Перелистывая страницы Евангелия, вчитываясь в святые строки этой книги, мы нередко, порой только краешком своего сознания, говорим: «Нет! Это слишком высоко! Я так поступать в принципе пока не готов! Может быть, в будущем, потом?». Так или примерно так отзывается отравленное гордыней сознание современного человека, когда он узнает о необходимости подставлять под удар правую щеку, когда тебя ударили по левой.
Наверное, каждый священнослужитель, да и не только он, может привести немало примеров встреч с людьми, готовыми принять в Евангелии все, кроме этого совсем небольшого пункта. К сожалению, как в древности, так и теперь проповедь о непротивлении злу насилием давала повод критикам объявлять христианство религией слабаков. И в животном мире, и в человеческом сообществе отвоевывать себе место под солнцем, право на уважение в коллективе, необходимость окружающим считаться со своим мнением доказывается чуть ли не с кулаками. А если уж и без них, то с резкими словами обязательно. Так иногда и говорят: если за себя не постоишь, затопчут. И нельзя не признать, что в словах этих своя правда, правда от жизненного опыта, в котором безмерно долго и, в конечном итоге, безрезультатно мы воюем против зла окружающего, злом, которое сидит внутри нас.
Вспоминается, как в школьные годы чудесные учительница истории просвещала нас идеями о том, что религиозные представления древних людей возникали исключительно из страха перед стихиями природы и непонятными явлениями окружающего мира. Может, и христианин верует из страха? Церковная проповедь нередко говорит о страхе Божием, и в то же время Христос говорит: «Не бойтесь, я победил мир…» (Ин.16.33). Страх чаще всего воспринимается как слабость, и в то же время существует страх охранительный – страх навредить, страх сделать другому больно и т.д.
В этом номере «Сретения» редакционный коллектив приглашает тебя, дорогой читатель, задаться вместе с авторами публикаций вопросом: действительно ли христианство – религия слабых? Будем размышлять об этом вместе, ища ответ на этот вопрос не только в аргументах формальной логики, но, в первую очередь, в своем сердце, в личном прикосновении к опыту победы зла добром и силы «слабостью».
|
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно трудиться для того, чтобы менять свою жизнь качественно, духовно.
Прошло уже несколько месяцев с того момента, как Гомельская епархия обрела своего нового архипастыряю Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июня 2012 года епископом Гомельским и Жлобинским определено быть преосвященному епископу Стефану (Нещерету) – человеку, которого в Гомеле хорошо знают и помнят. Открытие мощей и прославление в лике святых праведного Иоанна Кормянского, организация в Корме женской обители, постепенное превращение обычного сельского прихода в центр международного паломничества – это, конечно же, милость Божия, но, как известно, творится она молитвами и руками конкретных, призванных для этого Богом людей. Таким человеком был и остается владыка Стефан, четырнадцать лет отдавший служению приходского священника в Гомельской епархии и призванный отсюда восемь лет назад на святительское служение в качестве епископа древней Туровской кафедры. Владыка Стефан любезно согласился стать гостем нашей постоянной рубрики и дать небольшое интервью журналу «Сретение».
Подробнее...
|
ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ?
|
ЕПИСКОП ГОМЕЛЬСКИЙ И
ЖЛОБИНСКИЙ СТЕФАН
|
Христианство – религия мужественных, крепких духом людей! Для того, чтобы не ответить злом на зло, подставить правую щеку, когда тебя ударили по левой, ответить на ненависть любовью, нужна особая сила. В самом звании христианина заложен глубокий смысл. Ведь тот, кто желает называться таким именем, то есть быть последователем Христа, должен, согласно евангельскому призыву, «отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом…». Забыть себя во имя любви к Богу и ближнему – это настоящий подвиг. В жизни мы часто можем видеть обратное. Нередко люди, занимающие высокие посты, пренебрежительно относятся к своим подчиненным, гордыня заставляет их превозноситься над окружающими, но свой яд они направляют не только на них, этот яд разъедает их самих. Хотя порой этого сразу не замечают.
Подробнее...
Христианство – религия слабых и больных людей, которые не имеют жизненного напора, не способны постоять за себя и побороться за земное счастье. Не какие-то высокие мотивы, а собственная биологическая неполноценность вынуждает их каждодневно сетовать на несовершенство мира, стыдиться своего тела, твердить о милосердии и смирении, выклянчивать Божию помощь. Насколько веселее пошла бы история человечества, если бы удалось освободить ее от унылых толп христианских нытиков!
автор: Александр ЕЛОПОВ
В этих немногих, но резких словах я пересказал вам главную суть упрека, брошенного в адрес нашей веры Фридрихом Ницше (1844–1900), одним из самых знаменитых и влиятельных мыслителей Запада. Думаю, однако, что вы, даже не прочитав книги немецкого философа («Антихрист», «Так говорил Заратустра» и др.), знакомы с подобной точкой зрения на христианство, ведь она стала весьма популярной среди современных поклонников т. н. свободомыслия.
Подробнее...
СОЛЁНАЯ СОЛЬ
«Если же я вам кажусь столь весёлым, то ничем и никогда не могли вы меня столь обрадовать, как сделав такое замечание. Ибо для счастия созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе:
«Я выполнил завет Божий на сей земле». Все праведные, все святые, все святые мученики были все счастливы».
Фёдор Михайлович Достоевский,«Братья Карамазовы»
Чудесна помощь беспомощных – и священна.
Райнер Мария Рильке, «Interieurs»
автор: Наталья ДОБРОДЕНЕВА
Лев отложил учебник по зоологии и включил телевизор. Под прекрасную «La Peregrinacion» (больше известную как музыка из телепередачи «В мире животных») улетали за границы экрана чёрно-белые журавли, проворно неслись стада косуль, и синекрылый орёл, прикрывая пледом причудливых теней нарисованные леса и степи, пикировал, приметив внизу, в траве, крохотного зайчишку. Он убегал, тихонько поскуливая, наталкиваясь то на лису, то на волка, он выбивался из сил, не оставляя надежды спрятаться. Непременно спрятаться, было бы только где.
Подробнее...
|
Михаил НАЗАРОВ
русский писатель, публицист и общественный деятель.
Основатель издательства
«Русская идея», г. Москва
|
Апология правды
Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум.
Притчи 2:6
автор: Михаил НАЗАРОВ
До сих пор огромная часть нашего народа считает себя неверующими. Некоторые даже подвергают критике христианство за «рабскость». Однако очень часто эта критика происходит от простого незнания. Ведь в СССР ни в школе, ни в вузах этому не учили: атеисты кололи штыками то чучело «христианства», которое сами же и изготовили для этих целей – чтобы оно выглядело как можно примитивнее.
В доказательство «рабскости» христианства его всегда сводят к тезису: «подставь врагу другую щеку». Но ведь речь идёт лишь о своей «щеке» – это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло; однако ни в коем случае не подставляй врагу «щеку» ближнего – его защити даже ценою своей жизни! А он так же защитит тебя.
Христианское смирение – это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение «раб Божий» означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире – и здесь «раб» должен превращаться даже в мужественного «воина» в битве против сил зла. Наш святой, Феодосий Печерский, в этой связи говорил: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими».
Подробнее...
|
|
|
|
Страница 1 из 2 |