Протоиерей Сергий Шевченко, настоятель Свято-Никольского храма, г. Мозырь
Покоряться ли мужу-пьянице и лентяю, который не заботится о детях и обижает их?
– Если говорить о проблеме, которая назрела в семье, то беседа должна строиться с обоими супругами. Если они искренне хотят что-то изменить в своей жизни, то что-то изменится, и к чему-то лучшему люди придут. Если же супруг или супруга, что тоже, к сожалению, бывает, не уделяет должного внимания своим детям, то я думаю, что в этом случае супруг совершает большой грех. У Иоанна Златоуста есть такое выражение: «Кто не воспитывает своих детей, тот является человекоубийцей».
Супругам, оказавшимся в такой ситуации, я советую начистоту поговорить друг с другом: «Желаешь ли ты быть достойным отцом наших детей?». Если же он продолжает вести прежний образ жизни, тогда остается просто «отпустить вожжи». Как сказал ап. Павел: «Бог попустил людям ходить в похотях своих, чтобы делали всякое зло с ненасытимостью». Чтобы человек мог опуститься на самое дно и оттолкнуться от него ногами, если он осознает, конечно, и подняться наверх. Так и в нашей жизни, если человек не понимает чего-то и не желает понять, то, как говорил Христос: «Отрясите прах с ваших ног» и идите дальше. Даже развод в таком случае допустим, т.к. женщина вправе оградить своих детей от дурного влияния. Женщинам в таких ситуациях я советую найти таких мужчин, которые научат Вашего сына быть мужчиной. Я не говорю, чтобы обязательно строить отношения с этими людьми, но чтобы дети столкнулись с нормальным примером мужественности, мужского характера.
– Во-первых, нужно определиться, какой смысл мы вкладываем в слово «любовь». Это не влюблённость, не экзальтация, не эйфория и не восторженные чувства. А та любовь, которой мы должны учиться у Бога – это любовь ни за что, жертвенная, которая смотрит на мир глазами другого человека. Это тот идеал, к которому должны все стремиться. Прежде люди строили свои брачные отношения так: они говорили: «Это мой муж (или моя жена) и поэтому я люблю его (её)». Мы теперь живём в страшном мире, где люди говорят по-другому: «Я его (её) люблю и поэтому это мой муж (моя жена)». А завтра полюбил другого или другую, а семейная любовь – это жертвенность, и нужно постараться двум человекам снова завоевать любовь друг друга.
Протоиерей Иоанн Лендел, настоятель Свято-Петро-Павловского собора, г. Гомель
Почему церковь венчает только зарегистрированный брак? Ведь до революции не было регистрации в ЗАГСе?
– До революции брак венчался в церкви и там же регистрировался, велись метрические книги. Это не означает, что не было росписи, люди регистрировали свой брак, получали на руки документ, что они муж и жена, и венчались.
Сейчас государство взяло на себя обязанность регистрации брака, поэтому мы делаем то же самое, что и раньше, требуя документ о регистрации, просто раньше это делалось в одном месте, в храме, а сейчас в двух. Регистрация нужна, чтобы вступающие в брак имели юридические обязательства друг перед другом. Венчание имеет духовный смысл, духовную основу.
К сожалению, теперь нередко приходят люди и просят, чтобы их «развенчали», т.к. они разводятся. Как такового «развенчивания» не существует – что Бог сочетал, человек да не разлучает. Но, если при этом брак еще не был бы официально зарегистрирован, то вопрос о юридической финансовой ответственности мужа, обязанного содержать своих детей, поставить было бы трудно. Потому Церковь, как раньше, так и сейчас, требует государственной регистрации.
Я не вижу никакой проблемы в том, чтобы выполнить это требование, как послушание Церкви.