Журнал Сретение

Красота спасающая ...

Печать

M.-Maria-SkobtsovaНедавно случилось мне побывать на православной Рождественской выставке в Минске. Там среди множества литературы (что было очень приятно, потому что, согласитесь, не часто на таких выставках, кроме мёда и других вещей, встретишь столько нужных и полезных книг) я сразу обратила внимание на альбом с необычным названием «Красота спасающая». К этому времени я уже была знакома с тем человеком, жизни и творчеству которого посвящен альбом; до сих пор храню в памяти сердца то впечатление, которое произвело на меня жизнеописание монахини  Марии (Скобцовой), составленной протопресвитером Сергием Гаккелем. Именно ей и посвящалась книга.
Мать Мария (Скобцова) родилась в 1891 году. Прожила трудную, но радостную жизнь, умела по-христиански дарить радость другим. Именно ей принадлежат слова, бередящие ум и сердце любого христианина: «Или христианство – огонь, или его нет». В альбоме – иконы, вышивки, рисунки. Многие из них украшали Лурмельскую церковь в Париже. В этом городе оказалась  Мария, будучи вынужденной эмигрировать со своей семьей из России в 1920 году. Здесь она занялась своим обычным делом – организовывала помощь нуждающимся, никогда не страшась любой физической работы, и в это же время писала статьи, выступала на конференциях, рисовала, вышивала. Ее вышивки часто рождались по вдохновению, по наитию, без предварительного рисунка, на глазах у зрителей.

Мать Мария любила и знала традиции, но никогда в них не замыкалась. Ее творчество представляло собой единую связь богословской мысли, слова и рисунка. Все ее работы  – горячие, выражают подсознательное желание донести до молящегося внутренний огонь, напряжение, они не дают душевного покоя, а притягивают своей внутренней силой. Она и сама была неугомонной, жаждала «неудобного» (как она сама выражалась) христианства, где не было бы никакого комфорта; ее монашество и ее христианство были обращены всеми помыслами и деяниями к служению Богу через служение человеку. Поэтому и в годы Второй мировой войны она не смогла оставаться безучастной к происходящему: на Лурмели и в Нуази скрывались евреи, участники Сопротивления, из этих центров была налажена целая цепь по всей Франции для спасения и бегства людей, а мать Мария оказалась в самом центре антифашистской борьбы.

В феврале 1943 годы фашисты арестовали ее сына Юрия Скобцова, а через день и её. Она попала в лагерьIkona-vishitaia-M.-Mariej Равенсбрюк, где провела последние два года жизни, целиком обратившись к бедам и нуждам заключенных. В лагере продолжала вышивать. Розана Ласкру писала позже в своих воспоминаниях: «Она вышивала во время перекличек, почти не глядя, без рисунка, «киевским» швом. Материя – моя лагерная косынка. Нитки мы добыли из обмоток электрических проводов, разрезанных и оголенных с помощью лагерных машин «Сименс». Игла была похищена  в немецкой портняжной мастерской Биндера Ула – палача-мучителя. Солагерницы пронесли все это с опасностью для жизни, чтобы была создана вышивка – этот шедевр».

В лагере она начала вышивать икону Божьей Матери, но не закончила ее. Мать Мария мученически погибла в 1945 году на Страстной неделе в Великую пятницу 31 марта – ее отправили  в газовую камеру. Ее жизнь была удивительная, полностью и целиком отданная и посвященная Богу и человеку. Жизнь святого человека. В ней была явлена святость, которую всегда ищет каждое человеческое сердце. Крепко запомнились мне слова известного богослова Сергея Николаевича Булгакова: «Как бы низко ни пал человек, но в сердце своем он ничего не хочет, кроме святости, ничего не любит, кроме святости, ничего не чтит, кроме святости… нет ничего нужнее и важнее для человека, нежели святость». Святость в христианстве – это и чистота, и простота, избранность и принятость Богом. Потому перед святыней надо уметь благоговеть, как перед прародительским лоном всякой красоты и добра.
Мать Мария, ее жизнь и творчество, стали для меня прямым воплощением святости и красоты. И не только для меня. Это стихотворение инока Всеволода, посвященное матери Марии, – о Красоте.
Победа Красоты
Все проходит, но не все тщета.
Смерть – граница, а за ней сады
Божии, где правит Красота.
И сие познала ныне ты.
Было испытание огнем,
Позади смертельная борьба;
И душа твоя теперь, как дом,
Где горит лампадой Красота.
Для того и нужно было жить,
И терпеть, и петь, и верной быть,
Чтоб в душе, познавшей скорбь Креста,
Восторжествовала Красота.

Название альбома действительно необычное, правда? Интересно, что бы сказал современный человек о красоте, какие ее качества, ее свойства выделил бы? Почему «спасающая»? Если уйти в своих размышлениях чуть дальше, то почему такие разные вещи мы можем называть одним и тем же словом – «красота»? Отчего для человека именно настоящая красота так привлекательна? Отчего человек, смотрящий на мир «красивыми глазами», то есть умеющий найти гармонию в сочетании красоты внутри себя и увидеть ее в сотворенном Богом мире, останавливает на себе наши взгляды и пробуждает мысли и светлые чувства? Можно постараться, и задать еще больше вопросов, но где же искать ответы на них?
У красоты ведь, на самом деле, есть особое предназначение, особое призвание. И заключается оно в том, что красота призвана вести человека к Истине, помогать приходить людям к Богу, даже через страдания, связанные с постижением ее и установлением ее правил в своей собственной жизни и в жизни общества.
Ikona-vishitaia-M.-Mariej-AngelНельзя определить до конца, что такое красота. Потому что ее источник содержится в Самом Боге. Мы же еще помним, как изначально мир был сотворен Богом добрым и красивым. Об этом нам повествует книга Бытия. Значит, и в природе, и в обществе, в космосе, в человеке есть начала добра и красоты. Разделить понятия «добро» и «красота» невозможно. Добро – это то, что хорошо и правильно в жизни, что праведно. А без добра в сердце нет настоящей красоты, как без гармонии и красоты не может быть добра. И человек не может быть назван добрым, если он некрасив в своей жизни.
Ведь каждый человек сознательно или неосознанно увлечен красотой, стремится к ней.  Но, стремясь к красоте, хорошо было бы помнить, что, в первую очередь, человек начинает с себя, чтобы мои и мысли, и чувства, и поступки были красивыми. Это обычная норма духовной жизни, простое, но очень важное, этическое и эстетическое требование.
Вспомнилось и другое расхожее выражение: «Красота – страшная сила». Обычно его можно услышать в разговоре между подругами, сказанное с некоторой степенью иронии и шутки. А если подумать всерьез? В чем сила красоты? Ведь во все времена и часы испытаний именно красота поддерживала человека, помогала ожить и являла его человеческое достоинство, давала силы человеку жить по-настоящему и творить ее же, красоту, делиться ею с другими людьми.
Я слышала историю об одной бабушке-старообрядке, жившей в заброшенном селе, в стареньком покосившемся домике. Она трудилась весь день. В доме без излишеств и необходимого недостает, темно, неуютно, только в углу горит и сияет Богородичная икона в окладе из бисера. Просили продать икону. А бабушка отвечала: «Да как же мне оставаться без нее? Да ведь я только на нее, милую, и красуюсь». И сегодня в Ветковском музее народного творчества можно встретиться с удивительными образцами воплощенной красоты, происходящими на протяжении XVII-XX веков из глубины верующего, благодарящего Бога человеческого сердца.
Людей, творивших здесь красоту своими руками и живших в то время в Ветке, мы называем старообрядцами. Много гонений и невзгод пришлось им пережить, но память о рае никогда не давала покоя, побуждала строить и земную свою жизнь подобно райской, не замкнуто, не обособленно, а в общении друг с другом, в любви, в изучении Слова Божия и исполнении Евангелия, в ожидании встречи со Христом. Не всегда это хорошо удавалось, но жить вместе в общине, разделяя веру, молитву, труд, горе и радость, всегда благодатно. Наследуем ли мы то доброе, что уже было открыто Богом и людьми, на общую пользу нашей Церкви?  Что мы сами сможем передать из рук в руки, от сердца к сердцу своим детям?
Ведь зло имеет силу и действует. А соединенность красоты с добром в реальности сегодняшней нашей жизни – скорее вещь неосуществленная. Некрасота и недоброта проявляются многообразно, к сожалению, и в церковной жизни. Хорошо, когда человек, живущий в христианской культуре, не может себе позволить пройти мимо безобразия и уродства без соответствующей реакции. Но у красоты, как и у всего того, что исходит от Бога, есть свои двойники в мире. А христианину нужна чуткость, умение и старание вырабатывать интуицию к их распознаванию, чтобы не принять двойник за подлинник.
Представляется мне, что нам сейчас следовало бы возрождать сами понятия об истинном и неистинном в отношении красоты и добра, преодолевая всякую нечестность и лживые страхи, безразличие и теплохладность, формализм и потребительство. По-моему, это важно. Я надеюсь, что это может быть важным и для читателя, который сможет найти в этих размышлениях что-то полезное для себя, открыть что-то новое, а то и вступить в диалог или полемику на страницах этого издания. В общем, на самом деле, – это призыв к обсуждению.


Ольга АФАНАСЬЕВА,
научный сотрудник Ветковского музея
народного творчества

 

Избранное

Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
Отчего люди не летают?
 автор: Игумен Савва (Мажуко) Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами.... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК