«…Большое врачевство в том, чтобы знать стыд. Умение краснеть от стыда – немаловажное условие нашего спасения. Если уничтожишь стыд, то уничтожишь и всякую надежду на спасение. Знаю, что чувство стыда часто имеет такую же силу, какую имеет наказание. Не напрасно Бог вложил его в нашу природу. Он вложил его для того, чтобы мы стыдились не людей только, но и совести. Часто, когда нет наказания за грех от людей, то один только стыд приводит нас к раскаянию…».
Святитель Иоанн Златоуст
Эти слова великого златоустого учителя мы взяли в качестве эпиграфа этого номера неслучайно. Человек – удивительное существо. В своём совершенстве он не знает предела и способен достигать несказанных высот духа и даже богоподобия уже здесь, на земле. Но парадокс ситуации заключается в том, что тот же самый человек и в падении своем, в движении вниз по скользкому пути греха, саморазрушения в принципе ни в чем не ограничен. За исключением, быть может, одного важного, вложенного в нашу природу Самим Творцом механизма самозащиты. Именуется этот механизм совестью.
Именно она сигнализирует нам тревожными сигналами SOS, когда корабль души начинает терпеть бедствие. Проявляются эти сигналы в нашем сознании чувством стыда за совершенные поступки. И это спасительное чувство, как наставляет нас святитель Иоанн, дает человеку шанс на покаяние, а значит, на исправление с Божией помощью критической ситуации бедственного саморазрушения.
Правды ради нужно заметить, что человек научился неплохо договариваться со своей совестью, тем самым сбивая чуткую настроенность ее точного механизма. И, наверное, нет такого зла, какое не способен был бы оправдать перед самим собой лукавый человеческий ум. Страшно подумать, что может стать с человеком, человечеством, если этот механизм совершенно перестанет функционировать.
Разве такое в принципе возможно? – спросит нас недоверчивый читатель. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только время. Да и, откровенно говоря, дожить до эпохи полного обессовестения не хотелось бы. Быть может, проблема вообще надуманная и нам не стоит беспокоиться? К сожалению, наблюдения за некоторыми аспектами развития общественного сознания убеждают нас в обратном.
Разве нам не приходилось замечать, как многое из того, что в былые времена обходилось целомудренным молчанием, теперь пестреет в заголовках прессы и интернет-изданий, как постепенно мы привыкаем к присутствию вокруг нас вещей, которые испокон веков сознание наших предков, сформированное на принципах христианской нравственности, воспринимало как порок и аномалию? При этом вполне ясно формулировался диагноз происходящего: бесстыдство.
Теперь иные времена и моду на нравственность, а, точнее, на ее отсутствие, диктует нам секулярное сознание «просвещенной» Европы: человек, ты свободен делать все, что тебе захочется, лишь бы твоя свобода не мешала свободе другого. В такой системе мировоззренческих координат места ни для стыда, ни для совести почти не остается. И кажется, что именно по такой модели, как по лекалу, постепенно перестраивается сознание наших современников. В этом номере нашего издания мы делаем скромную попытку еще раз осмыслить эту непростую проблему, и, по возможности, избегнув скучного морализаторства, помочь нуждающимся воскресить в душе своей белоснежную красоту непреходящей ценности душевной красоты и чистой совести. Насколько нам это удалось, судить тебе, дорогой читатель.
|
Жизнь, как один день
Сегодня гость нашей традиционной рубрики – благочинный храмов города Гомеля, духовник Гомельской епархии, протоиерей Стефан Гладыщук, человек удивительной судьбы, заслуженный юбиляр, отметивший совсем недавно 80-летие со дня рождения.
– Батюшка Стефан, у Вас за плечами насыщенная событиями жизнь. Оглядываясь на прошедшие годы, что Вы вспоминаете как самое радостное событие?
– День, когда меня посвятили в сан священника. Это произошло в 1953 году по окончании Жировицкой семинарии.
– Выбор жизненного пути был достаточно необычным для молодого человека того времени. Как случилось, что Вы решили посвятить себя служению Богу?
– Думаю, произошло это чудесным образом. Моя семья жила в Западной Беларуси. Детство было тяжелым. Мама моя сгорела от воспаления легких в 1940 году, когда мне было 8 лет. Нас трое деток осталось, еще младшие сестренка с братиком были. Отец вынужден был жениться вторично. Потом война, оккупация, родились еще дети. А когда в 1944 году Брестскую область освободили от немцев, отца призвали в армию. До сих пор помню, как он уходил на фронт. Обнял меня, целует в голову и говорит: «Гаспадарык ты мой!». Мне 12 лет было, но я уже все мог делать похозяйству – и пахать, и бороновать, и косить. За старшего в семье остался. Слава Богу, после Победы отец вернулся.
Подробнее...
|
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СОВЕСТЬ?
Действительно, зачем? Это очень неудобная вещь. Она мешает наслаждаться жизнью, постоянно зудит на ухо «а-я-яй!», не дает по ночам крепко спать, мучает кошмарами и отравляет существование. Совесть делает нас несчастными, вырабатывая комплекс неполноценности. Человек, отягощенный совестью, боится посметь что-то в этой жизни, а, стало быть, совесть ограничивает нашу свободу.
Приблизительно так рассуждаешь в те не самые лучшие дни, когда весь мир на тебя обрушивается с претензиями: начальник требует отчёта (толкового), жена упрекает отстраненностью от дел семьи, друг упрекает отстраненностью от дел его собственных, детей кормишь обещанием зоопарка вот уже полгода, муж критикует седьмую пару босоножек супруги, учитель, глядя поверх очков, пытается увидеть хоть какой-то отсвет совести в ученике, принесшего в класс дохлую крысу… И только дворник по рассыпанному мусору возле подъезда безошибочно определяет, у жильца какой квартиры совесть не ночевала.
Не в самый светлый период жизни человеку может показаться, что бессовестным как-то легче живется. И взгляд у них ясный, даже не моргнет, совравши. И аппетит отменный. И сон младенческий. Эта беззаботность, легкость в принятии решений, без вырванных волос, ровные удары сердца и стабильное давление, несмотря на давление извне – предмет зависти и восхищения невротиков: как с гуся вода.
Подробнее...
Однажды Вы заснули, и Вам приснился сон. Тёплым осенним вечером Вы неспешно брели по своему городу, ласковый ветерок, шурша листвой, играл с лохматыми дворовыми котами, растрёпывал волосы, забирался под воротник. Вы чуть поёжились от прохлады, завернули за угол, вышли на площадь. И в самом её центре, прямо под неизменным памятником, Вы увидели бескрайнее море рюшей, кружев, струящихся по асфальту лент, невообразимых бантов, и среди всего этого пышного великолепия – страшно подумать – мужчины! А Вы спокойно прошли мимо, не впав в истерику, не потеряв сознание, не причитая грозно о диких современных нравах. Вы видите подобное каждый день. В Вашем сне в Вашем городе ожил маленький кусочек древнегреческих обычаев, по которым уличенный в трусости мужчина должен был три дня сидеть на площади в женском платье. В Древней Греции людей наказывали стыдом.
Подробнее...
«БЕССТЫДНАЯ» любовь святых
«Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар 16:7)
Бывают в жизни ситуации, когда нас незаслуженно обвиняют в каких-то плохих поступках, которые мы не совершали. Как мы зачастую поступаем в подобных случаях? Нам становится очень стыдно – что подумают о нас люди? Ведь мы не виноваты! Начинаем оправдываться, возмущаться, спорить. Взаимные обвинения, обиды, упреки, оскорбления… Зло умножается, в результате мы теряем в душе мир, отходим от Бога. Примером того, как принимать испытания, неизбежные в мире, где живет грех, служат для нас жития святых угодников. В древнем патерике находим очень полезные для нас уроки христианской жизни, христианской мудрости.
Подробнее...
КАК НЕ ДАТЬ УСНУТЬ СОВЕСТИ РЕБЕНКА
Совесть тесно связана с понятием стыда. Даже пословица существует: «Есть совесть – есть стыд, а стыда нет – и совести нет». Со стыдом сейчас из рук вон плохо. Достаточно выйти на улицу и поглядеть на щитовую рекламу, на женские наряды, включить телевизор, войти в интернет. Стыдно бывает перед людьми, а совестно перед собой, ведь совесть – внутренний голос. Никто, кроме самого человека, его не слышит. Если голос совести звучит отчетливо, то внешних воздействий в виде поощрений и наказаний не требуется. Сейчас для многих родителей вопросы поощрения и наказания детей вышли на первый план именно потому, что в детях не развиты стыдливость и совестливость. А как они могут быть развиты, если маме самой не стыдно?
Подробнее...
|
|