– КТО ТАКОЙ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ?
– ЭТО ВОЕННАЯ ТАЙНА.
Для того, чтобы сформировать поколение с абсолютно новыми ценностями, символами, сознанием, достаточно двадцати лет. В этом я убедился, проведя эксперимент: спросил у знакомых о знаковом героическом персонаже-символе советской эпохи Мальчише-Кибальчише. Кто он такой?
«Он, по-моему, с фашистами сражался… или нет?», «Ой, я так сейчас и не вспомню», «Дим, честно говоря, не слышала», «Солдат, вроде, который погиб»… И только немногие вспомнили, что это герой сказки Аркадия Гайдара, который сражался с «проклятыми буржуинами». Кто-то скажет, что подобные произведения были продуктом советской идеологии и утратили актуальность для воспитания подрастающего поколения. И если раньше ребят нужно было защищать от происков капиталистического мира, абсолютное зло которого воплощали буржуи, то в приближающийся Международный день защиты детей юному поколению нужно объяснять его права и стараться оградить от физического и психологического насилия.
Подробнее...
ТРИ СЕСТРИЦЫ
В ДАВНИЕ-ДАВНИЕ времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод.И всё ему казалось, что он мало добра людям делает. Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:
– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?
И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:
– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.
Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает:«Может оно и так, но что бы мне ещё такое сделать?».
И на следующую ночь опять стал молиться:
– Господи, что бы мне сделать такое, чтобы и людям было хорошо и Тебе приятно?
И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:
– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими – и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.
«Может, оно и действительно так, но что бы мне ещё
такое-эдакое сделать?» И опять стал молиться прежде, чем лечь:
– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно?
И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:
– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.
Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:
– Да как же это такое сделать-то можно?
Улыбнулся ему Ангел и говорит:
– А тебе в этом две сестрицы помогут. А ту, что ты сотворишь, – будет третья сестрица, – да и улетел к себе на небеса!
Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.
– Эка! – осенило его. – Может, это те две сестрицы самые и есть?
И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».
Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи вот как: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки, похожие на крылышки! Роза пахнет сладко как мёд. А мёд благоухает, словно роза».
Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже и в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестер была похожа. Была тонкая и длинная как стебель розы. Была трудолюбивая как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?».
Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.
Она получилась длинная, тонкая и прямая как стебель розы. Он зажёг её и пламя свечи было похоже и на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит!
И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.И так же, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.
Вот и вам, двум сестрицам, – пчеле и розе, – третья сестрица – свеча!
автор: Игумен Савва (Мажуко)
Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами. Уж как его только ни лечили, к каким врачам ни водили – промывали, закапывали, прикладывали – все без толку – мучается ребенок, и все тут! Посоветовали обратиться к одной старушке. Шепчет. Заговаривает. Говорят, многим помогла. Пошептала она и над моим братиком: болезнь успокоилась и быстро прошла. И это типичный случай: многие вспомнят подобные истории о безымянных бабушках-шептушках, которые лечили, и довольно часто их помощь была вполне реальной.
Однако всем известно, что Православная церковь запрещает обращаться к таким людям, называет их колдунами, ведуньями, а некоторые священники прямо говорят, что эти лекари используют в своей практике силу бесовскую. Есть и другие случаи того же порядка: кто-то очень точно предсказывает будущее, читает мысли, двигает предметы, не касаясь, видит больные органы, и в большинстве случаев эти люди никак не могут объяснить, откуда у них такие необычные способности.
Подробнее...
"Если можно спасти отдельного человека,
можно спасти и мир"
Леонида Валентиновича Климовича трудно не узнать на улице и вряд ли найдется человек, хоть когда-нибудь интересовавшийся интеллектуальной игрой «Что? Где? Когда?», который бы его не знал. Самый азартный, темпераментный игрок из «стариков», обладатель «Хрустальной совы», победитель конкурса 2007 г. «Педагог года внешкольного учреждения». С 1993 года возглавляет гомельский интеллектуальный клуб «Белая рысь». Так получилось, что с Леонидом Валентиновичем мы встретились в знаменательный для всей учащейся молодежи день – Татьянин. Но, наверное, такое совпадение все же неслучайно.
Беседа наша сразу началась с того, что Леонид Валентинович рассказал о недавно проведенном турнире на православную тематику, который был посвящен 20-летию Гомельской епархии.
– Какие тут могут быть вопросы?
– Ну вот, например: на лоб – для освящения ума, на чрево -для освящения чувств, на левое и правое плечо – для освящения наших сил телесных. Что это? Дети это, как правило, знают. Но они должны правильно назвать, что это крестное знамение, а не крещение. Или вот еще: в какой день в XVII веке царь водил по городу ослицу, на которой сидел патриарх. – Конечно, это Вербное воскресение, вход Господень в Иерусалим. Но задача в том, чтобы через известное или частично известное узнавать новое, уметь пользоваться тем минимумом знаний, который имеется, чтобы найти правильный ответ в короткий промежуток времени.
Подробнее...
…Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин.
Воспитание – всегда насилие. По-другому быть не может, и это нормально. Пока я маленький и являюсь объектом воспитания, я подвергаюсь насилию со стороны родителей и учителей (раньше и просто мимоидущие дяденьки и тетеньки могли «повоспитывать» слишком расшалившихся отроков, сейчас это весьма редкое явление и громко матерящиеся подростки в общественном транспорте стали вполне обыденным штрихом городского пейзажа). А вот когда я уже вырасту до субъекта, я буду сам свободно насиловать себя так или иначе в той или иной ситуации... И вот если я, в процессе воспитания, дорасту до такой жизненной установки – честь и хвала моим родителям и учителям-воспитателям. И достойны они венчания лаврами, если я, их воспитанник, успешно смогу сражаться с самим собой и побеждать!
Подробнее...
«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»
Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.
Подробнее...
На страницах нашего журнала мы уже рассказывали о московской студии «Киноконтакт» и ее духовно-просветительской работе. Один из фильмов, предоставленных в наше распоряжение руководителем студии Василием Яцкиным, рассказывает и демонстрирует технологию растления наших детей через просмотр ими американской мультпродукции. Приведенная ниже статья составлена по материалам фильма с целью познакомить с его содержанием как можно большее количество людей. Копию фильма можно заказать, обратившись в духовно-просветительский центр, предварительно позвонив по телефону: 8-029-333-20-60.
В cознании взрослых мультфильм – это то, что априори предназначено для детей. Но почему все больше родителей испытывают сомнение по поводу безопасности и пользы для своих чад иностранной мультпродукции? Откуда это чувство тревоги, когда мы видим наших детей, которые смотрят иностранные мультики? Есть подозрение, что в этот момент происходит что-то неправильное и непоправимое. Так вот, дорогой читатель, мы попытаемся превратить эти сомнения в абсолютную уверенность!
Подробнее...
Авва Иулиан (Лазар) – один из старейших румынских монахов, подвизающихся на святой горе Афон. Он самый посещаемый духовник румынского скита Продрому (святого Иоанна Предтечи), куда, пересекая моря и страны, со всех краев во множестве стекаются за советом и помощью его духовные чада, монахи и миряне. Монашеский путь он избрал в 20 лет, поступив в монастырь Сихастрия. Здесь 30 лет проходил школу румынского старчества под окормлением великих старцев Клеопы (Илие), Паисия (Олару) и других. В 1977 году, когда братия из Сихастрии паломничала на Афон, иеромонах Иулиан был оставлен на святой горе. 8 января 2011 года благодатному старцу исполнилось 85 лет; в этом же году исполняется 30 лет его духовничества в скиту Продрому. Ниже мы приводим отрывок из интервью старца, данного им румынскому журналу «Familia Ortodoxă»
– Батюшка, времена, в которые мы живем, тяжки для всех людей. Всевозможные грехи умножились так, словно мы переживаем последние времена – а они наступят, как написано в священных книгах, когда остынет любовь между ближними и не станет тропинки от брата к брату. Что делать нам в эти времена великих испытаний?
Подробнее...
Отвечает игумен САВВА (МАЖУКО), Свято-Никольский мужской монастырь, г. Гомель:
– Почему Православная Церковь будоражит народ, призывая к отмене смертной казни? Смертную казнь отменять в нашей стране в наше время пока ещё рано.
− Я согласен с автором вопроса в последнем пункте – отменять смертную казнь в нашей стране ещё рано. Что касается того, что Церковь будоражит народ, то знаете, есть такая психологическая установка у большинства людей внешних по отношению к церкви – как-то упрощать церковную позицию, я с этим очень часто сталкиваюсь. Иногда у людей создаётся впечатление, что у Церкви на все вопросы есть ответы. На самом деле это не так. Есть огромные пласты проблем, которые и в Церкви остаются проблемами. Это поле для творчества, поле для разномыслия, которое апостол Павел оправдывал и называл плодотворными для жизни церковной. Какие-то иерархи – за отмену смертной казни, кто-то против. Я считаю, что сейчас не время с этим баловаться. Общество не готово, нужно смотреть на состояние общества. По моему мнению, этот принцип «меньшего зла» не должен ускользать от внимания взрослых людей.
Подробнее...
Там, где сегодня находится одно из красивейших мест Гомельского района – деревня Ченки, на высоком левом берегу реки Сож в XVIII веке был основан монастырь. С того времени много воды утекло в реке: не разносится, к сожалению, добрая слава о нем вот уже почти столетие, ничего не осталось от монастырского хозяйства, которое здесь когда-то имелось, не льется по округе песнь его звонких колоколов. Да, старые люди еще помнят развалины и фундаменты некоторых строений, рассказы своих родителей о его насельниках, богатой библиотеке… Но… Все это уже в прошлом, ничего не осталось, да и сами сведения о манастыре и его насельниках отрывочны. В современных энциклопедических изданиях можно лишь найти время основания монастыря и дату постройки церквей, отдельно и оснавательно изучением православной обители на юго-востоке Беларуси никто не занимался. Только лишь в материале «Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским, в текущем 1897 году», который был опубликован в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1897, 1898 годы, находим единственные полные сведения о монастыре. Сегодня мы продолжаем публикацию «Путевых заметок» и предлогаем нашим читателям ознакомиться с описанием древней обители, дабы память о ней не изгладилась в сердцах будущих поколений.
Подробнее...
|