ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ?
ЕПИСКОП ГОМЕЛЬСКИЙ И
ЖЛОБИНСКИЙ СТЕФАН
|
Христианство – религия мужественных, крепких духом людей! Для того, чтобы не ответить злом на зло, подставить правую щеку, когда тебя ударили по левой, ответить на ненависть любовью, нужна особая сила. В самом звании христианина заложен глубокий смысл. Ведь тот, кто желает называться таким именем, то есть быть последователем Христа, должен, согласно евангельскому призыву, «отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом…». Забыть себя во имя любви к Богу и ближнему – это настоящий подвиг. В жизни мы часто можем видеть обратное. Нередко люди, занимающие высокие посты, пренебрежительно относятся к своим подчиненным, гордыня заставляет их превозноситься над окружающими, но свой яд они направляют не только на них, этот яд разъедает их самих. Хотя порой этого сразу не замечают.
Жизнь верующего человека, имеющего высшую цель, – встречу с Богом – должна идти соответственно заповедей Священного Писания. Это очень долгий и нелегкий путь. Если мы вспомним таких людей, как преподобная Мария Египетская, праведный Иоанн Кормянский, преподобная матушка Манефа, новомученики и исповедники, пострадавшие от безбожной власти, мы не можем не удивиться выдающейся стойкости и мужеству, которые проявляли они. А ведь могли бы сказать, что отрекаются от Христа, и за несколько слов получить все земные блага мира. Но люди шли на страдания, готовы были даже умереть и умирали, но не сдавались, оставались верными своему высокому призванию. Разве кто-либо дерзнет назвать их подвиг слабостью?
ИРИНА ГРИЩЕНКО
историк,
преподаватель
ГГТУ им. П.О.Сухого
|
Всловах можно порой запутаться, как в паутине. «Сильный», «слабый», «смелый», «несмелый», «трусливый» – в зависимости от контекста меняется смысл этих слов. Человек может робеть подойти с вопросом к прохожему. Это одна ситуация. А можно бояться обидеть неосторожным словом. Сметь что-то – смелость. Но нужна ли смелость на хамство или преступление? Может, для этого необходимым условием будет не наличие смелости, а отсутствие совести? Фридрих Ницше особо выделяется на фоне философов не только выпадами против христианства (это делали и другие), а тем, что он – один из немногих, кто не только проповедовал антихристианство, но и жил по своей философии. Для этого нужно было быть не столько смелым, сколько честным. Он сжег все мосты за собой, отказал себе в возможности вернуться к исходной позиции и начать поиск истины заново, он не стал оставлять для себя лазейку. Итог плачевен: доказывая, что христианство придумали слабые, сам лишился рассудка; будучи убежденным женоненавистником, оказался под каблуком своей сестры; мечтая о сверхчеловеке, стал кумиром нравственного урода Гитлера. Однако надо отдать должное философу: как думал, так и жил, проведя на себе эксперимент.
Сверхчеловек Ницше может себе позволить все, вплоть до преступления, если это приведет его к цели. Философ восхищается Наполеоном. Но вот проблема: Наполеон сам был во власти страха, страха, что кто-то окажется выше него. Однажды император беседовал с генералом гренадерского роста, каковым сам император похвастаться не мог. С полки Наполеон хотел достать книгу, но она была довольно высоко. Генерал предложил ее достать: «Я ведь Вас выше, Ваше величество…». Наполеон отпарировал: «Вы хотите сказать – длиннее».
Христианство проповедует только один страх – страх Божий. Это наша совесть. И этот священный страх не следует путать со страхом низменным. Оскорбить родителей страшно, лишиться любви дорогого тебе человека страшно, оказаться подонком в собственных глазах страшно. Этот страх во благо, он защищает нас от духовной смерти, как страх смерти физической не позволяет нам совать пальцы в розетку.
Сила в немощи совершается. Прикованная болезнью к постели, преподобная матушка Манефа ободряла, давала силы жить вопреки невзгодам тем, кто физически был сильнее ее. Князь Дмитрий Донской нуждался в духовной поддержке перед Куликовской битвой со стороны пустынника-монаха Сергия Радонежского. Одержимый злобой Иван Грозный не смог сломить смиренного митрополита Московского Филиппа, внутренняя правда которого жгла совесть горделивого царя. Гордым Бог противится. Сила же в правде, и часто в немощи она совершается. Но такие фокусы человеку не под силу.
Сила христианина еще в том, что он не потакает своим слабостям, а дает им бой. Однажды приняв Христову Истину о человеке, начинается для верующего трудная работа над собой. Очень непросто посмотреть правде в глаза о самом себе. Малодушные сойдут с дистанции. Слабым легче оправдать внутреннюю грязь и пустоту модной философией, эстетическими вывертами и вывихами сознания. Проще ничего не менять. Декорирование греха под оригинальность может и требует ума и фантазии, но мудрости и силы в этом нет никакой.
ВЛАДИМИР
АЛЕКСАНДРОВИЧ
БОЛОТИН
подполковник,
зам. директора
ГУО «Межшкольный
центр допризывной
подготовки №1»
г. Гомеля
|
Не могу согласиться с тезисом о том, что христианство – это религия слабых. Испокон веков русских солдат, ратный подвиг которых вошёл в историю, называли христолюбивым воинством. Именно в русской армиии был широко распространен принцип: «Сам погибай, а товарища выручай». В его основе лежал высший идеал христианской любви – способность к самопожертвованию. Для того, чтобы быть способным пожертвовать собой, спасая жизни своих товарищей, нужно быть действительно цельной, сильной личностью. Примеров таких подвигов мы найдем немало в истории войн вплоть до последнего времени. Еще один аспект этого вопроса – отношение в русской армии к военнопленным и мирному гражданскому населению на вражеской территории. Дух варварского мародерства был всегда чужд русским солдатам.
Гуманное и великодушное отношение к побежденным всегда составляло отличительную черту русской воинской традиции. Взгляд на христианство, как на религию слабых, на мой взгляд, проистекает из ложного понимания евангельского принципа подставленной щеки. Ведь подставить под удар левую щеку, когда тебя ударили по правой только по причине того, что в этой ситуации просто неспособен что-либо сделать – это просто трусость, а когда мог, и мог ответить адекватно и качественно, но подставил – это и есть духовный подвиг. На такое способны только по-настоящему сильные люди.
Фёдор Владимирович ЕМЕЛЬЯНЕНКО
(род. 28 сентября 1976 года, Рубежное, Луганская область, Украинская ССР, СССР) — российский спортсмен, выступающий в смешанных единоборствах (сокращённо MMA от англ. Mixed Martial Arts). В период с 2003 по 2010 годы Емельяненко признавали в мире самым лучшим бойцом ММА в тяжёлом весе. Является четырёхкратным чемпионом мира по ММА в тяжёлом весе по версии «Pride FC», двукратным – по версии «RINGS», трёхкратным – по версии «WAMMA», четырёхкратным чемпионом мира и семикратным чемпионом России по боевому самбо, а также заслуженным мастером спорта по самбо и мастером спорта международного класса по дзюдо. На протяжении почти десяти лет Фёдор оставался непобеждённым, что беспрецедентно в истории MMA.
Серьезно о вопросах веры довелось задуматься во время службы в армии. Были разные ситуации… А воцерковление, по сравнению со всей пре-дыдущей жизнью, началось совсем недавно, во время экскурсионной поездки в Дивеево. Многие из нашей группы, в том числе и я, совсем по-иному увидели Православие и открыли для себя, что это – реальная жизнь человека с Богом, и существует множество настоящих примеров такой жизни, в числе которых такие великие имена, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и многие другие.
Сам я родился в Луганской области Украины, но настоящей своей родиной считаю город Старый Оскол, в котором я вырос, учился, где живут мои родные и друзья. Там я начал ходить в Никольский храм на улице Соковой и приобщаться к церковной жизни, в чем мне много помог и помогает мой духовник, настоятель храма отец Андрей (протоиерей Андрей Зиновьев). Я осознал, что в течение всей жизни Господь вел меня к Себе. И в основе всех своих достижений научился видеть не свои личные силы и заслуги, а Его великую любовь, милость и помощь. Православие для меня – это образ жизни. Я стараюсь жить по заповедям Божьим, ходить в храм, молиться. Если ты православный, то по-другому просто невозможно жить. И не должен стоять вопрос – совмещать или не совмещать веру и то, чем мне приходится заниматься, как спортсмену. Всегда ощущаешь, что ты должен делать, а что нет, чтобы не отойти от Бога своими поступками, своими делами.
А что касается пути воина, я занимаюсь единоборствами и представляю свою страну, защищаю честь России в этом виде спорта на мировых аренах, так же, как и все мои коллеги по команде. И это не находит осуждения у Православной Церкви. Для меня является большой духовной поддержкой благословение на предстоящий бой, которое мне дал святейший патриарх Кирилл. Среди моих знакомых спортсменов-бойцов немало православных. Причем, видно, что они таковыми являются не только по названию, а фактически: молятся, исповедуются, причащаются, берут благословение у священников. И приятно среди этих спортсменов видеть много молодых, составляющих надежду и будущее нашего спорта, нашей страны. И мне, и им во всех боях, во всех соревнованиях, всегда приятно представлять и чувствовать себя гражданином и патриотом своей великой Родины.