Современный термин «киберзависимость» означает не только болезненную привязанность человека к компьютерным играм. Это понятие намного шире и связано с особой формой душевной патологии человека, соприкасающегося с виртуальным миром, использующего различные достижения технотронной цивилизации. Когда мы говорим о киберзависимости, то имеем в виду явление, по своей разрушительной силе многократно превосходящее любую привычку или страстное увлечение человека. У зависимого человека полностью подавляется воля к сопротивлению, даже если он осознает всю губительность того, что происходит. А происходит то, что именуется деградацией личности. Человек утрачивает свободу, которая сама по себе является божественным даром, проявлением в человеке образа Божия, согласно которому он был создан.
Что же представляет собой жизнь человека в сети? Виртуальная реальность – зона полной нравственной и правовой вседозволенности. Совершаемое виртуально может быть явно аморально, но не противоречить правовым нормам, заданным определенным сценарием программы. В святоотеческой литературе мы неоднократно встречаемся с утверждением о том, что мысленный грех совсем не иллюзорен – он вредит душе совершенно реально. Поскольку виртуальный мир дарит человеку яркие образы-фантомы любого содержания, удовлетворяющие любые страсти-желания, реальный мир, который не обладает такими возможностями удовлетворения «похотей души», начинает выглядеть серо и восприниматься досадной необходимостью. Виртуал-образы оказываются привлекательнее, чем представления, например, о семейном долге, дружбе и т.п.
Виртуальный мир компьютерной игры дает человеку ощущение своей значимости, могущества, ощущение себя почти сверхчеловеком! И хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют, повышают эмоциональный градус, а потому накрепко отпечатываются в сознании игрока. В результате, компьютерная игра, воздействуя сильнейшим образом именно на эмоциональную сферу, мощно и почти необратимо формирует личность, то есть фактически зомбирует человека. Следствием этого становится то, что виртуальный опыт человека способен реально искажать для него образ действительности. В игре ты – властелин, который не зависит ни от кого, но все зависят от тебя, а в реальной жизни все совсем по-другому. Так фиктивное чувство независимости порождает зависимость натуральную. Попробуем задать себе вопрос: что или кто подавляет волю зависимого человека, ясно осознающего пагубность своего пристрастия, искреннее стремящегося от него избавиться и все равно постоянно возвращающегося на порочный путь? Весь огромный опыт Церкви, отраженный в писаниях святых отцов, говорит нам, что подавить волю человека, заставить его угождать страсти, от которой он сам хотел бы избавиться, могут только разумные существа, духовные возможности которых превышают возможности человека. Именно такими существами и являются падшие ангелы, чья цель – тотальная демонизация всего человечества, то есть уподобление нравственных характеристик каждой человеческой личности демоническим.
Психологи говорят, что со временем у человека, увлеченного виртуальной реальностью, возникает «виртуал-наркоэффект», который делает пребывание в ином мире смыслом жизни. Вполне можно предположить, что этот эффект будет возрастать по мере дальнейшего совершенствования информационных технологий. И тогда для «отлета от реальности» человеку будет требоваться постоянное «увеличение дозы».
Бог-Творец, создавая этот видимый мир гармоничным и закономерным, даровал венцу Своего творения – человеку – способность этот мир познавать. При этом, изучая законы устройства этого мира, мы веруем, что мир таков, каким мы его воспринимаем или, по крайней мере, Бог, создавая нас, устроил именно так, что материальный мир вокруг нас мы воспринимаем одинаково.
Вне зависимости от того, к каким культурным и религиозным традициям принадлежат люди, они одинаково радуются красоте восходов и заходов солнца, очарованию звездного неба и т.д. Известно, что восприятие человеком реального мира становится более адекватным, когда в процесс его познания «включаются» душевные силы. Евангелие обещает человеку возможность познания «мира горнего», возможность богопознания. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…»(Мф.5.8). Можно сказать, что человек имеет возможность от той привычной формы, в которой он воспринимает естественную реальность, двигаться к познанию высших духовных смыслов бытия.
Чем же, по сути, становится тогда для человека нарастающая виртуализация реальности вокруг него?
Процессом обратного движения, движения от восприятия богосозданного мира. В своем пределе оно будет стремиться привести измененное информационными технологиями сознание человека к отвержению реального мира. И тогда вполне возможно возникновение ситуации, в которой люди вообще перестанут понимать, в каком мире они живут. В этом смысле сюжет известного фильма «Матрица» вполне может быть реальным сценарием грядущего технотронного апокалипсиса.
Протоиерей Вадим Кочан
Совершенно очевидно, что, отвергая достижения научно-технического прогресса, человек, желающий остаться христианином, живущий в современном обществе, рано или поздно станет ощущать себя попавшим в некое маргинальное гетто. Тому же, кто свободно бродит по просторам всемирной паутины, нужно серьезно призадуматься над тем, как в один «прекрасный» момент не оказаться ее рабом и не потерять ощущение реальности.