Журнал Сретение

Условная единица для шедевра

Печать

Oleg-Belousov

Олег Белоусов (1945-2009) в 1966 году окончил отделение журналистики филологического факультета БГУ. Работал в газете «Лiтаратура i мастацтва», в Госкино Беларуси, на киностудии «Беларусьфильм». Он автор сценариев, режиссер, участвовал всоздании более 70 документальных и анимационных фильмов, которые занимали призовые места на всесоюзных и международных кинофестивалях.
Член Белорусского союза художников и Белорусского союза кинематографистов. Предложенные Вашему вниманию размышления Олега Белоусова вошли в
его книгу «Мой город», книгу, подкупающую своей искренностью, болью за национальную культуру, судьбу своего народа.

***

Говоря о культуре, хочу дать зарок, хотя и понимаю цену зароков. Не буду никого ругать: ни тех, кто культуры не ценит, ни тех, кто культуру творит, ни тех, кто должен ее оберегать. Культуру нельзя прививать, привносить, насаждать насильно. Ее можно и нужно пестовать в себе долго и последовательно, поколениями.

Дочка моя пошла на каникулах на выставку диких животных, которая открылась во Дворце искусств. Там в это время проходила выставка работ замечательного графика Сергея Волкова. Дети с учителями и родителями со всех концов города толпились у входа, чтобы посмотреть на гадюк, крокодилов, крыс. В определенном возрасте это интересно. Но не толпились они в зале, в котором была развернута выставка Сергея. Я обратил внимание, что никто из детей не смотрел на стены, где висели прекрасные иллюстрации к детским книгам, ни одна учительница не ахнула: «Дети, посмотрите, какое чудо! Как красиво! Как интересно…». Ни одна мама не схватила свое чадо за руку и не показала экспозицию, узнавая картинки из книжек, которыми зачитывалась и любовалась в детстве. Дети выходили из зала, где им показывали удавов, и направлялись кто домой, кто в «Макдональдс». Был блестяще проведен урок бескультурья. Бедные, затурканные взрослые. Я понимаю, вы заплатили за то, что ваши чада поглядели пресмыкающихся, выполнили свой родительский долг, не допуская мысли о том, что вместе со змеями бесплатно может экспонироваться нечто другое, имеющее цену…

В Монреале я пошел с сыном моего переводчика в Национальный художественный музей Канады на урок рисования. В лучшем зале музея проводились уроки для детей. Студенты раздавали детишкам краски, кисти, клей, рассказывали, как делать монотипии. Я подумал: «Просто посижу». Через пять минут с восторгом красил и клеил. Какая-то леди с гавайским загаром и с бриллиантовым колье на сотню тысяч долларов, перепачканная краской, что-то пыталась у меня выяснить. Я азартно ей что-то объяснял. Мы великолепно понимали друг друга.

Но самое потрясающее, самое неожиданное произошло после урока. Мой пацан вошел в залы, где висели картины Рубенса, Модильяни, Ренуара, Дали, и, не смущаясь, заявил: «А что, у меня не хуже». Вот чего добивались устроители этих уроков. Они приобщили мальчишку к искусству, дали понять ему, что он не в стороне, не вне общего потока культуры.

Давным-давно Сергей Петерсон, работавший в то время экскурсоводом в художественном музее, поехал с выставкой произведений белорусских художников в Финляндию. По возвращении с восторгом рассказывал о том, что на этой выставке в городе Суоми проводились уроки. Приходили дети с учителем, усаживались на пол и долго обсуждали, спорили, размышляли о наших картинах.

В немецком городе Майнце в соборе, где находится последняя работа Марка Шагала – «Витражи», мне рассказали такую историю. Работа над «Витражами» длилась не один год, и во всех конфессиях Майнца, Франкфурта, Висбадена, в католических, православных, протестантских храмах, в синагогах и мечетях люди молились, чтобы Господь даровал старому витебскому еврею возможность закончить свой последний шедевр.

Дед Сережи Волкова после революции приехал в провинциальный белорусский Велиж,Van-Gogh-Podsolnuhi спасаясь от большевиков, потом преподавал в Витебском художественном техникуме, организованном Шагалом. Отец Сережи, замечательный белорусский график, передал сыну традиции Российской императорской академии художеств, унаследованные от своего отца. Сергей устроил выставку к своему шестидесятилетию в зале Дворца искусств. По иронии судьбы, рядом, в зале декоративно-прикладного искусства, расположились гремучие змеи и крокодилы. Говорят, наш век прагматичен. Какое искусство, какая культура!

Деньги нужны, без них жить неуютно. Но позвольте мне рассказать вам еще одну историю.
Однажды в Москве один очень «крутой» минский парень позвал меня поужинать. Ставилось одно условие:
– Только ты мне про культуру ничего не говори… Знаю я вас, художников, вечно крошками с нашего стола кормитесь. Разговаривай со мной как с бизнесменом.
– Годится! Бизнесмен, достань свой «куркулятор» и прикинь. Ты купил некий товар за пять су. Прошло какое-то время, и ты продал его за тридцать миллионов долларов.
– Сколько времени прошло?
– Сто лет. Посчитай процент годовых.
Усердно на калькуляторе прикинул: «Двести тысяч годовых».
– В каком бизнесе ты будешь иметь столько?
– Ни в каком, нигде и никогда… А что я купил?
– У пьяного Ван-Гога за бутылку красного картину «Подсолнухи».
– Так то у Ван-Гога…
– Нет, милый, когда он пришел к тебе с отрезанным ухом, он был не Ван-Гогом, а городским придурком. Все умные люди, великие бизнесмены – Морганы, Гугенхаймеры, Третьяковы инвестировали деньги в искусство, культуру.

Эту байку я рассказываю всем бизнесменам или тем, кто считает себя таковыми, чтобы не задавались, а также всем художникам, чтобы не падали духом. Рассказал ее и вам, мои сограждане-прагматики. Не смотрите на художников, артистов, певцов, архитекторов свысока. Их ценили во все времена больше, чем крокодилов и гремучих змей.

 

Избранное

О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК