Говорить о переломности ХХ века можно только с оговоркой, поскольку каждая эпоха имела свои «вывихи», переломы, кризисы, но в то же время и свои достижения. ХХ век, вместивший в себя две мировые войны, ГУЛАГ и Освенцим, ядерную эру и информационный бум, передал нам в наследство в век XXI проблему сохранения личности человека. Эпохи – только декорации. Личность человека всегда в зародыше уникальна и неповторима. Человек всегда будет тяготеть к творчеству, которое без одухотворенной свободы немыслимо. Культура, в этом смысле, – ступени духовного восхождения человека. Искусство, наука, религия – три кита любой культуры. Многолетнее противопоставление друг другу этих составляющих приводило только к тяжким разрывам и потери целостности культуры. Искусство всегда привлекало близостью к миру нерациональному, нерассудочному, привлекало главной темой – красотой. Художники, поэты, композиторы обладают удивительной способностью передавать душевное состояние не только свое, часто по тенденциям в развитии искусства можно поставить диагноз целой эпохе. Грозные очертания ХХ века просматривались в утонченной эстетике русского серебряного века и в новой эстетике русского авангарда. Болезненность Европы проступала в поэзии Бодлера, Рембо, живописи Дега, Пикассо, Дали. Стоит ли удивляться вакханалии террора в годы большевистской диктатуры, если усердно буревестники от литературы зазывали «бурю», как «чуму на оба ваших дома», если лучший поэт России во главе революционеров поставил вдруг Иисуса Христа?