Журнал Сретение

НА СТРАСТНОЙ

Печать





DeviJ_2013Архимандрит Савва (Мажуко)

Страстной Вторник

Во второй день Страстной седмицы предмет нашего созерцания, наш урок на сегодня – 25 глава Евангелия от Матфея. Очень сложное, насыщенное образами изложение трёх притч о Царстве Небесном, о той точке, в которой сходится смысл жизни и смерти, о том состоянии, в котором открывается подлинный лик человека, обнажённого перед правдой Божией, перед правдой Любви. Важно отметить, что говорит эти притчи Христос, идущий на смерть ради человека, из любви к нему. Поэтому и содержание этих трёх Христовых речений – о любви и о той ответственности, что ложится на каждого человека, несущего в себе талант любви – дар Бога Человеколюбца. Притча о десяти девах, притча о талантах и описание Страшного суда – такие разные сюжеты, такой непохожий ритм действия, – но основа одна – ответ перед Богом за самую главную задачу нашей жизни: научиться любить своих ближних, всех тех, с кем Господь дал мне прожить в одно время и в одном месте мою небольшую жизнь.

Подробнее...
 

НА СТРАСТНОЙ

Печать


iosif_prekrasnij_2013Архимандрит Савва (Мажуко)

Страстной понедельник

Долгих шесть недель Великого поста мы готовились к Святым дням Пасхи Крестной, как называли древние христиане Страстную седмицу, и прошедшие великопостные дни не были для нас лёгкими, потому что это были дни труда, собирания себя, своих сил для того, чтобы мы были в состоянии пережить это напряжённое и насыщенное смыслами время, когда Господь наш грядёт к вольной страсти. Страстная седмица – самое насыщенное время церковного года, время настолько содержательное, что мы не в состоянии воспринять всю полноту тех глубоких и таинственных знаков и откровений, которые предстают перед нами со всем своим неизбывным трагизмом и безжалостной честностью. В эти дни богослужение, как переполненная чаша, в избытке даёт нам пищу для ума и сердца: много читается текстов из Священного Писания, хор поёт пронзительные и трогательные песнопения, выносят Плащаницу, духовенство в особых облачениях совершает службу, читаются страстные Евангелия. Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней и понять, что здесь мы сшествуем Христу в Его страстном подвиге, и шествие это совершается в смиренном и благоговейном изумлении перед тайной Крестной жертвы.

Подробнее...
 

Печать

Дурные дни

Vxod_Gospoden_2013



Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.

А дни все грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец,
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.

Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса.
Искали улик фарисеи,
Юля перед Ним, как лиса.

И темными силами храма
Он отдан подонкам на суд,
И с пылкостью тою же самой,
Как славили прежде, клянут.

Толпа на соседнем участке
Заглядывала из ворот,

Толклись в ожиданье развязки
И тыкались взад и вперед

И полз шепоток по соседству,
И слухи со многих сторон.
И бегство в Египет, и детство
Уже вспоминались, как сон.

Припомнился скат величавый
В пустыне, и та крутизна,
С которой всемирной державой
Его соблазнял сатана.

И брачное пиршество в Кане,
И чуду дивящийся стол,
И море, которым в тумане
Он к лодке, как посуху, шел.

И сборище бедных в лачуге,
И спуск со свечою в подвал,
Где вдруг она гасла в испуге,
Когда Воскрешенный вставал…
 
Б. Л. Пастернак
 

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Печать

2012_6_Savva1


Гость рубрики – один из постоянных авторов нашего журнала, насельник Свято-Никольского монастыря, многолетний преподаватель Воскресной школы, архимандрит Савва (Мажуко)И разговор у нас сегодня пойдет о воспитании детей, вернее,о христианских принципах этого многосложного процесса.

Научить человека быть свободным

– Отец Савва, что, на ваш взгляд, является главным в христианском воспитании?

– На мой взгляд, главный принцип, на котором базируется настоящее христианское воспитание – христианский гуманизм. Человек со всей своей историей ошибок и достижений, с христианской точки зрения, гораздо ценнее каких бы то ни было идей, политических систем и устройств, ценнее всех золотовалютных запасов и богатств и т. д. Потому что, вводя в этот мир нового человека, Господь вводит чудо. Это чудо, потому что каждый человек совершенно неповторим, уникален, ведь он родился в определённое время, в определённом месте, в определённой семье, и его историю никто никогда не сможет повторить. Но при всём этом, человека с рождения одолевают всякие страсти, потому что мы не только богообразные существа, мы ещё и повреждённые существа. Поэтому и необходимо воспитание – оно должно помочь ребёнку не оскотиниться (именно этим христианский гуманизм отличается от какого-нибудь светского, атеистического). А это значит, что свободу детей надо каким-то образом ущемлять. Что мы, собственно, и делаем. Например, мы им насильственно навязываем свой язык, в то время как малыш хочет разговаривать на своём языке. Мы навязываем нашим детям свои ценности, представления о мире. Всё это, на самом деле, является ограничением свободы ребёнка, но без этого он не станет человеком.

Подробнее...
 

ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН, И ЕГО ТВОРЕЦ,

Печать

2013_AnKritПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ АРХИЕПИСКОП КРИТСКИЙ

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, – так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Подробнее...
 

Неделя сыропустная. Мф 6:14 – 21.

Печать
2012_6_Proshen

 

Архимандрит Савва (Мажуко)

Быть христианином непросто. Слишком многого хочет от нас Бог. Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45). Заповедь о любви к врагам выполнить почти невозможно, потому что даже родных и близких любить крайне непросто. Степень чистоты не только тела, но и сердечная непорочность – прекрасна, притягательна, но, кажется, тоже недостижима. Милосердие, незлобие, самоотверженность – Господь действительно ждет святости не только от подвижников, но от каждого христианина. И хотя Христос и говорит, что бремя Его заповедей – легкое бремя (Мф 11:30) – жизнь показывает, что быть христианином тяжело. Но есть один утешительный момент: Господь судит нас нашим же судом: каким судом судите, таким будете судимы; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2). То есть, если бы нам научиться прощать всех наших обидчиков, то и наши грехи не помянутся Богом – мы будем чисты пред Ним. Подумать только: все наши несовершенства, небрежность и даже беззакония Бог простит только за исполнение одной маленькой заповеди о прощении ближних! И в главной христианской молитве, которую дал нам Сам Спаситель, есть замечательное прошение: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Все очень просто и понятно.

Может быть поэтому последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным. В этот день на литургии читается отрывок из евангелия от Матфея: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (ст. 14 – 15). Нам может быть не по силам труд молитвы или смирения, сердечной чистоты и кротости, но простить-то мы можем? Что же тут такого сложного?

Подробнее...
 

Неделя мясопустная, о Страшном суде. Мф 25:31 – 46.

Печать

Архимандрит Савва (Мажуко)

2012_6_SudМы все умрем. Умрут наши близкие, любимые, наши друзья и дети, соперники, враги, благотворители, внуки и правнуки, ученики и товарищи. Всем нам предстоит пройти долиной смертной тени (Пс 22:4). Никто не избежит этой чаши. Но христиане смерти не боятся, потому так просто о ней и говорят. Их волнует не сама смерть, а то, что после смерти придется жить, жить вечно. И если мы что-то и потеряем, переступив порог Царства небесного, так это право на смерть – там уже никто не сможет умереть. Никогда. Все будут обречены на бессмертие. Однако бессмертие бывает разным, и из Евангелия мы знаем, что в вечности можно унаследовать муку, потому что каждый должен пройти не только смерть, но и испытание на Страшном суде. Евангелие от Матфея интересно именно тем, что передает рассказ о том, как же этот неизбежный суд будет проходить. И рассказывает об этом не пророк и не апостол, а Сам Судия. И это придает рассказу о Страшном суде бесспорный вес и ценность.

Прежде всего, Господь говорит, что на этот суд соберутся все: никто не сможет обойти это испытание, отложить, отсрочить, заменить другим. Все народы соберутся однажды перед престолом Вседержителя, и Он разделит всех, кто когда-либо жил на земле на два лагеря – овец и козлищ – наследников царства и обреченных на муку. Людей делят сразу, до всяких слов и приговоров, потому что Всеведущий знает все, и, пожалуй, сами люди – каждый сам – надут свое место. И Господь обратится к каждому из этих соборов. Сперва к овцам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (ст. 34). Человеческое назначение – жить в Царстве подлинной радости. Это естественно для человека, это его конечный пункт назначения. А вот тех, кто будет стоять слева, Судия отправляет в другое место: в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (ст. 41). Даже как наказание огонь вечный приготовлен не для грешных людей, а для бесов. Это место не для человека. Здесь человек не должен быть. Не должен, но идет добровольно, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак 1:14).

Подробнее...
 

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Печать

О МОЛИТВЕННОМ ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ.
ПРОПОВЕДЬ В МЯСОПУСТНУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА).


2012_6_subbota
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать. 

 

Подробнее...
 

Мысли вслух

Печать

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК  НА ДВОРЕ!

Такое можно услышать сейчас отовсюду и по любому поводу. И когда бабушка качает головой на недостающие двадцать сантиметров внучкиной юбки и надпись «COOL!» на оставшейся материи; и когда первоклассник засовывает в карман один за другим смартфон, мр3-плеер и «Хуба-буба»; и когда по городу идут два донельзя печальных, обгрызающих черные ногти ЭМО-кида, шокируя не только прохожих, но и бродячих собак. Удивительно, что он еще на дворе, этот век, а не на чем-то более «прогрессивном».

2012_6_childersl

Прогресс бьёт ключом! Современному парню приходится гонять по всем бутикам и салонам, что бы приобрести флеш-карту на два гигабайта больше, чем была у него месяц назад, а майку, как у Билана, еще более обтягивающую, и штаны такие, чтобы не смели вообще держаться, а только непрерывно падали, иначе товарищи не выразят ему свой «респект»! Современной девушке надо иметь брючки на бедрах ниже, шпильки выше, ресницы длиннее, спутниковую тарелку шире, чем у соседки по парте! Средняя молодая особь должна побывать 3–4 раза крашеной (независимо от пола), 7–8 раз проколотой (независимо от места), 5–6 раз бросившей (неважно что – пить, курить или колоться), 10–20 раз встречавшейся (неважно с кем и желательно в горизонтальном положении).

«Мы пьем то, что наши старики не пили; видим то, что они не видели; отвисаем так, как они не отвисали; любим так, как они не любили! Только Эверест нас круче! А вы, кто не признает наше реалити-шоу под названием «жизнь Васи Пупкина», сидите такие серые и плесневейте дома в ваших строгих костюмах, без косметики, с первым и последним мужем (женой) и под Шопена!».

Подробнее...
 

Цивилизация, влюблённая в смерть

Печать

2012_6_Civilizac

 

Автор: Александр ЕЛОПОВ

– Я пишу эти строки в декабре 2012 года, когда землю наполняют слухи – вот! вот! – конце света, вычисленном древними жрецами майя. Кто-то говорит об этом с тревогой, кто-то с иронией, но практически все люди, смотрящие телевизор, находятся «в теме», угадывают ее по малейшему намеку и готовы подхватить с полуслова. Предприимчивые дельцы в разных странах торопятся заработать на предстоящей катастрофе, предлагая прикупить если не подземный бункер, то хотя бы минимальный набор вещей, необходимых для выживания на опустошенной планете, или, что веселее звучит, заказать прощальный предапокалиптический ужин в гостеприимном ресторанчике…

Но думаю, что не только коммерческий интерес побуждает иных наших современников наполнять общество атмосферой легкой паники. Некоторые из них могут руководствоваться и сознательными антихристианскими убеждениями. По словам протодиакона Андрея Кураева, нынешняя ситуация очень напоминает «…притчу о мальчике-пастухе, который постоянно пугал жителей деревни криком: «Волки! Волки!». В конце концов, люди перестали верить и не пришли на помощь, когда на стадо действительно напали. И если однажды наступит тот час, когда сама Церковь заговорит о конце света, люди просто раздраженно отмахнутся: «Достали!». И никто уже не вспомнит, что Церковь не имеет никакого отношения к ажиотажу, который мы наблюдаем сегодня».

Подробнее...
 


Страница 2 из 10

Избранное

«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Отчего люди не летают?
 автор: Игумен Савва (Мажуко) Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами.... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК