На страницах этого номера «Сретения» мы вновь обращаемся к теме веры. Что стоит за этим привычным словом? Убежденность в бытии божественного? Способность жить, всецело доверяя себя Отцу? Пытливый человеческий ум всегда стремился заглянуть за завесу непознанного, в том числе и в вопросах веры. В последнее время каждому желающему предоставляются для этого широкие возможности: изобилие духовной литературы, православный Интернет, библейско-богословские курсы и многое другое, о чем представители предыдущих поколений могли только мечтать.
И что же? Нет-нет, да и услышишь исполненный сомнения голос церковного обывателя о том, что, мол, знания надмевают, что вот преподобный Серафим и преподобный Сергий в академиях не учились. К чему все это? Имей веру, живи по ее законам и спасешься. В этой аргументации есть своя правда, к ней можно добавить и мысль о том, что знание Бога, которое имели святые, как плод их чистой молитвы, легко подменить знаниями о Боге, которые сами по себе никого не спасают. Все это так. Но правда также и в том, что первейшая заповедь Закона Божия повелевает нам возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением нашим. Тем самым ясно указывается на то, что в процессе богопознания, которое составляет суть духовного пути человека на земле, непосредственным образом участвует его интеллект.Исторических примеров того, к чему может привести вера, лишенная трезвого осмысления, предостаточно. История государства российского знает и периоды нездорового увлечения мистицизмом, и другой противоположности – крайнего обрядоверия. Справедливости ради нельзя также не заметить, что и ересиерархи выходили из среды людей исключительно образованных и неглупых. Существует ли на самом деле конфликт веры и разума? Религии и науки? Ответ на эти вопросы попытаемся поискать вместе с теми, кто любезно согласился стать соавторами статей нынешнего номера журнала.
Оксана Ивановна ЕСЬКОВА
кандидат технических наук, доцент кафедры информационно-вычислительных систем БТЭУ ПК:
– Мне кажется, что подоплека этого вопроса в старом штампе советских времен. Нам внушали, что церковь – это для темных бабушек, а вот мыслящий и разумный человек должен верить в науку и не участвовать в мракобесии. Но ведь этот штамп в корне неверен! Сколько было верующих ученых? Паскаль, Пастер, Ломоносов, Павлов… Даже Чарльз Дарвин ведь не был на самом деле атеистом! Трудно назвать этих людей неразумными…
Мне кажется, разум и религиозное чувство – это два свойства, которые отличают человека от животного. Животное не обладает разумом и не может верить… Свойства эти существуют параллельно в человеке, и могут быть развиты по-разному. Как есть люди, более способные в математике, так есть и люди, талантливые в религии. Как правило, такие люди ищут Бога и, найдя, посвящают Ему свою жизнь. Но это не значит, что религия – удел избранных. Как каждый может научиться считать, так каждый может почувствовать Бога в своей жизни. Нужно только приложить определенные усилия…
Вере, по-моему, мешает не разум, а нежелание отказаться от некоторого комфорта как телесного, так и душевного. Соблюдать пост, выстаивать службы, выполнять всяческие ограничения… Да еще при этом чувствовать себя грешником и недостойным человеком! Ради чего все это? И как объяснить «ради чего» с точки зрения разума? Очень трудно. Ответ один – попробуй, и узнаешь!
Конечно, уровень образования накладывает определенные отпечатки на сам характер веры человека. Мне, например, трудно умиляться «чудесам двадцатого века», трудно читать некоторые книги из церковной лавки, внимать мнениям некоторых священников. Меня раньше это очень смущало. Но ведь есть и другие книги, и другие священники! Есть Истина Православия, а есть некая шелуха на этой Истине. И если какие-то вещи непонятны или странны, то нужно стараться отринуть эту шелуху, и приблизиться к самому главному. И для этого есть два пути – стараться узнать больше (разум) и учиться молитве (вера). И одно должно поддерживать и дополнять другое.
Леонид Валентинович КЛИМОВИЧ
филолог, педагог, телеведущий, руководитель клуба интеллектуальных игр «Белая Рысь», первый президент Белорусской лиги интеллектуальных команд:
– Путь к вере у каждого индивидуален. Без внутреннего наполнения ничто не устоит. Голый ум без духовного содержания ничего не значит. Если внутри человека нет чего-то прочного, хорошего, правильного, то все его заслуги перестанут иметь цену. Многое зависит от того, что вложено в детстве.
Мама водила меня в храм, объясняла что-то важное. Священник попался хороший. Мама говорила: помни, ты не лучше других. Думаю, что человек должен себя постоянно одергивать. Просится хлесткое слово, но нужно помнить, что это слово кого-то может ранить, сделать ему больно. Можно сказать, что ум человека – это инструмент, с помощью которого он приближается к познанию высшего духовного смысла бытия. Вводит же в это познание человека – вера.
Галина Михайловна Чаянова
кандидат исторических наук, доцент, проректор по воспитательной работе УО «БелГУТ»:
– Думаю, у человека подлинно образованного, эрудированного будет особое отношение к вере. Оно будет более осмысленным и потому более ответственным. Вера, воспринятая человеком как дань определенной традиции семейной или национальной – это одно, а вера, родившаяся в человеке в процессе интеллектуального и духовного поиска, – это совсем другое. Такая вера способна преображать жизнь не только человека, ее обретшего, но и тех людей, которые находятся рядом с ним.
Возвращение к традициям духовной культуры Православия сейчас особенно важно, в том числе и для тех, кто составляет будущую интеллектуальную элиту нашего общества – современных студентов. Ни для кого не секрет, что многие социальные проблемы общественной жизни начинаются с личностных проблем индивидуумов, это общество составляющих, с неспособности отдельно взятого человека в конкретной ситуации сделать правильный выбор между добром и злом, полезным и вредным, истинным и ложным. Возраст студенческой юности – это время поиска ответов на главные вопросы. О смысле жизни, о счастье, о том, ради чего не жалко потратить свои лучшие годы, а если понадобится, то и быть способным пожертвовать своей жизнью. Вне духовного контекста осмыслить это практически невозможно, именно поэтому в нашем университете нередкими гостями бывают православные священники.