Журнал Сретение

История Ченско-Макарьевского Монастыря: Год 1897

Печать

ChenkiТам, где сегодня находится одно из красивейших мест Гомельского района – деревня Ченки, на высоком левом берегу реки Сож в XVIII веке был основан  монастырь. С того времени много воды утекло в реке: не разносится, к сожалению, добрая слава о нем вот уже почти столетие, ничего не осталось от монастырского хозяйства, которое здесь когда-то имелось, не льется по округе песнь его звонких колоколов.  Да, старые люди еще помнят развалины и фундаменты некоторых строений, рассказы своих родителей о его насельниках, богатой библиотеке…  Но… Все это уже в прошлом, ничего не осталось, да и сами сведения о манастыре и его насельниках отрывочны. В современных энциклопедических изданиях можно лишь найти время основания монастыря и дату постройки церквей, отдельно и оснавательно изучением православной обители на юго-востоке Беларуси никто не занимался.  Только лишь в материале «Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским, в текущем 1897 году», который был опубликован в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1897, 1898 годы, находим единственные полные сведения о монастыре. Сегодня мы продолжаем публикацию «Путевых заметок» и предлогаем нашим читателям ознакомиться с описанием древней обители, дабы память о ней не изгладилась в сердцах будущих поколений.

Чёнско-Макарьевский единоверческий 3-го класса монастырь, Гомельского уезда, расположен на возвышенном месте близ реки Сож и со всех сторон окружен лесом, местоположение красивое и здоровое; возобновлен монастырь, с Высочайшего соизволения Государя Императора Александра Николаевича, в 1876 году, на свои местные средства. Устроен монастырь с миссионерской целью, привлекать к единоверью раскольников, живущих в означенном уезде до 15000 чел. обоего пола. Но эта высокая и весьма важная цель, к сожалению, прежде не достигалась и теперь тоже остается невыполнимой по причине малочисленности и неспособности братии этого монастыря.
В монастыре две церкви: холодная и теплая, обе деревянные на каменном фундаменте, содержатся в исправном виде; колокольня высокая (в 51 арш.) и благовидная, низ ее каменный, а верх деревянный.
Холодная церковь, устроенная в 1889 году старанием настоятеля обители о. архимандрита Палладия на монастырские средства, с помощью от казны в 2000 р., и частных благотворителей, внутри просторная, благообразная, украшена многими св. иконами древнего письма; особенно ценна местная икона во имя Тихвинской Божьей Матери; паникадило большое металлическое, – посеребренное; в алтаре очень прилично. Теплая церковь однопрестольная, по объему меньше и ниже холодной. Утварь и ризница церковные, довольно ценные, в достаточном количестве. Божественная литургия не совершается каждодневно по причине старости и слабости сил старшей братии; пение церковное слабое. Зато сторонних богомольцев там не бывает не только в будние, но и в праздничные дни. Богомольцы, следуя по р. Сож, по преимуществу весной, в огромном количестве в г. Киев, минуют Чёнский монастырь, называя его старообрядческим. Кроме церквей, внутри монастыря имеются следующие постройки:
а) настоятельский корпус с мезонином, б) шесть братских корпусов, в) конюшенный двор с кладовыми – все эти строения деревянные на каменных столбах, г) каменный подвал с деревянным верхом. Еще есть постройки мелкие, как то: дровяной сарай, кузница и сарай для склада лесного материала.
Монастырь окружен деревянной оградой на каменном фундаменте с каменными столбами; за оградой построены 4 деревянных дома, пока никем и ничем не заняты. Еще близ монастыря, на Добрушской трактовой дороге, построен деревянный дом длиной 18 арш. с 2 сараями и навесами для отдачи в наем дачникам.
Вне монастыря еще построены: братская баня, скотный двор с сараями и навесами, 3 избы для служителей, гумно с овином, караульные 2 избы – все строения деревянные.

При посещении Его Преосвященством монастыря налицо оказалось штатной братии только 4 человека, именно: 1) настоятель монастыря архимандрит Палладий 77 л. от роду, не раз уже отказывавшийся от управления монастырем за старостью, дряхлостью и слабостью сил; 2) иеромонах Николай 66 лет от роду, поучившийся в Гомельском духовном училище, больной ногами и немощный, едва движущийся; 3) монах Филарет, 32 года, не получивший образования и 4) послушник Макарий Чувинов из крестьян; между ними нет ни одного истинного единоверца, все они православного исповедания по происхождению. Устав и напев единоверческих монастырей, как чуждый для них, не выполняется должным порядком. Прочие насельники монастыря, числом 12, вольнонаемные от обители.
Со стороны Епархиального начальства, в разные времена в течение многих лет, были употребляемы заботы и труды о приискании по разным местам способных и благонадежных лиц из единоверцев для улучшения ненормального положения сего монастыря, но все они оказались безуспешными и нет никакой надежды на будущее лучшее. Остается ходатайствовать пред Св. Синодом о преобразовании монастыря, каковое уже и начато.
Угодья монастырские. При Чёнском монастыре земли удобной усадебной, сенокосной, пахотной и под лесом 319 десятин 1000 кв. сажень. Сверх того в приписном к Чонскому упраздненном Макарьеве монастыре земли усадебной, огородной, пахотной и сенокосной 40 десятин 527 кв. саж. Участок этот сдается в аренду и приносит дохода в год 275 руб. При монастыре имеется прекрасный строевой лес, хорошие заливные луга, озеро и река Сож, пригодные для рыбной ловли, кирпичный завод. Там ведется хорошее хозяйство: огородничество, садоводство, скотоводство, полеводство и пчеловодство.
Денежные средства монастыря. 1) Штатной суммы, получаемой ежегодно из Государственного казначейства на содержание братии и др. потребности монастырские, 2011 р. 42 к. 2) Два Государственных непрерывно-доходных 4% билета на сумму 7992 р., пожертвованные графиней Орловой, приносящее ежегодного дохода 319 р., 68 к. 3) Один 6% билет Государственной Комиссии погашения долгов, пожертвованный крестьянином Григорием Ермолиным, на сумму 500 р., приносящий доходу в год 30 р. 4) Два 5% билета той же Комиссии, один из них на сумму 1000 р. пожертвован тем же крестьянином Ермолиным, другой на 1000 р. поступил в пользу монастыря за отчуждение монастырской земли под Полесскую железную дорогу. Оба билета приносит годового дохода 100 р. 5) Одна 4% Государственная рента на сумму 100 р., приносящая доходу в год 4 р. 6) В этом году должно поступить за 500 сосновых деревьев, проданных с разрешения Св. Синода, 4552 рубля. Все суммы проверены и оказались в наличности, хранятся в удобном месте.
Библиотека монастырская, находящаяся в каменном здании под колокольней, довольно содержательная. В ней заключаются книги разного содержания, как то: исторические, святоотеческие творения, по Свящ. Писанию истолковательные, религиозно-нравственного содержания, духовно назидательные для чтения. В особенности замечательны ценные старопечатные книги, которыми ежегодно пользуется епархиальный миссионер священник о. Е. при ведении бесед с мнимыми старообрядцами. Всех книг новых и старопечатных больше 1000 экз. Все они значатся в описи монастырского имущества и хранятся тщательно. Есть в библиотеке рукописи и нотные книги крюковые, синодики давние. Некоторые книги древние и церк. вещи, негодные к употреблению, переданы в Могилевское церковное древлехранилище при духовной семинарии. Как опись церковного имущества, так и другие документы – приходо-расходные книги и метрическая книга для записи умершей братии монастырской содержатся в порядке. Звон в монастыре хороший (1 колокол весу 165 пуд., а другой в 120 пудов)».

Вадим ЛОСЬ,
историк, член президиума
Гомельского областного совета
общества охраны памятников истории и культуры

 

Избранное

Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Отчего люди не летают?
 автор: Игумен Савва (Мажуко) Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами.... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК