Журнал Сретение

Номер за сентябрь-октябрь 2012
2012_5_Obl

«…Большое врачевство в том, чтобы знать стыд. Умение краснеть от стыда – немаловажное условие нашего спасения. Если уничтожишь стыд, то уничтожишь и всякую надежду на спасение. Знаю, что чувство стыда часто имеет такую же силу, какую имеет наказание. Не напрасно Бог вложил его в нашу природу. Он вложил его для того, чтобы мы стыдились не людей только, но и совести. Часто, когда нет наказания за грех от людей, то один только стыд приводит нас к раскаянию…».

Святитель Иоанн Златоуст 

Эти слова великого златоустого учителя мы взяли в качестве эпиграфа этого номера неслучайно. Человек – удивительное существо. В своём совершенстве он не знает предела и способен достигать несказанных высот духа и даже богоподобия уже здесь, на земле. Но парадокс ситуации заключается в том, что тот же самый человек и в падении своем, в движении вниз по скользкому пути греха, саморазрушения в принципе ни в чем не ограничен. За исключением, быть может, одного важного, вложенного в нашу природу Самим Творцом механизма самозащиты. Именуется этот механизм совестью.

Именно она сигнализирует нам тревожными сигналами SOS, когда корабль души начинает терпеть бедствие. Проявляются эти сигналы в нашем сознании чувством стыда за совершенные поступки. И это спасительное чувство, как наставляет нас святитель Иоанн, дает человеку шанс на покаяние, а значит, на исправление с Божией помощью критической ситуации бедственного саморазрушения.

Правды ради нужно заметить, что человек научился неплохо договариваться со своей совестью, тем самым сбивая чуткую настроенность ее точного механизма. И, наверное, нет такого зла, какое не способен был бы оправдать перед самим собой лукавый человеческий ум. Страшно подумать, что может стать с человеком, человечеством, если этот механизм совершенно перестанет функционировать.

Разве такое в принципе возможно? – спросит нас недоверчивый читатель. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только время. Да и, откровенно говоря, дожить до эпохи полного обессовестения не хотелось бы. Быть может, проблема вообще надуманная и нам не стоит беспокоиться? К сожалению, наблюдения за некоторыми аспектами развития общественного сознания убеждают нас в обратном.

Разве нам не приходилось замечать, как многое из того, что в былые времена обходилось целомудренным молчанием, теперь пестреет в заголовках прессы и интернет-изданий, как постепенно мы привыкаем к присутствию вокруг нас вещей, которые испокон веков сознание наших предков, сформированное на принципах христианской нравственности, воспринимало как порок и аномалию? При этом вполне ясно формулировался диагноз происходящего: бесстыдство.

Теперь иные времена и моду на нравственность, а, точнее, на ее отсутствие, диктует нам секулярное сознание «просвещенной» Европы: человек, ты свободен делать все, что тебе захочется, лишь бы твоя свобода не мешала свободе другого. В такой системе мировоззренческих координат места ни для стыда, ни для совести почти не остается. И кажется, что именно по такой модели, как по лекалу, постепенно перестраивается сознание наших современников. В этом номере нашего издания мы делаем скромную попытку еще раз осмыслить эту непростую проблему, и, по возможности, избегнув скучного морализаторства, помочь нуждающимся воскресить в душе своей белоснежную красоту непреходящей ценности душевной красоты и чистой совести. Насколько нам это удалось, судить тебе, дорогой читатель.



В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО

Печать

2012_5_Zaglav 

Автор: Ирина ГРИЩЕНКО

С перестроечных лет и по сей день много говорят о формировании на постсоветском пространстве гражданского общества, общества, состоящего из людей повышенной ответственности, неравнодушных к тому, что происходит в непосредственной близи от них, не делящих общие социальные проблемы на мои и те, что моей крайней хаты не касаются. Исторический опыт православных братств во многом поучителен. В нынешних исторических условиях эту форму социального служения христианина восстановить в том виде, как это было, скажем, в веке XVI, невозможно. Но взять на вооружение лучшее из этого опыта можно вполне.
Подробнее...
 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Печать

2012_5_Zaglav1

 автор: Александр ЕЛОПОВ

Позволительно ли христианину шутить и смеяться? Этим вопросом огорошил меня один из слушателей радиопрограммы «Ключ разумения», которую я веду уже более шести лет на Гомельском областном радио. Вопрос звучал риторически, поскольку человек, его задавший, заранее не сомневался в отрицательном ответе. То, что всякая шутка – грех перед Богом, писал он, легко проверить: достаточно лишь помолиться перед очередным припадком юмора. Господь Иисус Христос не смеялся, радовались, но не смеялись и досточтимые угодники Божии. Один из них, свт. Игнатий (Брянчанинов), прямо и резко обличил смехотворчество на страницах своего знаменитого «Отечника». Помните? «Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37). Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать к слышащим (Еф. 4, 29). Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная (Еф. 5, 4). Плач – жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его, – в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях». 
Строгие слова прозвучали из уст уважаемого церковного писателя, признанного наставника христианской аскетики! Но можно ли считать их последним аргументом, способным подытожить и заменить все, сказанное Церковью по этому вопросу? Рискну заявить, что нет, и предлагаю читателям порассуждать вместе со мной…

2012_5_Smex

Подробнее...
 

О НАБОЛЕВШЕМ

Печать

2012_5_Vremja1СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ

автор: Георгий ФЕЧОРУ

На лето мы, как водится, уезжали в деревню, к бабушке. Жили в маленьком домике, построенном из глины и дерева, почти целиком лишенные всего, что называется цивилизацией. Вечера коротали при свете керосиновой лампы, слушая сказки. Каким богатым казался тогда мир, полный тайн и красоты! Я словно жил в каком-то другом времени, был частью другой истории, открытой в вечность. Теперь времени становится все меньше.

2012_5_VremjaВремя летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это? Нам некогда почитать книгу, подумать о своем, встретиться с близкими друзьями, не остается времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей по перепутьям сей жизни.

Ученые даже стали замерять сокращение времени. Хоть и нелегко измерить то, что служит мерой всего сущего. Ибо нет такого состояния или движения, в котором не присутствовало бы время как щемящее чувство прохождения. И они пришли к выводу, неведомо по каким расчетам, что сегодня 24 часа проходят так же быстро, как раньше проходили всего 16. То есть мы уже потеряли третью часть времени своей жизни или половину того времени, в течение которого мы находимся в активном состоянии. Но не только ученые указывают на это – отцы, подвизающиеся в пустынях Святой Горы, отшельники наших дней, говорят то же самое: время сегодня течет намного быстрее, чем раньше, а уж их-то трудно обвинить в психологической субъективности, вызванной социальными изменениями…

Подробнее...
 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Печать

2012_5_Bludnica

О ЦЕЛОМУДРЕННОЙ БЛУДНИЦЕ

2012_5_Usor1

 О блаженных рук! О власов и устен целомудренныя блудницы! 
 Такой восторженный возглас мы слышали в каноне на повечерии.
Как блудница может быть целомудренной? Кто может прославлять её руки и уста?
Что это — красивый парадокс? Чрезмерность поэта?

2012_5_Usor1

автор: Игумен САВВА (Мажуко)

Это церковь, по заповеди Спасителя вспоминает сегодня поступок женщины-грешницы, помазавшей Христа в доме Симона прокажённого.

Некая женщина, известная в городе грешница, приходит в дом, где принимают чудотворца Христа, где обедают приличные люди, и молча, со слезами, начинает омывать голову и ноги Спасителя драгоценным маслом.

Подробнее...
 

Литературная страница

Печать

РАДОСТНО ВСПОМНИТЬ

автор: Л. Пантелеев

Л. Пантелеев (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев 9 (22 августа) 1908 – 9 июля 1987). Русский советский писатель. после революции, в годы гражданской войны, был беспризорником. В 1921 году он попал в школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД), описанную им впоследствии в знаменитом романе. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Автор многочисленных рассказов, повестей и сказок.

2012_5_Blokada2

Из блокадных записных книжек писателя 1942 года:

 Нужно написать рассказ «Стыдно вспомнить». Много, очень много сюжетов на мотив «Стыдно вспомнить», но есть и такие:

Я шёл из Детиздата по Невскому. (Да, конечно, это было не позже сентября, если я еще ходил в Детиздат. Потом я туда уже не ходил). Шел по Невскому и попал в воздушную тревогу. Завыли сирены, появились, как из-под земли, патрульные, стали заталкивать прохожих в подъезды, в подворотни, в магазины. Меня загнали в «Пассаж». И мало того, что в «Пассаж», а – в убежище, помещавшееся в подвале этого универмага. Убежище не было достроено. Не все подпорки были поставлены, еще всюду белели стружки, пахло пиленым деревом, опилками.

Я присел на какое-то бревно. И вдруг увидел у своих ног зарывшуюся в стружи бледно-фиолетовую ленточку хлебной карточки. Хлеб на декаду! Такие сокровища я находил только в детстве. Во сне.

 

Подробнее...
 
Еще статьи...


Страница 2 из 3

Избранное

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Сударь и сударыня, вы приглашены на бал!» Как часто в прошлых... Read more...
Осень жизни
Каждый нормальный человек мечтает прожить максимально долго. Стремиться к этому... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК