В последнее время в молодежной среде все более широкое распространение получает обычай украшать себя различными татуировками.
О том, что для татуировщиков это прибыльный бизнес, так как само это «удовольствие» не из дешевых, хорошо известно.
Но вот каков содержательный смысл этого древнего обычая, знают немногие, да и последствия смелых «эстетических» опытов со своим телом известны не всем. Попробуем немного разобраться в этом вопросе.
Лицо всегда на виду и украшалось, как правило, в первую очередь. Племена майори из Новой Зеландии наносили на лица маскообразные татуировки – «моко». Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести, и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска «моко», он удостаивался высшей почести − его голову отрезали и хранили как реликвию племени. Чаще всего татуировка была связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. Кроме того, согласно языческим верованиям разных народов, татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.
Однако магия тату использовалась не только «дикарями». В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на спине огромное распятие в надежде, что оно оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.
С распространением христианства обычай татуировки стал искореняться как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Обыватели не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и т. д., использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Во время Первой мировой войны в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, во время Второй мировой в Германии выбивали номера жертвам концлагерей.
Татуировка у дикого племени – красиво и со смыслом. Пусть с диким и первобытным, но со смыслом. Метки у жертв концлагерей – жестокий и страшный смысл, но он все-таки был. А какой смысл вкладывает современная девушка в татуировку, расположенную в районе копчика? Или «мальчик из хорошей семьи» с мистически татуированным предплечьем? Что это – дань моде, желание выделиться, позиционирование себя как члена какой-то организации?
Чаще всего сделать татуировку «помогает» молодая дурь или «добрый» совет друга. А вот когда дурь проходит, то как в рекламе: «Ой, что ж я сделал-то?». Но это уже после того, как факт совершится «налицо», или на другие части тела.
А что потом? Захотел – сделал, захотел – удалил, так? Так, да не совсем. Как показывает практика, удалить тату не так просто, как кажется. Вот только некоторые способы, которыми «раскаявшиеся» пытаются удалить рисунок:
1. Введение под кожу кашицеобразной смеси, состоящей из равных частей молока, 96 % спирта и белого воска.
2. Впрыскивание в татуированный участок кожи кислого молока.
3. Повторное накалывание без краски, высасывая затем пигмент.
4. Выжигание паяльником, вырезание огнем, срезание фрезой, выгрызание зубами.
5. Выжигание лупой.
6. Стирание шлифовальной машинкой.
Когда клиент сидит перед татуировщиком, то ему почти 100-процентно дают обещание, что если не понравится, то удалить не проблема. А потом… ну не получилось, мол, извини. После любой попытки удаления остается, в лучшем случае, непонятной формы шрам на месте бывшей тату, или уж совсем ужасные рубцы, которым и пластическая операция не поможет. Очень напоминает ситуацию с наркотиками, когда предлагают – попробуй, не понравится − бросишь. Много можно привести примеров, когда с наркотиками так легко расстаться, как обещают?
Отношение к татуировкам, пирсингу, шрамированию в Православной церкви отрицательное − изменение, искажение образа Божия в человеке не может быть оправдано никакими модными веяниями. Не будем спешить с осуждением сделавших тату, не будем клеймить правильными словами и вразумлениями тех, кто, быть может, и так все понял и пережил, а лучше посмотрим честно на себя. У каждого из нас на душе можно встретить греховные шрамы куда страшнее, чем у некоторых на теле. Прекрасно сказал митрополит Сурожский Антоний, что Бог гораздо более снисходителен к грешникам, чем некоторые его ревностные служители. Не надо делить: мы – они. Все мы Его. А Он милостив. Его имя – Любовь.
Наталья Лысенко