Митрополит Сурожский Антоний
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мне пришлось недавно прочесть следующие слова: «Дети чисты сердцем и праведны, и поэтому они ищут правды; взрослые осквернены, и они ищут милости».
В сегодняшнем Евангелии мы находим почву и для того, и для другого отношения к жизни. Но обращаем мы особенно внимание на то, как отец принял своего сына, простил его, сделал его вновь членом своего дома, своей семьи в ликующей радости. И мало обращаем внимание на то, как этот младший сын, подобно нам, изменил своему призванию сына, ушел из отчего дома, растратил всё, что ему было дано от отца, и только тогда вернулся в отчий дом, когда его измучил голод, оставленность, одиночество.
Вспомним рассказ, который мы только что слышали, но не мягкими, не ласковыми, жалостливыми словами Спасителя, а с той резкостью, грубостью, с которыми когда-то происходило то, о чем говорил Христос. Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв…
Подробнее...
Гость рубрики – один из постоянных авторов нашего журнала, насельник Свято-Никольского монастыря, многолетний преподаватель Воскресной школы, архимандрит Савва (Мажуко). И разговор у нас сегодня пойдет о воспитании детей, вернее,о христианских принципах этого многосложного процесса.
Научить человека быть свободным
– Отец Савва, что, на ваш взгляд, является главным в христианском воспитании?
– На мой взгляд, главный принцип, на котором базируется настоящее христианское воспитание – христианский гуманизм. Человек со всей своей историей ошибок и достижений, с христианской точки зрения, гораздо ценнее каких бы то ни было идей, политических систем и устройств, ценнее всех золотовалютных запасов и богатств и т. д. Потому что, вводя в этот мир нового человека, Господь вводит чудо. Это чудо, потому что каждый человек совершенно неповторим, уникален, ведь он родился в определённое время, в определённом месте, в определённой семье, и его историю никто никогда не сможет повторить. Но при всём этом, человека с рождения одолевают всякие страсти, потому что мы не только богообразные существа, мы ещё и повреждённые существа. Поэтому и необходимо воспитание – оно должно помочь ребёнку не оскотиниться (именно этим христианский гуманизм отличается от какого-нибудь светского, атеистического). А это значит, что свободу детей надо каким-то образом ущемлять. Что мы, собственно, и делаем. Например, мы им насильственно навязываем свой язык, в то время как малыш хочет разговаривать на своём языке. Мы навязываем нашим детям свои ценности, представления о мире. Всё это, на самом деле, является ограничением свободы ребёнка, но без этого он не станет человеком.
Подробнее...
Архимандрит САВВА (Мажуко)
Евангельской притчей о мытаре и фарисее входим мы в особое время церковного года – в подготовительные недели к Великому посту. В течение нескольких седмиц мы будем замечать в нашем богослужении отблески и тени великопостных дней, так щедро насыщенных евангельской мудростью и смыслами, что они утешают наше сердце и дают пищу уму целый год. В эти дни в храме другое облачение, иной устав службы, особые, умилительные напевы, стихиры и тропари, глубокие и строгие. И эта особая глубина и строгость отрезвляет и вдохновляет, бодрит душу и «очищает смыслы», как поется в одной из стихир. Случайность ли то, что это благодатное время начинается притчей о мытаре и фарисее? Ведь есть красивая и драматичная притча о богаче и Лазаре, но вокруг нее не выстроен устав целого воскресенья, да еще и подготовительного, открывающего счет постному времени. Есть что-то важное в том, что мы читаем этот отрывок именно сейчас. Мы намереваемся вступить в постный подвиг, и что-то особенное мы должны узнать прежде, чем сделаем первый шаг.
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (ст. 10). Сегодня для нас слово фарисей звучит как нарицательное: так обычно называют лицемеров. В то время, когда эту притчу говорил Христос, значение у этого слова было самое безобидное: благочестивый человек, для которого главным делом жизни было угождать Богу. В церковь вошел благочестивый, богобоязненный, праведный человек. Можно было бы добавить: совершенно искрений в своем благочестии и богобоязненности. Вторым был мытарь, проще говоря, явный грешник: беззаконная жизнь его была очевидна и известна всем. И Господь передает нам молитву этих таких разных людей. Фарисей начал с благодарности. Он благодарит за то, что он не такой как остальные: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. После благодарения он перечисляет свои добродетели – пост и милостыню храму. Вот такая двучастная молитва: благодарение и список понесенных трудов и подвигов. С мытарем же все гораздо проще: мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (ст. 13).
Подробнее...
Архимандрит САВВА (Мажуко)
Историю обращения Закхея мытаря передает нам апостол Лука. Господь идет через Иерихон, и вот некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, который слышал о Христе, взбирается на дерево, чтобы увидеть Его. Зачем ему это понадобилось? Евангелист поясняет: Закхей был маленького роста, и не мог увидеть Иисуса из-за народа, который обступил Его со всех сторон.
Солидный город – Иерихон. Говорят, что это самый древний город на земле. И вот к числу самых богатых людей этого великого города принадлежал и Закхей. Однако он не просто иерихонский богач, и он не просто мытарь. Кто такие мытари? Бессовестные чиновники – обидчики, предатели, мучители простого народа, наживавшиеся на его горе. Всякий мытарь – злодей и беззаконник, и они это сами прекрасно знали. Но Закхей не просто злодей, он – князь среди злодеев – начальник над мытарями. Все в этом человеке солидно, основательно, благополучно – и достаток, и стиль жизни. Только – рухнуло все в одночасье. И не из-за бед и болезней. В Иерихон идет Христос. Странствующий проповедник. Нищий и бездомный. Сын плотника. Но говорят, исцеляет, и вот только что вернул зрение одному иерихонскому слепцу (Лк 18:35 – 43). Он входит в древний Иерихон окруженный толпой зевак и почитателей. Кто-то ждет чуда, кто-то просто вышел поглазеть. И вот солидный и богатый человек, человек даже с некоторым положением в обществе – Закхей – бежит впереди толпы, обгоняет народ и лезет на дерево, чтобы хоть так рассмотреть Учителя. Солидный и известный человек, которого, может, не уважают, но уж точно – боятся – сидит на дереве. Люди лезут на деревья от страха, дети – от безделья и любопытства. Что делает на дереве солидный, взрослый и богатый мужчина? Почему он ведет себя, как ребенок? Так поступают только неистовые безумцы. Это ведь просто неприлично – взобраться на дерево на глазах у всего города! Мало ему позора мытаря, он захотел себе титул местного шута, юродивого?
Подробнее...
Появился в продаже новый номер журнала Сретение.
В нём Вы прочитаете размышления о том, всякому ли пророчеству можно верить. И узнаете, как реагировать на информационную апокалиптическую истерию.
Отец Андрей Кураев поделится с читателями рассказами о старцах и их пророчествах.
Вдогонку новогодней суматохе – рубрика «О наболевшем». Здесь вы прочитаете о том, что такое праздник «Новый год» для людей, которые предназначены для Вечности.
Почему мы – «цивилизация, влюбленная в смерть?» Ответ в авторской статье Александра Елопова.
Также вашему вниманию – интервью с постоянным автором журнала, игуменом Саввой (Мажуко) о том, как научить человека быть свободным.
В новом номере вы прочитаете о современном гомельском братстве, о народной медицине и забытых рецептах национальной кухни, о том, что «на дворе уже 21 век», об «опасном» успехе и о многом другом.
Подписаться на журнал «Сретение» можно в любом почтовом отделении.
Приобретая журнал, вы вносите посильный вклад в дело нравственного просвещения и духовного оздоровления общества.
Дорогой читатель! С каждым годом всё большее количество наших соотечественников проявляет интерес к традициям православной культуры. Одной из этих традиций является крещение детей. Что это – красивый обряд, просто общепринятый обычай? Или за этим стоит что-то гораздо более глубокое и серьёзное? А если кто-то из вас вдруг стал крёстным(ой) или только собирается им стать? Что собственно это значит? Какую смысловую нагрузку несёт это святое и такое таинственное слово «крёстный родитель»? В каком возрасте человеку необходимо креститься и как правильно выбрать имя ребёнку? Начнём же мы разговор с небольшого интервью, которое специально для нашего журнала в 2006 году дал архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (+2012).
Подробнее...
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Подробнее...
Да, да, точно так же, как у классика. Девушки гадали. Гадали на воске, на картах, на башмачке, на колечке. Гадали наши бабушки, мамы, гадали мы, гадают наши младшие сестры. Разнообразные «рецепты» гаданий можно прочитать в любом женском журнале. И почти каждый может рассказать «правдивую» историю о том, что все сбылось прямо по загаданному. Что же хотят знать наши девушки? Прежде всего, все о суженом. Выйдешь замуж или не выйдешь? За богатого или за бедного? За красивого или не очень? На все эти вопросы обещает дать ответы гадание. Но вот только есть одна проблема: «рецепты» распознавания будущего печатаются не полностью! Умалчивается обычно то, что перед началом гадания девушки (обязательно!) снимали с себя нательный крест и закрывали иконы рушниками, т.е. сознательно удалялись от Бога и отдавали себя в руки бесов… Не слишком ли большая цена за призрачное видение будущего?
Подробнее...
Дорогой читатель, наш журнал уже не в первый раз обращается к творчеству русского писателя Василия Акимовича Никифорова-Волгина. Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно. И вот в печати стали появляться замечательные произведения Василия Никифорова-Волгина, трогательные, согретые жаром православной души, пронизанные тихим светом и лиризмом. К сожалению, о жизни самого писателя накоплено сведений немного, недоступными остаются и подробности его мученической кончины. Свое детство Василий Акимович провел на берегу Волги, в сельце Маркуши, что под Калязином. Родился он в 1901 году, когда Россия еще жила старым укладом, а по селам и деревням и вовсе держались Православия, говорили природным языком, не засоренным чуждыми заимствованиями. Арестован 24 мая 1941 года. Василий Никифоров-Волгин расстрелян большевиками в городе Кирове (бывшей Вятке) 14 декабря 1941 года и вместе с такими же страдальцами тайно зарыт на Петелинском кладбище. Писателя лишили жизни за его книги, но они и ныне здравствуют во имя жизни.
автор:
Василий НИКИФОРОВ – ВОЛГИН
В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоет: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Гришка не поверил и обозвал меня «баснописцем». Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В слезах пришел домой. Меня спросили:
– О чем кувыкаешь?
– Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью!
Из моих слов ничего не поняли:
– Нагрешник ты, нагрешник, – сказали с упреком, – даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки!
– Да я же ведь за дело Божье вступился, – оправдывался я.
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня:
– Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма!
Подробнее...
|
Вифлием. Базилика "Рождества Христова" |
Храм Рождества Христова в Вифлееме недаром считается одной из двух самых великих святынь христианского мира. Ведь он построен на том самом месте, где родился Спаситель мира, воплощенное Слово Божие.
На древнееврейском языке слово «бет-лэхэм» означает «дом хлеба». Святые отцы не раз обращали внимание на то, что название это не случайно: Иисус Христос явил нам Собою Хлеб жизни, сошедший с небес, а вкушающие этот Хлеб наследуют жизнь вечную.
Совсем небольшой городок, расположенный в 8 км к югу от Иерусалима, Вифлеем не раз отмечен в Библейской истории. В окрестностях города Руфь собирала за жнецами ячменные колосья, чтобы прокормить престарелую свекровь, мать своего покойного мужа. За такую любовь Руфь была вознаграждена Богом и стала женой богатого жителя Вифлеема Вооза. Правнуком Руфи и Вооза стал царь и пророк Давид, которого именно в окрестностях Вифлеема нашел и помазал на царство над Израилем пророк Самуил.
Подробнее...
|