Годы безбожного советского лихолетья оборвали жизни многих десятков православных священнослужителей Гомельщины. Практически все они стали жертвами политической партии большевиков, осуществлявшей кровавый эксперимент по реализации марксистской утопии. Тоталитарная сущность коммунистического режима, утвердившегося на обломках Российской Империи, предопределила трагическую судьбу духовенства Русской Православной Церкви. Православный священнослужитель не вписывался в общий контекст грядущего «общества социальной справедливости» и должен был сойти с исторической сцены. В особенности это касалось тех из них, кто не только проповедью, но и всей своей жизнью свидетельствовал о духовной красоте христианства, попираемого во имя фальшивых ценностей марксизма. Одним из таких священнослужителей был гомельский протоиерей Павел Гинтовт.
Родился Павел Викентиевич Гинтовт в 1877 г. в селе Лозово Рогачевского уезда Могилевской губернии (ныне территория Гомельской области). Имея желание служить Богу и Церкви, он поступил в Гомельское духовное училище, которое окончил в 1895 г. Свое дальнейшее богословское образование восемнадцатилетний Павел Викентиевич продолжил в Минской духовной семинарии. К настоящему времени каких-либо сведений о периоде его семинарского обучения не имеется. Тем не менее, можно с уверенностью отметить, что П. В. Гинтовт обладал хорошими музыкальными дарованиями. Последнее обстоятельство во многом предопределило вопрос его распределения по окончании семинарии. Завершив обучение в 1901 г., Павел Викентиевич был направлен в Паричское женское духовное училище на должность преподавателя церковного пения, чистописания и псаломщика училищного храма.
Подробнее...
Протоиерей Сергий Шевченко, настоятель Свято-Никольского храма, г. Мозырь
Покоряться ли мужу-пьянице и лентяю, который не заботится о детях и обижает их? – Если говорить о проблеме, которая назрела в семье, то беседа должна строиться с обоими супругами. Если они искренне хотят что-то изменить в своей жизни, то что-то изменится, и к чему-то лучшему люди придут. Если же супруг или супруга, что тоже, к сожалению, бывает, не уделяет должного внимания своим детям, то я думаю, что в этом случае супруг совершает большой грех. У Иоанна Златоуста есть такое выражение: «Кто не воспитывает своих детей, тот является человекоубийцей». Супругам, оказавшимся в такой ситуации, я советую начистоту поговорить друг с другом: «Желаешь ли ты быть достойным отцом наших детей?». Если же он продолжает вести прежний образ жизни, тогда остается просто «отпустить вожжи». Как сказал ап. Павел: «Бог попустил людям ходить в похотях своих, чтобы делали всякое зло с ненасытимостью». Чтобы человек мог опуститься на самое дно и оттолкнуться от него ногами, если он осознает, конечно, и подняться наверх. Так и в нашей жизни, если человек не понимает чего-то и не желает понять, то, как говорил Христос: «Отрясите прах с ваших ног» и идите дальше. Даже развод в таком случае допустим, т.к. женщина вправе оградить своих детей от дурного влияния. Женщинам в таких ситуациях я советую найти таких мужчин, которые научат Вашего сына быть мужчиной. Я не говорю, чтобы обязательно строить отношения с этими людьми, но чтобы дети столкнулись с нормальным примером мужественности, мужского характера.
Подробнее...
Мужчины и женщины. Созданные одним Творцом, они так непохожи друг на друга. И по замыслу Творца им нужно быть вместе! Почему это не всегда получается? Как видит институт семьи современная молодежь? Стоит ли ждать любви или выходить замуж по расчету, в том числе и духовному? Что делать, чтобы крепких и счастливых семей стало больше? Сегодня мы публикуем мнения наших читателей, где поднимаются эти важные для всех нас вопросы. Будем рады с вашей помощью продолжить этот разговор в следующих номерах журнала. Ждем ваших писем!
В книге священника Ильи Шугаева «Один раз и на всю жизнь» есть такие слова: «Вступать в брак можно и по духовному расчету, без влюбленностей и ухаживаний... Но этот рецепт подойдет только верующему человеку». Мне кажется, что этот рецепт нужно использовать весьма осторожно. Очевидно, что без источника Любви, Бога, сохранить и приумножить любовь очень, очень трудно. Но почему мы, православные, порой оказываемся беднее «язычников», отказываясь верить во влюбленность, романтическую, наивную, толкающую людей на неожиданные поступки?.. Из того, что влюбленность не является надежным основанием брака, порой делается вывод, что эта влюбленность вовсе и не нужна! Подавайте нам сразу любовь, без влюбленности! Раньше, когда сватали вслепую, у молодых людей не было другого выхода... Нужно было смириться и жить в семье, растить детей... Но теперь, когда есть возможность выбора – не обкрадываем ли мы себя, отвергая эту возможность?
Подробнее...
Семья – это система уравнений с набором неизвестных, которые надо решать каждый день. Неизвестные – это члены семьи, а их уравновешенность в системе – это внутренний уклад семьи, взаимные чувства, отношения. Поэтому жизненно необходимо каждый день находить новое решение для системы и каждый день – верное. Чем больше состав семьи, тем большее число неизвестных в системе и тем сложнее ее решать. А что значит решить систему уравнений? Это значит найти такое состояние для всех ее неизвестных, при котором все их плюсы и минусы выравняются, уравновесятся, в семье будет царить мир, искренность и счастье! Необоснованная грубость мужа сложится с мягкостью и теплотой жены, а ее ревность – с любовью мужа. Капризность ребенка – с терпением мамы, ветреность подростка – с мудростью бабушки или дедушки. Чаще всего семья, когда она создается, состоит из двух человек. Проблемы такой семьи не самые сложные. Это проблемы взаимоотношения всего двух человек. Но даже система с двумя неизвестными может иметь несколько решений и, как принято говорить, не все эти решения удовлетворяют заданию – созданию крепкой семьи. Можно ли назвать семьей союз, в котором «союзники» просто договариваются не мешать друг другу жить? Сколько времени отводится на существование такого «союза»!?
Подробнее...
Каждую среду в вечернем эфире Гомельского проводного радио выходит духовно-просветительская программа «Ключ разумения». На страницах нашего журнала мы уже рассказывали об этой замечательной передаче. Ее автор и ведущий, Александр Петрович Елопов, приглашает в студию для разговора на самые актуальные темы интересных собеседников, большинство из которых – священнослужители Гомельской епархии. Как показал опрос читательской аудитории, в век компьютерных технологий и мобильной связи далеко не у всех в доме работает обычная радиоточка. А те, у кого она все-таки наличествует, не всегда оказываются способными успеть послушать любимую передачу. По предложению последних мы открываем в нашем журнале новую рубрику«Ключ разумения». В ней будут публиковаться выдержки из самых интересных бесед, прозвучавших в эфире в последнее время.
Александр Елопов: Отец Савва, множество молодых людей, окончивших школу, решают, где они будут учиться, где они будут работать. Можно сказать, что они совершают судьбоносный выбор. Наверное, в последнее время и в Свято-Никольский храм, где Вы служите, приходит немало молодых людей и их родителей, которые подходят к священникам с просьбой помолиться, чтобы такой-то раб Божий или раба Божья успешно сдали экзамены и поступили в ВУЗ или сделали тот или иной правильный жизненный выбор. Что Вы отвечаете на подобные просьбы, что говорите в качестве напутствия?
Подробнее...
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя в такое место, которое на поверку оказывается для тебя значимым и начинаешь догадываться, что случайности эти вовсе не случайности, что все случившееся промыслительно. О Свято-Елисаветинском монастыре я не только знала, но и была наслышана. Казалось, чего проще – сесть в поезд и съездить в Минск специально ради этого монастыря?.. Но всякий раз что-то мешало. А желание поехать в монастырь вызревало настойчиво. Взахлеб о сестрах монастыря мне рассказывала подруга, живущая в Канаде. Для нее встреча с сестрами из Свято-Елисаветинского монастыря – встреча с родиной. Но, кроме того, это встреча с удивительными людьми: их бьющая через край энергия, доброта, причудливость судеб, – все поражает. Другая моя подруга уши прожужжала: ты должна обязательно посмотреть на то, что сделали в монастыре, одна мозаика чего стоит! По радиоканалу «Культура» однажды услышала интервью с оператором Татьяной Логиновой. Во-первых, женщина-оператор – это уже уникальное явление. Во-вторых, Т. Логинова Мастер с большой буквы, среди ее работ – «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский». И вот из интервью я узнаю, что Т. Логинова сотрудничает с видеостудией Свято-Елисаветинского монастыря. Студия во имя святого исповедника Иоанна Воина снимает документальные фильмы, а недавно вышел игровой, и сейчас замахнулись на мультипликацию. Фильм «Инокиня» был представлен на кинофестивале «Листопад» и имел широкий резонанс.
Подробнее...
Я каждый день прохожу мимо тех, кого мы называем «нашими ближними»… и путаю их друг с другом. Одежда ли тому виной – на всех почти одна и та же – стрижка ли, тоже почти всегда одинаковая, или, конечно, наушники, влагающие одни и те же звуки в уши большинства?
Нам не очень понятно, почему мы все чаще ловим себя на том, что вовлечены в какую-то «игру сказочных фей», в неистовую игру а-ля «в кого мне поиграть сегодня?». В итоге мы погружаемся в пропасть собственного забвения, превращаясь в обыкновенные пешки на шахматной доске современной моды.
Модно носить рваные джинсы, волосы, торчащие во все стороны и выкрашенные во все цвета, модно слушать рок-музыку, а еще новее – мода на печаль. Всего этого ищут часто лишь потому, что подсознательно желают получить некий билет, дающий право на вход в благорасположение определенного общества.
Подробнее...
На страницах этого номера «Сретения» мы вновь обращаемся к теме веры. Что стоит за этим привычным словом? Убежденность в бытии божественного? Способность жить, всецело доверяя себя Отцу? Пытливый человеческий ум всегда стремился заглянуть за завесу непознанного, в том числе и в вопросах веры. В последнее время каждому желающему предоставляются для этого широкие возможности: изобилие духовной литературы, православный Интернет, библейско-богословские курсы и многое другое, о чем представители предыдущих поколений могли только мечтать.
И что же? Нет-нет, да и услышишь исполненный сомнения голос церковного обывателя о том, что, мол, знания надмевают, что вот преподобный Серафим и преподобный Сергий в академиях не учились. К чему все это? Имей веру, живи по ее законам и спасешься. В этой аргументации есть своя правда, к ней можно добавить и мысль о том, что знание Бога, которое имели святые, как плод их чистой молитвы, легко подменить знаниями о Боге, которые сами по себе никого не спасают. Все это так. Но правда также и в том, что первейшая заповедь Закона Божия повелевает нам возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением нашим. Тем самым ясно указывается на то, что в процессе богопознания, которое составляет суть духовного пути человека на земле, непосредственным образом участвует его интеллект.
Подробнее...
«Есть только три разряда людей: одни, обретшие Бог а и служащие Ему, другие, не нашедшие Его, но стремящиеся к тому, третьи – те, которые живут без Бога и не ищут Его. Первые рассудительны и счастливы, последние безумны и несчастны, средние несчастны, но разумны»
Блез Паскаль: (Мысли XXII:L)
Если бы наука неумолимо отводила человека от Бога, в мире не было бы ни одного верующего ученого. И если бы наука неумолимо приводила человека к Божиему страху и поклонению Уму Высочайшему, в мире не было бы ни одного серьезного ученого, который бы не молился и не лил слезы над Евангелием. Вместо этого видим в истории и современности два великих множества мыслителей и ученых. Одно множество состоит из тех, кто в ученую еду добавляет соль веры, а другое множество – преснопитающееся. Это те, кому Бог не нужен ни в быту – как Помощник, ни в науке – как гипотеза (см. диалог П.-С. Лапласа с Наполеоном). Не важно, в каком множестве наблюдается численный перевес. В таком деле пара лишних голосов не изменит главного вывода, ибо оба множества по числу велики. А главный вывод заключается в том, что наука не приводит к вере и не уводит от нее. Она может помочь, подтолкнуть как в одну, так и в другую сторону, но суть дела не в ней. Есть что-то другое в человеке, отличное от анализирующего ума, где, собственно, зарождается и зреет вера.
Подробнее...
Прежде чем начать разговор о вере и разуме, посмотрим, как определяет русский язык эти понятия. «Вера – убеждение, уверенность в чём-нибудь». В частности, к области веры относится представление о существовании Бога. Согласно апостолу Павлу, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). «Разум – высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, в противоположность чувству»
Так определяет эти понятия словарь С. Ожегова. Аналогичные определения даёт Академический словарь русского языка и Толковый словарь Ушакова. В русском языке приставка раз-, (рас-) во многих словах показывает на сильную степень свойства и качества, выраженного в корне. Развесистая крона – сильная степень развития кроны. Рассыпанные семена. Не просто высыпанные в виде кучки, а рассыпанные по какой-то площади. Разлив реки – огромный поток, во много раз превышающий её обычное течение. И т. п. Наличие приставки раз-, рас- усиливает или расширяет основное качество, свойство, обозначенное значением (семантикой) корня. Отсюда понятно, что семантически разум шире ума.
Подробнее...
|