Четыре года назад случилась трагедия. Злоумышленниками был обворован и сожжен деревянный Свято-Никольский храм в деревне Даниловичи.
Тогда же на епархиальном совете было принято решение о его восстановлении. Помощью Божией и неустанными трудами настоятеля храм в короткое время восстановлен.
Сегодня благоустроенное каменное здание храма радует глаз своей новизной и архитектурным великолепием. Как стало известно, Даниловичский приход славен своей богатой и во многом уникальной историей.
И вот, получив редакционное задание, в один из воскресных дней я отправляюсь в небольшое путешествие, которое смело можно назвать паломничеством с той лишь разницей, что мне не только удалось побывать у святыни, но и прикоснуться к историческому наследию дней давно минувших.
Первое письменное упоминание о Даниловичах относится к началу XV века. По преданию, свое название село получило по имени первопоселенца Данилы (от древнегреческого Даниил, означает – «Бог мне судья»). Вероятнее всего, к этому времени следует отнести и появление в этой местности первого храма.
Удивительная мирность и спокойствие коснулись души, когда я только въезжала в село. Быть может, по-семейному встретившие меня в громадном гнезде-доме аисты так тронули душу, а, может, мягкая тишина вокруг после городского шума и суеты. Недалеко от автобусной остановки виднеются белокаменные стены храма, высокие и торжественные. Литургия уже началась. Умилительный хор из четырех бабушек, непривычный моему городскому уху, через пятнадцать минут стал совсем родным. Атмосфера теплая и непринужденная. Все друг друга знают и даже ласточки, периодически залетающие в притвор, были, как говорится, «свои».
– История храма святителя Николая Чудотворца деревни Даниловичи Ветковского района полна печальных событий, – начал свой рассказ настоятель прихода священник Андрей Булацкий.
– Построенная в 1861 году деревянная церковь дважды полыхала в огне. По данным Минского исторического архива, в 1915 году первый храм сгорел при невыясненных обстоятельствах. На строительство новой церкви тогда ушло четыре года (1922–1926 гг.), восстанавливали тогда храм, как и сейчас, всем миром.
После войны власти хотели храм закрыть. Люди писали письма в разные инстанции, молились и святитель Николай явил чудо – храм не разделил участь многих закрытых и уничтоженных в то время святынь, несмотря ни на что, выстоял. В самые тяжелые годы гонений на веру он оставался действующим. Старожилы говорят, что Царские врата в иконостасе храма были взяты из закрытого в начале 60-х Свято-Петро-Павловского собора Гомеля. Так храм выстоял до наших дней. Каждое воскресенье и в дни церковных праздников православные христиане собирались на богослужения, пока в ночь с 18 на 19 марта 2006 года храм не был сожжен повторно. Это была настоящая трагедия, ведь для местного населения храм был духовным центром, да и по своему статусу являлся историко-культурным памятником Республики Беларусь.
До февраля 2009 года местом молитв для жителей деревни служил маленький ветхий домик, расположенный рядом со сгоревшим храмом и чудом уцелевший от пожара. Естественно, вместить всех желающих неприспособленное строение не могло, а потому идея возрождения церкви возникла у прихожан сразу же после трагедии. Средства собирали, как говорится, с миру по нитке. 8 февраля 2009 года состоялось торжественное освящение нового храма.
О некогда уничтоженной в огне святыне теперь свидетельствует лишь памятный крест, установленный в церковной ограде. А совсем недавно, 30 мая 2010 года, состоялось долгожданное освящение храмовой колокольни, у Свято-Никольской церкви теперь появился свой голос. Среди колоколов есть один особенно ценный. Отлитая на нем надпись свидетельствует, что изготовлен он был еще в 1896 году для Владимирского собора во время царствования императора Николая II.
Славен Свято-Никольский храм в Даниловичах своими прихожанами. Об одном из них, Иосифе Афанасьевиче Матеушеве, необходимо рассказать особо. Этот человек – ровесник века, испытавший на себе жестокость гонения за веру. Чудом избежавший ареста в 30-х (арестовывать его, как активного церковника приходили несколько раз, и ему приходилось скрываться в лесу) он всю свою сознательную жизнь был пономарем и певчим церковного хора.
Приходит он иногда на клирос и сейчас, хотя ему уже ни много, ни мало – 103 года! Начинал Иосиф Афанасьевич свое служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы деревни Шерстин, что неподалеку от Даниловичей. Согласно историческим данным, деревянная церковь в Шерстине существовала с 1696 года. Первоначально она принадлежала католикам, затем униатам и лишь в середине XIX века была передана православным. К сожалению, в 1938 году храм был уничтожен, и с тех пор не восстанавливался.
Примечательно, что именно в этом храме начинал свое пастырское служение ныне прославленный в лике святых, протоиерей Иоанн Гашкевич (праведный Иоанн Кормянский). Семья Гашкевичей прожила в Шерстине 14 лет. Иосиф Афанасьевич помнит тех людей, которые были духовными чадами праведного отца Иоанна.Расстояние в несколько километ-ров от Даниловичей до Шерстина мы преодолеваем на машине достаточно быстро. И вот мы уже стоим в лесу, в стороне от дороги перед поклонным крестом – безмолвным памятником унич-тоженному храму.
Тихо и хорошо в этом месте. Я закрываю глаза, и как наяву передо мной – старенькая церковь, добрые глаза и светлые лица прихожан. Кажется, что вот на всю округу раздается протяжный и строгий, пронзающий в самое сердце благовест, созывающий людей на молитву, по храму расплывается запах и привычный мягкий звук цепочек от кадила и будущий святой, а пока еще молодой священник Иоанн неспешно начинает: «Благословенно Царство…». Приоткрываю глаза – даже не верится, что все это было здесь.
Путешествие в Шерстин принесло одно радостное открытие. Оказывается совсем недалеко от места расположения старого храма в ложбинке, близ берега реки Сож, в окружении старых лип несет свои воды источник святой великомученицы Параскевы. Согласно местному преданию, в незапамятные времена здесь, у источника, была чудесным образом обретена икона святой великомученицы. С торжественным крестным ходом и молитвенным пением образ перенесли в храм. Но, к удивлению всех, утром следующего дня икона вновь оказалась на источнике. Попытки перенести ее в храм повторялись трижды, и трижды икона чудесным образом возвращалась назад. Усмотрев в этом особое проявление воли Божией, люди воздвигли над источником часовню в честь святой великомученицы Параскевы, где и размещалась с того времени икона.
По сей день на этом месте люди возносят горячие молитвы святой великомученице, и получают облегчение своих немощей от холодной и кристально чистой цельбоносной воды. По благословению архиепископа Аристарха здесь со временем будет сооружена купальня.
По воспоминаниям Анны Даниловны Чуешковой, старосты храма святителя Николая Чудотворца д. Даниловичи, часовня в честь великомученицы имела размеры 4х4 м, была деревянной, сделана из добротного леса, имела два окна с очень красивыми ставнями. Простояла она на источнике где-то до 1935-36 года, а затем ее разобрали и устроили в ней «хлебную лавку».
Во время немецкой оккупации в Шерстине проходила линия фронта и жителей деревни эвакуировали 21 сентября 1943 года, а когда они вернулись, то многих домов и хлебной лавки уже не было, возможно, их немцы разобрали для устройства блиндажей. В 1947 году в деревне осталось только 8 домов, все остальные сгорели. Чудотворный образ святой великомученицы Параскевы-Пятницы хранился в часовне до ее закрытия в 1935-36 гг, дальнейшая судьба иконы неизвестна. Зато, как выяснилось, в Шерстине находится другая древняя икона святой великомученицы – оброчный образ, который имеет свою особую историю.
Рассказывает Анна Даниловна: «Наши прадеды обреклись перед этим образом. В то время был сильный падеж скота (тогда говорили, что это из-за ящура). Люди за ночь соткали кусок полотна и после усердной молитвы перед этим образом положили эту ткань на дорогу, и провели стадо через эту ткань, и падеж скота прекратился!». По старинной традиции, икона предавалась каждый год из дома в дом. Анна Даниловна является хранительницей иконы с 2002 года.
У святого источника чувствуешь себя совершено по-особому. Что это? Возможность и желание молиться на святом месте, радость от того, что удалось окатить себя ведерком святой водицы? А, может быть, сама великомученица Параскева незримо пребывает здесь, с любовью прикасаясь к душе каждого приходящего и просящего с верою? Неслучайно с древних времен на Руси ее почитали с великим благоговением. Ей молились о сохранении домашних животных, об исцелении тяжелых душевных и телесных недугов, сохранении семейного благополучия. Считалось, что святая особо покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие торги и ярмарки). Русские иконописцы изображают великомученицу Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры. Когда я возвращалась домой в Гомель, невольно задумалась о том, как много вокруг нас удивительного, духовно значимого, радостного. И, главное, – все это совсем рядом, как говорится, рукой подать. Нужно только захотеть открыть это для себя…
Евгения Ващилова