Однажды Вы заснули, и Вам приснился сон. Тёплым осенним вечером Вы неспешно брели по своему городу, ласковый ветерок, шурша листвой, играл с лохматыми дворовыми котами, растрёпывал волосы, забирался под воротник. Вы чуть поёжились от прохлады, завернули за угол, вышли на площадь. И в самом её центре, прямо под неизменным памятником, Вы увидели бескрайнее море рюшей, кружев, струящихся по асфальту лент, невообразимых бантов, и среди всего этого пышного великолепия – страшно подумать – мужчины! А Вы спокойно прошли мимо, не впав в истерику, не потеряв сознание, не причитая грозно о диких современных нравах. Вы видите подобное каждый день. В Вашем сне в Вашем городе ожил маленький кусочек древнегреческих обычаев, по которым уличенный в трусости мужчина должен был три дня сидеть на площади в женском платье. В Древней Греции людей наказывали стыдом.
Подробнее...
РАДОСТНО ВСПОМНИТЬ
автор: Л. Пантелеев
Л. Пантелеев (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев 9 (22 августа) 1908 – 9 июля 1987). Русский советский писатель. после революции, в годы гражданской войны, был беспризорником. В 1921 году он попал в школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД), описанную им впоследствии в знаменитом романе. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Автор многочисленных рассказов, повестей и сказок.
Из блокадных записных книжек писателя 1942 года:
Нужно написать рассказ «Стыдно вспомнить». Много, очень много сюжетов на мотив «Стыдно вспомнить», но есть и такие:
Я шёл из Детиздата по Невскому. (Да, конечно, это было не позже сентября, если я еще ходил в Детиздат. Потом я туда уже не ходил). Шел по Невскому и попал в воздушную тревогу. Завыли сирены, появились, как из-под земли, патрульные, стали заталкивать прохожих в подъезды, в подворотни, в магазины. Меня загнали в «Пассаж». И мало того, что в «Пассаж», а – в убежище, помещавшееся в подвале этого универмага. Убежище не было достроено. Не все подпорки были поставлены, еще всюду белели стружки, пахло пиленым деревом, опилками.
Я присел на какое-то бревно. И вдруг увидел у своих ног зарывшуюся в стружи бледно-фиолетовую ленточку хлебной карточки. Хлеб на декаду! Такие сокровища я находил только в детстве. Во сне.
Подробнее...
«РАВНОДУШИЕ»
(кухонная сказка)
автор: протоиерей Николай АГАФОНОВ
Жила-была одна семья. И жил в этой семье чайник. Пузатый такой, эмалированный. Чайник в семье занимал особое положение, так как все любили пить чай. Чайник понимал свое значение, но не важничал, и не гордился перед другой кухонной посудой. Он был радушным, добрым трудягой. Большая хрустальная салатница, которая любила красоваться на столе исключительно только по большим праздникам, всегда посмеивалась над чайником, называя его трудоголиком.
Подробнее...
Жизнь, как один день
Сегодня гость нашей традиционной рубрики – благочинный храмов города Гомеля, духовник Гомельской епархии, протоиерей Стефан Гладыщук, человек удивительной судьбы, заслуженный юбиляр, отметивший совсем недавно 80-летие со дня рождения.
– Батюшка Стефан, у Вас за плечами насыщенная событиями жизнь. Оглядываясь на прошедшие годы, что Вы вспоминаете как самое радостное событие?
– День, когда меня посвятили в сан священника. Это произошло в 1953 году по окончании Жировицкой семинарии.
– Выбор жизненного пути был достаточно необычным для молодого человека того времени. Как случилось, что Вы решили посвятить себя служению Богу?
– Думаю, произошло это чудесным образом. Моя семья жила в Западной Беларуси. Детство было тяжелым. Мама моя сгорела от воспаления легких в 1940 году, когда мне было 8 лет. Нас трое деток осталось, еще младшие сестренка с братиком были. Отец вынужден был жениться вторично. Потом война, оккупация, родились еще дети. А когда в 1944 году Брестскую область освободили от немцев, отца призвали в армию. До сих пор помню, как он уходил на фронт. Обнял меня, целует в голову и говорит: «Гаспадарык ты мой!». Мне 12 лет было, но я уже все мог делать похозяйству – и пахать, и бороновать, и косить. За старшего в семье остался. Слава Богу, после Победы отец вернулся.
Подробнее...
Одним из самых светлых воспоминаний прошедшего лета для слушателей епархиальных библейско-богословских курсов стало участие в летнем лагере, который уже не первый год устраивается специально для них в урочище «Боровая», что в пяти километрах от Гомеля. Сегодня, перелистывая страницы нашей памяти и разглядывая фотографии, мы с теплотой в сердце вспоминаем время, проведенное там. Все мы в душе мечтали приехать в лес, отдохнуть на берегу речки, наслаждаться тишиной, пением птиц и, конечно, общением. Взглянешь на красоты вокруг – любо-дорого! А воздух просто кристально чистый – дышится легко. Кто-то из курсантов сказал: «Здесь в каждом уголке живёт Ангел».
Подробнее...
автор: Игумен САВВА (МАЖУКО)
Рассказывают, что, когда великий святой и проповедник древней Англии Беда ослеп, к нему приставили мальчика-поводыря, не очень рачительного, который позволял себе врать старцу, чтобы улизнуть с послушания. Вот однажды идут слепец и мальчик по дороге, и пареньку захотелось отдохнуть, он и говорит старцу, что вокруг собралась толпа: люди стоят и ждут его проповеднического слова. Достопочтенный Беда оживился и начал вдохновенную проповедь, на которую только и способно пылкое сердце боголюбца. Он говорил горячо и долго, и солнце уже зашло, и землю окутал сумеречный холод, и испуганный поводырь со слезами уговаривал святого закончить свое слово, потому что никого уже нет, все ушли. И вот великий старец умолк, и среди ночной тишины камни пропели ему в ответ громогласное «Аминь».
Подробнее...
автор: Ирина ГРИЩЕНКО
Святитель Георгий Конисский:
«Должность моя есть учительская»
«Глаголах о свидетелях Твоих (Господи) пред царями и не стыдяхся», –
такой эпиграф выбрал о. Иоанн Григорович к собранию сочинений святителя Георгия Конисского, жизнь которого, действительно, была свидетельством правды Божией. «В Церкви и на пастве он был ревностный пастырь, страж и наставник, – напишет о Георгии Конисском Григорович. – В святилище наук – отец и друг питомцев. При дворе царском – смелый защитник правоты и истины. В судебной палате – строгий блюститель святости законов».
О святителе Георгии Конисском я узнала благодаря протоиерею Иоанну Григоровичу, а заинтересовалась им благодаря А.С.Пушкину. Отец Иоанн Григорович, историк, этнограф, активный участник Румянцевского кружка по собиранию древних грамот, летописей, приходился архиепископу Георгию Конисскому по матери внучатым племянником. Но то, что интерес к этой личности у о. Иоанна был обусловлен не только родственными чувствами, я поняла тогда, когда почитала проповеди, обращения по разным поводам и стихи архипастыря. Блистательная пародия на Вергилия в исполнении владыки Георгия демонстрирует и эрудицию, и хороший поэтический слог, и тонкое чувство юмора:
Всю ночь льется дождь, днем театр открылся, –
Знать, Кесарь наш с Богом властью поделился.
В 1835 году о. Иоанн Григорович издал сочинения Георгия Конисского в двух томах с собственным предисловием. А. С. Пушкин отозвался на это издание восторженно, отметив, что этим отец Иоанн «оказал обществу неоценимую услугу».
Подробнее...
ПОСЛЕДНЯЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить из-за Меня, – говорит Спаситель в Нагорной проповеди. – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
автор: Сергей МАЗАЕВ
Обвинения и гонения, оскорбления, издевательства и насмешки. Кто из нас может сказать, что избежал всего этого в жизни? Острое чувство обиды побуждает нас с особым воодушевлением вспоминать утешительные слова Христа. Они так легко возвращают человеку его растоптанное достоинство! Как быстро затягиваются раны самолюбия, если пролить на них бальзам ожидания будущих благ! Но часто, примеряя последнюю заповедь блаженства на себя, мы поступаем как наркоманы, ворующие чужое лекарство.
В рецепте, который мы желаем считать своим, указано чужое имя: блаженными названы только те, кого злословят неправедно; радоваться предложено тем, кто страдает из-за Христа и Евангелия. Но почему мы так уверены, что всякий раз наших гонителей более всего раздражает именно крестик на нашей груди? Или наши личные грехи сами по себе не способны вызвать негативную ответную реакцию?
Подробнее...
|
Михаил НАЗАРОВ
русский писатель, публицист и общественный деятель.
Основатель издательства
«Русская идея», г. Москва
|
Апология правды
Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум.
Притчи 2:6
автор: Михаил НАЗАРОВ
До сих пор огромная часть нашего народа считает себя неверующими. Некоторые даже подвергают критике христианство за «рабскость». Однако очень часто эта критика происходит от простого незнания. Ведь в СССР ни в школе, ни в вузах этому не учили: атеисты кололи штыками то чучело «христианства», которое сами же и изготовили для этих целей – чтобы оно выглядело как можно примитивнее.
В доказательство «рабскости» христианства его всегда сводят к тезису: «подставь врагу другую щеку». Но ведь речь идёт лишь о своей «щеке» – это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло; однако ни в коем случае не подставляй врагу «щеку» ближнего – его защити даже ценою своей жизни! А он так же защитит тебя.
Христианское смирение – это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение «раб Божий» означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире – и здесь «раб» должен превращаться даже в мужественного «воина» в битве против сил зла. Наш святой, Феодосий Печерский, в этой связи говорил: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими».
Подробнее...
ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ?
|
ЕПИСКОП ГОМЕЛЬСКИЙ И
ЖЛОБИНСКИЙ СТЕФАН
|
Христианство – религия мужественных, крепких духом людей! Для того, чтобы не ответить злом на зло, подставить правую щеку, когда тебя ударили по левой, ответить на ненависть любовью, нужна особая сила. В самом звании христианина заложен глубокий смысл. Ведь тот, кто желает называться таким именем, то есть быть последователем Христа, должен, согласно евангельскому призыву, «отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом…». Забыть себя во имя любви к Богу и ближнему – это настоящий подвиг. В жизни мы часто можем видеть обратное. Нередко люди, занимающие высокие посты, пренебрежительно относятся к своим подчиненным, гордыня заставляет их превозноситься над окружающими, но свой яд они направляют не только на них, этот яд разъедает их самих. Хотя порой этого сразу не замечают.
Подробнее...
|