Из письма в редакцию:
«…хочу рассказать о том, что произошло с сыном моих хороших знакомых...
Парень так увлекся компьютером, что перестал посещать занятия в университете. В результате чего был отчислен со второго курса. Желая восстановиться на учёбу, он сдал все зачёты и экзамены и был вновь зачислен в ВУЗ для продолжения учёбы.
Но всё повторилось. Юноша опять не стал посещать занятия, и был отчислен. Как и прежде, дни и ночи проводил за компьютером. Военкомат вызвал его на медкомиссию, чтобы призвать в армию. Но оказалось, что организм молодого человека, ранее совершенно здорового, по причине длительной психологической перегрузки и полного отсутствия двигательной активности претерпел дистрофические изменения.
Причем, степень изменений была такова, что юноша был признан непригодным к службе в армии…»
Письмо в редакцию, отрывок из которого приводится выше, послужило поводом для главной темы разговора этого номера. Наблюдая окружающую нас действительность, нельзя не заметить появления новой генерации людей. Складывается ощущение, что это люди с новым типом сознания, воспринимающие события вокруг себя и себе подобных исключительно через интернет-пространство.
Их активность, заработок, занятость и отдых – все совершается в виртуальной сети. С каждым годом таких людей становится все больше. Хорошо это или плохо?
Ответить на этот вопрос можно по-разному. И каждый вариант ответа может иметь свои весомые доводы и аргументы. Однако в последнее время все чаще приходится слышать жалобы родителей на то, что детей стало невозможно оторвать от компьютера. В подростковой среде присутствие «В контакте» стало безоговорочной нормой и всеми воспринимается как явление, несомненно значимое. Большинству из них жизнь вне опыта всевозможных компьютерных игр представляется неполноценной или малоинтересной. И хотя данное положение вещей зачастую не вызывает опасения у родителей и педагогов, мировая статистика красноречиво свидетельствует о том, что одной из серьезнейших психологических и социальных проблем современности становится проблема патологической душевной привязанности человека к виртуальному миру компьютера или киберзависимость. О ней мы и поговорим на страницах нашего журнала.
Ни для кого не секрет, что компьютеризация стала существенной чертой современного человеческого общества. Стремительно развиваются новые и сверхсовременные виды информационных технологий.
По данным мировой статистики, из интернета в 2010 году пользователи скачали 30.291.709.000 часов информации. Только за 11 месяцев текущего года в мире продано около 270 млн. компьютеров. 55 млн. − в России, т.е каждый пятый из произведенных в мире. Известно, что в среднем, как в России, так и в Беларуси, на каждых 100 жителей приходится 45 компьютеров. Всеобщая компьютеризация человеческого сообщества несет свои проблемы. Одна из них именуется киберзависимостью.
Серьезность и степень влияния интернет-привязаностей на жизнь человека обсуждается уже на протяжении многих лет. Но в чем же заключается притягательность интернета, и почему столько пользователей «подсаживаются» на него?
Два фактора играют в этом определяющую роль: неограниченный объем информации и полное ощущение личной свободы. Одни люди идут в сеть ради доступа к бесконечным объемам информации: новостям, фильмам, музыке и так далее. Другие присоединяются к виртуальному миру потому, что там они могут делать все, что им захочется, говорить все, что захочется, и быть теми, кем им угодно.
Пока медицинские круги по всему миру продолжают обсуждать, можно ли относить интернет-зависимость к числу реальных психологических расстройств, тысячи и, возможно, миллионы людей по всему миру попадают в зависимость от сети − и начинают обращаться за помощью.
Так же, как наркотики, алкоголь или азартные игры, интернет дает людям возможность уйти от реального мира с его проблемами. Синдром интернет-зависимости впервые был определен в 1996 году нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом.
Голдберг заявил, что изучаемый им синдром − это не признанная медицинская зависимость вроде алкоголизма, а «больше похоже на неконтролируемое поведение, которое грозит поглотить нормальную жизнь пострадавшего». Это происходит тогда, когда грань между виртуальным и реальным начинает стираться и пользователи остаются в сети часами и днями, так как не хотят пропустить что-нибудь важное в киберпространстве.
Эта потребность «ничего не упустить» недавно оказалась смертельной для 28-летнего корейца, который умер после того, как не спал и не ел в течение 50 часов, играя в онлайн-игру.
К сожалению, это далеко не единичный случай. Исследователи этой проблемы в Китае утверждают, что в этой стране до 55 млн. подростков попали в зависимость от онлайн-игр. В США, Китае, Италии существуют целые сети клиник, в которых пациентам помогают избавиться от интернет-зависимости, и спрос на подобную помощь возрастает с каждым годом.
Подготовил Евгений Ткач