Журнал Сретение

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРАЗДНИК

Печать

2012_5_Lochad_1Однажды Вы заснули, и Вам приснился сон. Тёплым осенним вечером Вы неспешно брели по своему городу, ласковый ветерок, шурша листвой, играл с лохматыми дворовыми котами, растрёпывал волосы, забирался под воротник. Вы чуть поёжились от прохлады, завернули за угол, вышли на площадь. И в самом её центре, прямо под неизменным памятником, Вы увидели бескрайнее море рюшей, кружев, струящихся по асфальту лент, невообразимых бантов, и среди всего этого пышного великолепия – страшно подумать – мужчины! А Вы спокойно прошли мимо, не впав в истерику, не потеряв сознание, не причитая грозно о диких современных нравах. Вы видите подобное каждый день. В Вашем сне в Вашем городе ожил маленький кусочек древнегреческих обычаев, по которым уличенный в трусости мужчина должен был три дня сидеть на площади в женском платье. В Древней Греции людей наказывали стыдом.

И не только в древней Греции – в русской деревне девушкам за потерю чести мазали дёгтём ворота или подрезали косу. В чудесном романе Михаила Леонидовича Анчарова «Самшитовый лес» есть такой эпизод: шестидесятые, северный аэропорт, раннее утро – только-только открыли столовую. Люди стали в очередь, получили талончики в кассе. Но тут объявили посадку, все побросали талончики, ринулись к самолету, просидели минут двадцать. Посадку отменили. И главный герой романа, Сапожников, снова увидел очередь в кассу. Сапожников удивился, и ему объяснили, что те талончики, которые побросали, пропали и надо выбивать новые. Тогда Сапожников разыскал начальницу в фуражке и потребовал, чтобы немедленно возвратили людям деньги. «Та улыбнулась эдак с толком и сказала:

– А что Вы можете сделать? Жаловаться? Жалуйтесь. Трасса северная? Условия особые. Полетайте-ка, поработайте.

– Что я могу сделать? – спросил Сапожников. – А вот я пойду в клуб, и сорву фотографии с Доски почета, и отвезу в ГВФ.

У начальницы вытянулось лицо.

– Да что Вы! С Доски почета за талончики?».

2012_5_Lochad_2Все мы ещё в детстве познакомились со стыдом, после чего мы росли, воспитывались, образовывались, выстраивая с ним некие отношения. Луций Апулей говорил: «Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься». И, думается, образ платья возник у него неспроста, ведь всякая одежда – вещь внешняя, по ней нас, как гласит пословица, встречают. По тому, как одет человек, можно кое-что узнать о его общественном положении, вкусе, угадать его возраст, а порой и профессию. Составить о человеке мнение, оценить его. Вот и стыд ориентирован на внешнюю оценку: нам бывает стыдно в чём-то признаться, стыдно быть уличёнными во лжи, стыдно неуместно шутить, не уметь танцевать, толстеть, лысеть и плохо помнить Шекспира. Родителям бывает стыдно перед соседями за хулиганов-детей, детям бывает стыдно перед школьными товарищами за старомодных родителей. Зато впадающих в откровенное бесстыдство людей, как правило, не слишком интересует чужое мнение. Попробуйте, эксперимента ради, попросить изрядно выпившего парня не выражаться, так как вместе с ним в троллейбусе едут дети.

Стыдом можно обуздать человека, как обуздывают лошадь. В случае с лошадью – понятно: никого не интересует, куда она хочет идти и какими методами заставлять её двигаться в правильном направлении. И если лошадка хотела налево, а её хозяин – направо, важно, чтобы лошадь пошла направо, и всё. Независимо от стремлений самой лошади. А если попытаться проделать тот же фокус с человеком, мы неминуемо споткнёмся о его свободу. Можно, конечно, заставить человека пойти направо, когда ему хочется налево, или вообще прямо, но человек свободен даже тогда, когда его принуждают. И если в случае с лошадью имеет значение только то, куда пошла лошадь, в случае с человеком важнее не то, куда он пошёл, а то, почему он это сделал. Франсуа де Ларошфуко считал, что нередко нам пришлось бы стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения.

Нам часто кажется, что стыд – безусловно полезен, и чувство стыда неразъёмной цепью приковывает нас к нравственности. Но точно так же стыд может приковать и к безнравственности – всё зависит от воспитания, от окружающей среды. Понятия «грех», «преступление» практически одинаковы для всех (по крайней мере, внутри христианской культуры), а вот однозначно «постыдного» не существует. То, из-за чего один человек готов «сгореть» от стыда, для другого может быть нормой, а для третьего – предметом гордости. Так мальчику-подростку, изнемогающему от желания казаться сверстникам «крутым», будет стыдно перевести через дорогу бабушку.

Или вообразим совсем уж шизофреническую ситуацию: предположим, некий человек умудрился бы совместить карьеру наркоторговца с размеренной церковной жизнью. Естественно, он будет скрывать свою профессию внутри общины и вряд ли он станет обсуждать вопросы веры с коллегами и клиентами. Причиной в обоих случаях будет именно стыд. Есть такая русская народная игрушка-перевёртыш, с забавным названием «Девка-баба». Замечательна она тем, что в одной кукле уживаются сразу два персонажа – только перевернёшь яркую красочную куклу«Девку», как покажется усталая «баба», спрячет под подолом залатанного платья рыжие девичьи косы, будто их никогда и не было. Таков и стыд. Дефо в «Робинзоне Крузо» писал, что «люди стыдятся не греха, а раскаяния, стыдятся не поступков, за которые их можно по справедливости назвать безумцами, а исправления, за которое только и можно почитать их разумными».

Жил-был мальчик. Положительный, благовоспитанный мальчик, хорошо учился, любил родителей. Подрос немножко, и угораздило его влюбиться в девочку из плохой компании. А плохие компании, как известно, плохие потому, что люди внутри них делают всевозможные гадости. И наш мальчик, чтобы привлечь внимание возлюбленной, изо всех сил старается стать в плохой компании «своим», а значит – изо всех сил старается делать гадости. Перед своими новыми приятелями мальчику, разумеется, не стыдно – и не такое видали, зато на душе у мальчика неспокойно. Мальчика грызёт совесть, и, между прочим, в угрызениях совести мальчику признаться будет опять-таки стыдно.

2012_5_Lochad_3«Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь», – писал Шопенгауэр. Кант считал совесть живущим внутри нас законом. А раз есть закон, то за неисполнение закона судят, и как удивительно точно подмечено, совесть не душит нас подушками, не прокалывает шпагой и не прихлопывает мухобойкой. Совесть грызёт, потихоньку и непрерывно, как грызут порой мебель невоспитанные хомяки.

Океан Солярис в фильме Андрея Тарковского мастерски воплощал угрызения совести учёных-«соляристов» с космической станции, на которой то и дело появлялись отравившиеся от безысходности невесты и брошенные дети. Самые горькие воспоминания, неожиданно материализуясь, сводили с ума и перекраивали сознание. К счастью, наша совесть – иная. Ильин в «Поющем сердце» пишет о совести, как о ком-то другом внутри нас. «Другой – лучше меня, больше меня, справедливее и храбрее». Иначе было бы слишком страшно – один из героев Андрея Арсеньевича покончил с собой, не выдержав соседства с такой, чересчур осязаемой, совестью.

Но Господь бережёт нас, а мы не умеем беречь, не умеем дорожить, и ежедневно надламываем, царапаем, раним себя… Если бы только себя! Мы верим в то, что Бог нас простит, но мы забываем о шрамах, которые остаются на коже нашей души. Она, должно быть, соткана из шрамов. По привычке ища удобства, вместо того, чтобы меняться самим, мы дрессируем свою совесть. Есть даже такая шутка: «Грамотно выдрессированная совесть никогда не грызёт хозяина». И наши попытки прислушиваться к совести частенько вырождаются в ожидание тревожного сигнала, сигнала о уже совершённом и сказанном. Постфактум. Но совесть дана нам не только для того, чтобы качественнее

готовиться к исповеди. Как-то раз я случайно подслушала разговор маленького мальчика со своим папой. Мальчик нашалил и выпрашивал прощения, папа терпеливо дослушал его и ответил: «Понимаешь, я не хочу, чтобы ты просил прощения. Я хочу, чтобы ты так не делал».

Вернёмся к лошади. Её цель – во что бы то ни стало идти в нужном хозяину направлении, а человек – свободен. И если человек не делает пакости, важно то, почему он их не делает. Потому, что ему будет стыдно перед кем-то? Потому, что он не хочет мучиться от угрызений совести? Потому, что он боится, что его осудит Господь? Или потому, что Господь его любит, и всего важнее – не предать Его Любовь? Стыд и страх осуждения могут помочь сдержаться, а Любви, как драгоценному дару, можно только радоваться! Стыд и страх осуждения прячутся в норы нашей обычной жизни, полной мнимых опасностей, подводных камней искушений, будто мы без конца ждём от Бога подвоха. А любовь несёт с собой праздник.

Праздник взаимной любви – моей, маленькой и хрупкой, как новорождённый младенец, и безмерной, неохватной любви Бога-Человеколюбца. На празднике веселятся или  тихо улыбаются, едва заметно, словно приоткрывая тайну. На празднике ждут гостей, дарят и с радостью принимают подарки. На празднике все – вместе, и никто не одинок. И, конечно же, праздник этот настолько же труднодостижим, насколько он прекрасен. Разве?

Ведь любовь – это не сложно. Это поступки, крошечные, самые простые поступки. Даже пол в доме можно мыть по-разному: оттого, что надоел грязный пол, оттого, что нужно, чтобы в доме было чисто или потому, что в доме живут любимые люди, и им ходить по чистому полу будет приятно. Так в знак любви превращается самое обыкновенное, будничное, мелкое, как будто сказочный принц расколдовывает спящую красавицу поцелуем. А Богу… Сколько всего можно подарить Богу, вовремя промолчав, приготовив для всей семьи вкусный ужин, не поленившись сыграть с ребёнком в снежки, засматриваясь на пролетающих птиц, радуясь прочитанной книжке, нюхая утренний воздух, утешая кого-нибудь! Превращать жизнь в праздник по капельке, по часику, по минутке, потому что только так, празднуя данную Богом жизнь, и можно жить её целиком, полностью, по-честному, до конца.

Ведь то, что у нас внутри, мы несём в мир, и всё, с чем мы соприкасаемся, мы намазываем собой, как бутерброд маслом. И поэтому так важно, какие мы, пусть нам кажется, что мелочи незначительны, и в мировом масштабе незначительны наши жизни, мир станет совсем иным, если в душе у каждого будет устроенный Богом праздник. Пусть я идеализирую, пусть кажется, что праздник этот недоступен. Но время бежит, сыпется, как песок сквозь пальцы, и мы настолько привыкли к этому, что не узнаём в песчинках крупиц золота. Не думаем, как может быть потом, по обыкновению, и совестно, и стыдно за… нас самих, вот этих, которые долетели и доползли до конца своих дорог, многое узнали и что-то поняли, почти всё исполнили, столько страдали и наверняка полюбили кого-то. Но так и не пришли туда, куда нас всю жизнь так тихо и ласково звали.

Каждое утро начинается новый день, и ещё полным-полно золотого песка в ладонях. Идти недалеко. Это совсем рядом. Не надо бояться перемен. Это только сначала трудно. А потом – хорошо. По-настоящему хорошо. Пойдёмте!

Размышлениями делилась Наталья ДОБРОДЕНЕВА

 

Избранное

Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК