Журнал Сретение

Воцерковление детей

Печать

Ignatovich-Irina-Valentinovna«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

ИГНАТОВИЧ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

В 1982 году окончила Центральные республиканские заочно-стационарные курсы иностранных языков при Киевском государственном университете. Долгое время работала в центре научно-технической информации в отделе патентной литературы.
В 1987 году окончила Белорусский  общественный институт патентоведения.
С 1993 года – преподаватель Воскресной школы прихода храма святого благоверного князя Александра Невского в г. Гомеле.
С 1994 несет клиросное послушание чтеца и уставщика.  Имеет двоих взрослых детей .

Morozko-Elena-Aleksandrovna

МОРОЗЬКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
В 1995 году окончила Гомельский политехнический институт по специальности «инженер-технолог».
В настоящее время – домохозяйка. Мать четырех дочерей.
Младшей – 1год, старшей – 16 лет.

Свой разговор предлагаю начать с самого трудного. Поговорим об ошибках. Чего нужно постараться избежать родителям, стремящимся воцерковить своих детей?

И. Игнатович:
– Самая распространенная ошибка – наложить на ребенка то, что хочешь выполнить сам. Взрослые приходят в храм, сами только начинают воцерковляться, и им кажется, что их дети, вместе с ними воцерковляясь, переживают то же, что и они. Если я пришла и могу 2,5 часа простоять, то почему же мой ребенок не будет стоять, ведь это же такая благодать, он постоит, напитается этим, ему же так будет хорошо! А малышу 5 лет, и он просто не может столько выстоять. В этом случае для мамы лучшим будет самопожертвование. Нужно привести ребёнка, побыть с ним в храме минут 30, то есть столько, на сколько у ребёнка хватит внимания.
Е. Морозько:
– 16 лет назад я церковь не посещала и поэтому первый ребенок не воцерковлялся с самого рождения. Сказать, что мы воцерковляем детей, будет не совсем верно. Мы сами воцерковляемся, а они вместе с нами. Взаимодействует духовный мир членов семьи. Если кто-то из родителей становится ближе к Богу, то внутри у него что-то меняется, то ребенок это, соответственно, чувствует. Да, сразу вспоминаются слова батюшки Серафима «стяжите дух мирен…». И если в родителях этого духа нет, это оказывает соответствующее влияние на детей и общую атмосферу в семье. Тоесть невозможно приобщить ребенка к вере, если ты сам не стремишься постоянно жить по ее законам.

Родительский пример, авторитет, постоянное внимание к детям – все это, несомненно, важно, но может ли быть достаточным только семейное христианское воспитание, или без традиционной детской Воскресной школы все-таки не обойтись?

Е. Морозько:
– Мои дети посещают приходскую Воскресную школу, но это их личное желание. Полезно ли? Очень многое от учителя зависит. Педагог должен быть человеком глубокой веры и тогда он может донести что-то детям. Дома нужно разговаривать с ребенком на тему того, о чем говорили в Воскресной школе. Что он понял и что ему понравилось. Здесь важно, чтобы теория переплеталась с реалиями семейной жизни. Чтобы в семье был мир, покой, доброжелательность, не было споров и ссор. Тогда ребенок будет воцерковляться сам собой. Важно, чтобы вот такое настоящее внутреннее воцерковление не замещалось только внешним – молиться, поститься и ходить на службу в храм.  
И. Игнатович:
– Я считаю, что посещение Воскресной школы необходимо. Ведь очень многие семьи живут церковными преданиями с маленькой буквы. На приходах существует множество мифических суждений о вере и Церкви. Так вот, в Воскресной школе это все развенчивается и преподносятся суждения Церкви по тем или иным вопросам через каноны, уставы, учения святых отцов, а не то, как одна бабушка сказала, даже если эта бабушка посещает храм уже лет 30. Посещают Воскресную школу по-разному, некоторые по 6-7 лет подряд ходят. Был случай, когда девочки пришли в 7 классе, а закончили посещать только через 2 года после окончания университета, и то только потому, что переехали в Минск. Есть и такие, которые приходят, и сразу же уходят, и их ничем не задержишь. Есть такие, которые уходят, а потом через год-два появляются.
Я заметила, что из самых таких хулиганистых потом со временем получались самые хорошие слушатели. Но, тем не менее, в подростковом возрасте уходят многие, и я считаю, что это в какой-то мере правильно. Это такой возраст, когда молодой человек должен понять, кто он и что он, и должен понять это сам.
Авторитет Церкви они должны подкрепить внешними впечатлениями. Вот вы мне рассказывали так, а я хочу узнать, что мне расскажут другие люди. Он уходит, но уходит с какой-то «прививкой», и ему есть куда вернуться. Это, как говорят, надо пожить немного со свекровью, чтобы оценить маму. Может, надо немножко отойти от Церкви, посмотреть, как другие люди живут, чтобы потом вернуться, но уже навсегда.

То есть, насколько я понимаю, главная функция Воскресной школы – сделать человеку некую духовную «прививку», дать хотя бы минимальный набор знаний о вере?..

И. Игнатович:
– Важна не сумма знаний как таковых, а важно дать ребенку понять, что есть мир помимо этого, который живет по другим законам, по Божьим, и где тебя обязательно любят, какой бы ты ни был. Самый важный эффект от религиозного образования – это дать ребенку вот эту «прививочку любви». Что здесь он всегда нужен, его выслушают, поймут и дадут совет.
Вот у меня был один трогательный случай. У нас есть мальчик один, у него сложное положение из-за лишнего веса. И на одном из уроков я говорила, что Бог любит абсолютно всех. А он встал и спросил: «Бог любит всех? И даже таких толстых,  как я?».
Ему было очень важно знать, что он для Бога такой же, как и все остальные, а, следовательно, и для тех людей, которые любят Бога.

До сих пор мы говорили как бы о внутренней стороне вопроса, но ведь церковный уклад жизни подразумевает активное участие человека в богослужебной практие Церкви, ее постах, таинствах и обрядах. Как, в какой мере к этому нужно приобщать детей?

Е. Морозько:
– Моей старшей дочери – шестнадцать, ее уже не заставишь делать то, чего она по каким-то причинам не хочет. Она сама решает, идти на исповедь или нет, поститься или нет. Здесь решающую роль играет предыдущее воспитание. А для 4-летней Саши пост – это не смотреть мультики.
Бывает, дети часто в пост навещают бабушку с дедушкой, а они что-то совсем не постное предлагают, то тогда, в первую очередь, думаешь о любви, чтобы все-таки не ссориться на этой почве. Мир важнее. Думаю, дети должны принимать посильное участие в домашней молитве. Я, частенько бывает, пытаюсь специально сделать так, чтобы они увидели, как я молюсь утром или вечером, чтобы они понимали, чем живет их мама. Особенно младенцы впитывают все. Очень важно привлекать детей к участию в различных праздничных обрядах, чтобы они чувствовали себя участниками церковного события, а не наблюдателями. О церкви у ребенка должны быть добрые воспоминания. Можно поручить им что-нибудь сделать к празднику. Например, собрать или купить букет к иконе Божией Матери. Или вместе с ними покрасить яички к Пасхе. Если вы печете кулич – пусть малыш сам добавит в тесто сахарный песок. Возьмите его с собой, когда пойдете освящать куличи или яблоки. Пусть он сам несет тарелочку в храм, пусть он сам поставит в кулич свечку и сам зажжет её. Ведь им хочется быть максимально причастными этому таинственному загадочному ОСВЯЩЕНИЮ, тем более, что они увидят, как много людей пришли в храм за этим же самым, что для огромного количества людей это имеет большое значение. Освящение вербы, яблок, меда, поклонение Кресту и Плащанице, Крестные ходы – это замечательные наши православные традиции, участие в которых по силам и трехлетним малышам. Их обязательно надо привлекать к этому, чтобы они видели подготовку к празднику и участвовали в ней. Ведь они так хотят быть важными, как взрослые. И день Прощеного воскресенья пусть не проходит мимо них. Как бы смешно это не казалось, нужно попросить прощения и у своих детей, даже если им всего три-четыре года. Обнимите их и скажите: «Доча, прости меня, иногда я обижаю тебя». Вы не уроните свой родительский авторитет – напротив, поднимите его в глазах ребенка. Наши дети тоже обижаются на нас, мы, чего греха таить, бываем часто  несправедливы к ним.

Как и во всяком большом и сложном деле, в воцерковлении детей существуют свои этапы.

И. Игнатович:
– Сначала маленькому ребенку нужно показать дом Бога и объяснить, что в этом доме нужно вести себя благоговейно. Это не площадка для игр. Это то место, куда мы с тобой ходим нечасто, придем туда ненадолго. Здесь нужно вести себя тихо-тихо, чтобы не распугать ангелов и не помешать молиться людям. В этом месте ты обязательно получишь от Бога немножечко силы, чтобы расти дальше, чтобы не болеть и любить маму, тебя помажут маслицем и дадут совершенно удивительную вещь в ложечке – лекарство от смерти, которое Бог нам оставил, так как Он сам бессмертный и только Он может дать это лекарство.

Посещение храма с маленькими детьми требует небольшого времени и максимального внимания. А как быть, когда родителям необходимо бывать на службах, а оставить ребенка не с кем? Как уследить за малышом во время службы?

Е. Морозько:
– Я уж в притворе пятый год стою (смеется). А если серьезно, то вспоминается описанный в одной книге случай, как однажды бабушки-прихожанки пожаловались митрополиту Антонию Сурожскому на то, что дети мешают во время службы молиться. Владыка пообещал убрать всех детей в том случае, если хоть кто-то поднимет руку и скажет, что у него не было во время службы праздных мыслей. Но этот человек также говорил и о том, что Бога слышишь в тишине, и грех эту тишину нарушать. Потому нужно стремиться искать какой-то компромисс, какую-то золотую середину, чтобы и детям не навредить, и прихожанам не помешать.

А что происходит, когда дети становятся старше?

И. Игнатович:
–В школьном возрасте нужно говорить больше о заповедях и о практическом приложении этих заповедей в жизни. Почему нельзя воровать, лгать, завидовать, что получается, если мы ослушаемся. В таком возрасте следует говорить, что вы будете ходить в церковь столько, сколько вы хотите.
В подростковом возрасте и старших классах необходимо читать Евангелие и разговаривать на житейские темы, в основном о семье. В этом возрасте у них  влюбленность и любовные драмы. И нужно обязательно им показать, что любовь – это совсем не то, что они переживают. А вот чтобы научиться настоящей любви, для этого и существует Церковь.

Многие православные родители стараются всячески оградить детей  от искушений и страстей внешнего мира. Но ведь так не может продолжаться всегда, дети взрослеют, и сами хотят разобраться, где добро и где зло. Да еще нередко то и другое хотят испытать на практике.

И. Игнатович:
– Ребенка нужно правильно подготовить к переходу в открытое общество. Настанет момент, когда он все равно узнает и о телевидении, и о бандитах, и о Гарри Поттере, и сигаретах, и о наркотиках, и о многом ещё таком, о чем даже думать-то стыдно. Нельзя скрывать от детей существование всего этого. Нужно правильно объяснять им истинные ценности вещей, предупреждать их об опасности, предостерегать. Но ни в коем случае не изолировать от этого мира и не делать вид, что этой грязи не существует. Они должны быть готовы эту грязь распознать и отвергнуть. В противном случае они погибнут – морально, а то и физически. Безусловно, родители испытывают боль за своих детей от понимания того, с чем им в будущем придется столкнуться. Но это неизбежно. Наша обязанность – подготовить их к вступлению в этот мир. Детям, выросшим в изоляции, невероятно тяжело адаптироваться в новых условиях, когда они попадают в школу – из атмосферы добра, ласки, благожелательности в жестокий мир детей, которым не привили начал морали. Здесь и дети из пьющих и неблагополучных семей, из семей, где проповедуется девиз «забей слабого», эгоизм, деньги и достаток как высшее начало. Мы обязаны объяснить, как могут подставить, как надо вести себя в том случае, если тебя обвиняют в том, чего ты не сделал, почему нельзя бездумно участвовать во всех предприятиях, которые предлагают новые товарищи, почему нельзя поддаваться, даже если тебя называют трусом.

P. S.
Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво. Дети должны прочувствовать её. Очень полезно обращать их внимание на прекрасные творения Божии – на цветы, звезды в вечернем небе, различных жучков, бабочек, на милых котят и щенков, чтобы они могли радоваться торжеству жизни, почувствовали её хрупкость, научились все это ценить и видеть в каждом творении отражение Творца. И пусть Бог открывается им через вашу любовь, через созерцание прекрасного, через гармонию природы. И тогда, однажды, глядя в бесконечное синее небо, усыпанное бриллиантами звезд, ваш малыш скажет «Там – Бог» не потому, что вы ему об этом сказали, а потому, что он это почувствовал сердцем.

Записала
ЕВГЕНИЯ ВАЩИЛОВА

 

Избранное

Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Секрет твёрдого воспитания
– КТО ТАКОЙ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ? – ЭТО ВОЕННАЯ ТАЙНА.  Для того, чтобы сформировать... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК