного серьезного ученого, который бы не молился и не лил слезы над Евангелием.
Вместо этого видим в истории и современности два великих множества мыслителей и ученых. Одно множество состоит из тех, кто в ученую еду добавляет соль веры, а другое множество – преснопитающееся. Это те, кому Бог не нужен ни в быту – как Помощник, ни в науке – как гипотеза (см. диалог П.-С. Лапласа с Наполеоном). Не важно, в каком множестве наблюдается численный перевес. В таком деле пара лишних голосов не изменит главного вывода, ибо оба множества по числу велики. А главный вывод заключается в том, что наука не приводит к вере и не уводит от нее. Она может помочь, подтолкнуть как в одну, так и в другую сторону, но суть дела не в ней. Есть что-то другое в человеке, отличное от анализирующего ума, где, собственно, зарождается и зреет вера.

Подробнее...
 

Вера - существенная часть науки

Печать

Прежде чем начать разговор о вере и разуме, посмотрим, как определяет русский язык эти понятия. «Вера – убеждение, уверенность в чём-нибудь». В частности, к области веры относится представление о существовании Бога. Согласно апостолу Павлу, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). «Разум – высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, в противоположность чувству»

Так определяет эти понятия словарь С. Ожегова. Аналогичные определения даёт Академический словарь русского языка и Толковый словарь Ушакова. В русском языке приставка раз-, (рас-) во многих словах показывает на сильную степень свойства и качества, выраженного в корне. Развесистая крона – сильная степень развития кроны. Рассыпанные семена. Не просто высыпанные в виде кучки, а рассыпанные по какой-то площади. Разлив реки – огромный поток, во много раз превышающий её обычное течение. И т. п. Наличие приставки раз-, рас- усиливает или расширяет основное качество, свойство, обозначенное значением (семантикой) корня. Отсюда понятно, что семантически разум шире ума.

Подробнее...
 

Вера и разум

Печать

KuraevПринято считать, что классическая христианская постановка проблемы веры и разума принадлежит Тертуллиану. Он, действительно, первый сформулировал пару «Афины-Иерусалим». Однако в текстах Тертуллиана нет приписываемой ему знаменитой формулы «верую, ибо абсурдно». У него есть более пространное рассуждение: «Распят Сын Божий; не стыдно, потому что постыдно. И умер Сын Божий; оттого и заслуживает веры, что бессмысленно. И похороненный воскрес; несомненно, потому что невозможно».

Тексты Тертуллиана полны весьма высокими оценками разума: «Если бы в этих людях был Бог, следовательно, и разум... Бог все разумно предусмотрел... желает, чтобы люди всегда действовали разумно, с пониманием».

Без умной же аскетики человек не войдет в то Царство, в которое надеющемуся на свое (интеллектуальное) богатство войти труднее, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко.

Подробнее...
 

«В Болгарии отделиться от церковной традиции просто невозможно…»

Печать

BolgariaНе так давно в моей жизни произошла удивительная встреча. Обстоятельства свели меня с нашей землячкой, которая вот уже пять лет, как живет в Болгарии. Зовут ее Светлана.
Она профессиональный психолог, человек внимательный и вдумчивый.
Об особенностях церковно-приходской жизни в Болгарии мы и попросили ее рассказать специально для читателей «Сретения».

– Светлана, расскажите немного о стране, ставшей для вас второй родиной.
– Болгария – очень красивая православная страна. В ней много верующих людей. Поражает обилие храмов и древних монастырей. Если посмотреть на туристическую карту Болгарии, то сразу бросается в глаза огромное количество древних христианских памятников архитектуры. Церковные праздники отмечают, как у нас в Беларуси. Больших различий нет. Только Рождество празднуют 25 декабря, этот праздник у них называется Коледа. 24 декабря – тоже праздничный день – выходной. 24 декабря вечером, за семейным столом, как правило, у самого старшего в семье – у бабушки, дедушки или прабабушки или прадедушки (там много долгожителей) – собирается вся семья. Это называется будний вечер. Обязательно печётся колядна питка с денежкой внутри, она заворачивается в фольгу. На столе должно быть 7 или 9 постных блюд. Люди, возвращаясь из церкви, идут в дом самого старшего. Самый старший разламывает эту питку и раздаёт по старшинству от самого старшего до самого маленького, и кому попадётся монетка, у того год будет очень удачным и успешным. Вот такая традиция.

Подробнее...
 


Страница 1 из 4

Избранное

Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК