Принято считать, что классическая христианская постановка проблемы веры и разума принадлежит Тертуллиану. Он, действительно, первый сформулировал пару «Афины-Иерусалим». Однако в текстах Тертуллиана нет приписываемой ему знаменитой формулы «верую, ибо абсурдно». У него есть более пространное рассуждение: «Распят Сын Божий; не стыдно, потому что постыдно. И умер Сын Божий; оттого и заслуживает веры, что бессмысленно. И похороненный воскрес; несомненно, потому что невозможно».
Тексты Тертуллиана полны весьма высокими оценками разума: «Если бы в этих людях был Бог, следовательно, и разум... Бог все разумно предусмотрел... желает, чтобы люди всегда действовали разумно, с пониманием».
Без умной же аскетики человек не войдет в то Царство, в которое надеющемуся на свое (интеллектуальное) богатство войти труднее, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко.
Подробнее...
Белорусская земля богата древними памятниками, и многие из них еще совсем не изучены. А сколько памятников материальной и духовной культуры нам еще неизвестно!? Временами в наших глухих, далеких от города деревнях, где остаешься наедине с природой, с самим собой, с Богом, можно найти уникальные по историческому значению памятники. И зачастую именно эти находки «открывают врата» в удивительный мир прекрасного, таинственного и неизведанного доселе. Особо ценны эти находки, когда они проливают свет на жизнь наших предков, их веру, святыни. Уникальную для Гомельщины и, бесспорно, интересную для историков, архивистов и краеведов находку выявили члены гомельского научного объединения «Общество любителей истории и археологии» в 2009 году. Это письменный памятник 1897 года – «Могилевские епархиальные ведомости». Во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия это издание являлось обыденным и обязательным для подписки во всех церковных приходах. В наше время оно – большая редкость, найти его можно преимущественно в архивах и библиотеке Жировичского монастыря. Большинство таких книг (журналов) уничтожалось вместе с церквями в 30–50-х годах ХХ столетия. В найденной реликвии напечатан объемный материал «Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским, в текущем 1897 году». Именно этот материал внимательно и пристально изучался. Результаты превзошли все ожидания: данные путевых заметок нигде ранее не использовались, за исключением публикаций ныне покойного Сергея Атрощенко по церквям Чечерского района.
Подробнее...
Минули наполненные сказочным торжеством рождественские дни. Рождественская елка, вертеп, подарки – все это будет опять, все повторится, но уже в следующем году. Но есть в нашей жизни события, которые неповторимы, потому что их свершение – это всегда плод творческого дерзновения и светлого таланта тех людей, которые их создают. В этом году мне посчастливилось побывать на удивительном семейном празднике. В нем было все, что так необходимо родителям и детям: и радость совместного участия в сказке, и настоящий рождественский бал и, конечно же, подарки. Гимназия № 46 им. Блеза Паскаля, куда меня любезно пригласили организаторы праздника, встретила праздничным убранством и какой-то особенной атмосферой семейственности, которая почему-то в этот день ощущалась во всем. И это неудивительно, ведь главными участниками праздника были родители и дети – воспитанники Воскресной школы прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Праздник, Рождество, бал… Все эти слова сами по себе вызывают волнение, ощущение чего-то особенного, волшебного и сказочного. В прекрасном просторном актовом зале гимназии гости занимают свои места, артисты-дети и родители готовятся к выступлению и, конечно, волнуются. Для них это долгожданное событие.
Подробнее...
Эпизод №1. Однажды я ехала в автобусе, который останавливался возле какого-то спортивного сооружения – возле стадиона, возможно, или возле детской спортшколы. В салон влетела возбужденная команда юных футболистов. За ними вошел тренер – лет, наверное, тридцати. Свободных мест в автобусе было довольно – все уселись. А на следующей остановке вошла женщина старше среднего возраста с неким количеством сумок в руках. Ей сесть было уже некуда. Она встала как раз возле футболистов, обсуждавших, как вы догадываетесь, выигранный матч. Разумеется, никто из них не обратил на нее внимания. В наше время удивляться этому не приходится. Но я имела неосторожность вмешаться и предложить мальчикам уступить этой пассажирке место. Один из мальчиков тут же встал и уступил. Остальные потеснились, чтобы он тоже мог сесть. В общем, все нормально. Только…
Вмешался тренер. Человек, судя по всему, достаточно искренний и любящий своих пацанов, он считал своим долгом в возникшей ситуации защитить их права.
Подробнее...
Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз говорил о важной роли информационных технологий в современном обществе. Современная Церковь не может не использовать для проповеди интернет, это уникальное по своим возможностям информационное поле. Важным шагом стало открытие в ноябре 2010 года официального канала Русской Православной Церкви на YouTube – самом известном в мире он-лайн сообществе. Теперь каждый желающий может узнать мнение Православной Церкви по самым важным вопросам современности, как говорится, «из первых рук», а также получить точную и правдивую информацию о событиях церковной жизни.
Подробнее...
Священник Анатолий Жураковский (1897 - 1937) принадлежал к последнему, младшему поколению российского Серебряного века. Ученик знаменитого философа прот. В.В. Зеньковского, участник киевского религиозно-философского общества, поэт, богослов, духовный писатель, он в годы революции принимает священный сан и становится деятельным строителем общинной жизни.
Анатолий Евгеньевич Жураковский родился в Москве, в семье педагога, 17 марта 1897 года. Он был вторым ребенком. После него, с интервалами в два года, появились еще брат и сестра. Отец – гуманитарий широкого профиля, преподавал в средних и высших учебных заведениях русский язык, эстетику, теорию искусства. Из-за болезни матери (туберкулез) семья часто переезжала в поисках подходящего климата.
В 1905 году семью Жураковских постигло большое горе: заболел туберкулезом младший сын, Аркадий. Болезнь, а затем и смерть брата, беспомощность взрослых и, в частности, отца, ушедшего на это время из дома, чтобы не видеть страданий ребенка, пробудили в восьмилетнем Анатолии жажду молитвы. Не получивший религиозного воспитания, он ради выздоровления брата дает обет простаивать все церковные службы на коленях. Своей недетской сосредоточенной молитвой он обращает на себя внимание прихожан и клира – диакон этой церкви становится его первым взрослым другом и церковным наставником. А когда Аркадий умирает, Анатолий принимает решение продолжать свой молитвенный труд ради матери.
Подробнее...
Эссе (печатается в сокращении)
С Иудою случилось что-то странное. Если бы два года назад ему кто-нибудь сказал, что он будет жить так, как он живет теперь, он засмеялся бы говорящему в лицо и назвал бы его сумасшедшим. Он – Иуда – вдруг неожиданно бросит свой маленький уютный домик, свой виноградник, который он обрабатывал с такой любовью… Он будет как нищий, как бродяга, неуверенный в завтрашнем дне, а иногда в сегодняшнем хлебе, бродить с толпою галилеян, прежде так презираемых им, из деревни в деревню, из города в город. Он будет, наконец, спорить с раввинами, возбуждая их гнев и негодование. Но с тех пор, как из уст Учителя он услышал слова о Боге, имя – Отец Небесный, точно Бог пришел к нему из какой-то заповедной глубины, и такой Далекий, Страшный и Неприступный, стал так близко, сов-сем рядом. Чувство Бога и Его близости сливалось в нем с еще более сильным и волнующим чувством близости к Учителю. Граней тут не было, одно переходило в другое. Он понял теперь, о чем была его тоска там, раньше, когда он был еще один. Он понял, что всю жизнь он искал только этой встречи, о ней томился, ее предчувствовал.
Подробнее...
Каким должен быть пост для начинающих?
Протоиерей Вадим Лапицкий, клирик Свято-Петро-Павловского кафедрального собора, г. Гомель:
Полагаю, что здесь, как, впрочем, и во многих других вопросах духовной жизни, нужен индивидуальный подход. Ведь состояние, как духовное, так и телесное, таких «начинающих» может быть весьма различным. Одно дело, если это молодой, физически крепкий и здоровый человек, для которого правильно организованное пощение будет безвредно. Совсем другое, если это женщина «в положении», или человек, с ослабленным тяжелым заболеванием организмом, к тому же еще и престарелого возраста. Для таковых соблюдение поста в пище по всей строгости существующего церковного устава, разумеется, неосуществимо. Потому мера телесного воздержания для каждого человека своя и должна сообразовываться с возможностями организма.
Подробнее...
О нем все знают, но редко кто видел. Его посланник – «синяя птица». Оно точно есть, надо лишь хорошо поискать. И если верить, оно обязательно придет! Мы говорим о счастье. Все утверждения верны, ошибочны лишь средства, которые мы выбираем, чтобы получить его.
Около ставшего уже обычным киоска «Суперлото» стоял обычный человек. Суета «часа пик» вокруг тоже была обычной суетой обычного четверга самой обычной рабочей недели. Даже не знаю, что меня зацепило в нем. Может, просто мгновенье, которое мы редко может зафиксировать взглядом и которое иногда для нас ловит фотограф. Мы восторгаемся удачным фото и не понимаем, что из таких мгновений состоит вся наша жизнь. Почти пройдя мимо, я оглянулась. Вокруг него как будто пульсировала энергетика. Энергетика напряженного, сконцентрированного ожидания. Ожидания счастья. Он собирался покупать лотерейный билет.
Подробнее...
К дому медведя Михайлы Потапыча во весь дух мчался заяц Фомка. Вьюном проскочил в калитку, взбежал на крыльцо и затарабанил в дверь. – Михайло Потапыч, откройте! Это я, Фомка. Быстрее! Через минуту дверь приоткрылась и в проёме показалась заспанная морда старого медведя. – Ты чего орёшь? Рано ещё. Разбудил меня. – Михайло Потапыч, вы мёд заказывали у лиса Рудика? – Да, давай сюда, если принёс. – Нет, нет, я не посыльный. Я пришёл вас предупредить. Случайно мне пришлось подслушать разговор Рудика с его женой Алиной. Они взяли с вас деньги за мёд высокогорный, а собираются принести какой-то другой, более дешёвый. Говорили, дескать, Потапыч не отличит, а высокогорный мёд они продадут кому-нибудь другому.
Подробнее...
|