Журнал Сретение

Номер за январь-февраль 2010

2010_1_1Сегодня мы поведем речь о красоте. Эта категория насколько привычна для нас, настолько же глубока и загадочна. Что означает она? От чего  порою такие разные вещи и явления мы пытаемся  характеризовать одним и тем же словом – «красота»? Могут ли существовать объективные критерии красоты и ее некий зримый идеал? Что значит всегдашний поиск и стремление человеческой души к прекрасному и совершенному? К размышлениям  над этими непростыми вопросами, дорогой читатель, нас невольно подталкивает  «суровая реальность» наших дней. И не потому только лишь, что некоторые современные представления о прекрасном, мягко говоря, вызывают шок и непонимание. Нет, о красоте спорили всегда. Но никогда этот спор не затрагивал в такой степени, как сейчас,  самих основ и фундаментальных для человеческого мировоззрения понятий доброты, гармонии и совершенства.

Английский писатель Оскар Уайльд однажды выразился так: «Смот-реть на что-то далеко не то же самое, что видеть. Не видишь ничего, пока не научишься видеть красоту». Сказано точно. И, действительно, чувство красоты для человека органично и влечемся мы к ней, в том числе и потому, что красота сопряжена для  нас с нормой, здоровьем, радостью, добром, любовью. В народных легендах, сказках положительный герой всегда красив. Даже если волею судьбы он обезображен (как правило, проклятие ведьмы), то любовь, в конце концов, возвращает ему утраченный прекрасный облик.

С древности считалось, что красота обладает не только эстетическим содержанием, но и этическим. Аристотель советовал молодым людям почаще смотреться в зеркало: если ты красив, то будешь прилежно работать и над внутренним содержанием, чтобы соответствовать внешней оболочке; если же ты некрасив, то с удвоенной силой будешь формировать свой внутренний мир, чтобы компенсировать недостатки внешнего. Платон, услышав, как сквернословит приятной наружности, хорошо одетый молодой человек, сказал ему: «Либо оденься сообразно своим речам, либо выражайся сообразно своей внешности».

Святая Библия напоминает нам о том, что подлинная красота  способна вести человека к Истине, открывать  людям путь к Богу. «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс.110:4).Потому, быть может, и  красоту в ее абсолютном значении также невозможно определить, как невозможно определить Самого Бога. Можно только приближаться к ней, предощущать ее, памятуя, что ее первоисточник –  Всемогущий Творец.

Итак, что же такое красота? И как научиться видеть прекрасное в окружающем мире?



Красота спасающая ...

Печать

M.-Maria-SkobtsovaНедавно случилось мне побывать на православной Рождественской выставке в Минске. Там среди множества литературы (что было очень приятно, потому что, согласитесь, не часто на таких выставках, кроме мёда и других вещей, встретишь столько нужных и полезных книг) я сразу обратила внимание на альбом с необычным названием «Красота спасающая». К этому времени я уже была знакома с тем человеком, жизни и творчеству которого посвящен альбом; до сих пор храню в памяти сердца то впечатление, которое произвело на меня жизнеописание монахини  Марии (Скобцовой), составленной протопресвитером Сергием Гаккелем. Именно ей и посвящалась книга.
Мать Мария (Скобцова) родилась в 1891 году. Прожила трудную, но радостную жизнь, умела по-христиански дарить радость другим. Именно ей принадлежат слова, бередящие ум и сердце любого христианина: «Или христианство – огонь, или его нет». В альбоме – иконы, вышивки, рисунки. Многие из них украшали Лурмельскую церковь в Париже. В этом городе оказалась  Мария, будучи вынужденной эмигрировать со своей семьей из России в 1920 году. Здесь она занялась своим обычным делом – организовывала помощь нуждающимся, никогда не страшась любой физической работы, и в это же время писала статьи, выступала на конференциях, рисовала, вышивала. Ее вышивки часто рождались по вдохновению, по наитию, без предварительного рисунка, на глазах у зрителей.

Подробнее...
 

О Торвальдсене, Понятовских и патриотизме

Печать

PoniatovskijНекоторое время наш гомельский парк украшала скульптура великого датского мастера Бертеля Торвальдсена. Судьба конной статуи Юзефа Понятовского сложилась как захватывающий приключенческий роман, сюжету которого позавидовал бы и друг Б.Торвальдсена  Ганс Христиан Андерсен.
Юзеф Понятовский – польский национальный герой, гордость Польши в противоположность своему дяде, последнему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому, которого поляки долгое время считали позором Польши. Короля обвиняли в разделах Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 года), а его племянник мужественно сражался за независимость родины. Впрочем, ради справедливости стоит отметить вину самих поляков в их национальной трагедии. Разобщенность общества, конфессиональные конфликты, гонористость польской аристократии и шляхты привели не только к исчезновению Польши с карты мира, но и к появлению пословицы, которую сложили о себе сами поляки: когда сходятся три поляка, рождаются четыре политические партии.

Подробнее...
 

Неизреченная красота

Печать

Сияющий идеал 

«Красота спасет мир…». Это высказывание, приписываемое Kniaz-MyshkinФ. М. Достоевскому, цитирует ся сегодня повсеместно. И на подиумах, где худосочные красавицы пытаются показать свой эталон красоты. И в косметических салонах, где хирургическая пластика, уменьшая нос или увеличивая грудь, заявляет, что красота только в их руках. И в магазинах, где «благодаря» рекламе понятие красоты сделалось рыночным брендом…
Вообще-то у Достоевского высказывания в привычном виде: «Красота спасет мир», – нет. А есть другое: «Мир спасет красота». Очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? В чем же, по мнению писателя, заключается  красота, способная спасти мир?

 

Подробнее...
 

О любви придуманной и настоящей

Печать

 

O-lubvi-pridumannoj-i-nastojachejРомео и ДжульеттаKseniya_peterburgskaya

В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось видеть его на странице журнала. Там же был рассказ о том, что многочисленные туристы просят помощи в любовных делах у этой бронзовой девушки, и даже письма в Верону приходят этому памятнику. Не будем иронизировать. Тяга общаться с той, которая благодаря вымыслу Шекспира стала воплощением любви, понятна: хочется не страниц, хочется живого общения с живой, помощи хочется, что в данном случае не осуществляется: бронзовая кукла есть бронзовая кукла.

«Ромео и Джульетта» – одно из самых пленительных повествований о любви. Мы понимаем, что не о грехе самоубийства написал Шекспир, а об абсолютной преданности друг другу, о таком чувстве, когда весь мир – пустыня без единственно желанного. В этой пустыне отказались жить юные супруги поодиночке.


Андрей Федорович и Ксения Григорьевна

А теперь другая история. На сей раз не литературный вымысел, а подлинная история, произошедшая в городе Санкт-Петербурге сравнительно недавно, в восемнадцатом веке. В доме на Петербургской стороне душа в душу жили молодые супруги: Анд-рей Федорович Петров, певчий придворного хора императрицы, и его жена Ксения Григорьевна. С 1755 года в Петербурге свирепствовали эпидемические сыпные болезни. В это время, на четвертом году счастливого брака, Андрей Федорович заболел «жаром», «горел». После внезапной его кончины за одну ночь, проведенную над покойным, жена его, Ксения, поседела. Она показалась окружающим безумной: на похоронах двадцатишестилетняя вдова шла за гробом в странном наряде: на ней был камзол, кафтан, штаны и картуз ее мужа. «Андрей Федорович не умер, Ксения умерла», – говорила она окружающим.

Подробнее...
 

Право на красоту

Печать

KievРассказывают, что однажды пожилой уже Анне Ахматовой подарили ботинки. Созерцая подарок, поэтесса изрекла: «Хорошая вещь. Полезная. Но мне бы чего-нибудь лишнего».
Разговор о красоте – это разговор о лишнем, потому  красота  – это то, без чего, теоретически, можно обойтись. Есть вещи принципиально необходимые человеку – пища, кров, одежда – без этого не выживешь, и в трудные годы, например, во время войны, люди заботились главным образом о том, чтобы дети не мерзли и не голодали, – не до красоты было. Но даже в эти лихие времена находились люди, такие же голодные и больные, которые тратили свои силы и саму жизнь, чтобы спасти прекрасные, но бесполезные вещи. Сотрудники ленинградских музеев, музыканты, литераторы, переводчики…

Подробнее...
 


Страница 2 из 2

Избранное

«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК