Журнал Сретение

Неизвестное о старых храмах Гомельщины

Печать

Starye-hrami-GomelyaБелорусская земля богата древними памятниками, и многие из них еще совсем не изучены. А сколько памятников материальной и духовной культуры нам еще неизвестно!? Временами в наших глухих, далеких от города деревнях, где остаешься наедине с природой, с самим собой, с Богом, можно найти уникальные по историческому значению памятники. И зачастую именно эти находки «открывают врата» в удивительный мир прекрасного, таинственного и неизведанного доселе. Особо ценны эти находки, когда они проливают свет на жизнь наших предков, их веру, святыни.
Уникальную для Гомельщины и, бесспорно, интересную для историков, архивистов и краеведов находку выявили члены гомельского научного объединения «Общество любителей истории и археологии» в 2009 году. Это письменный памятник 1897 года – «Могилевские епархиальные ведомости».
Во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия это издание являлось обыденным и обязательным для подписки во всех церковных приходах. В наше время оно – большая редкость, найти его можно преимущественно в архивах и библиотеке Жировичского монастыря. Большинство таких книг (журналов) уничтожалось вместе с церквями в 30–50-х годах ХХ столетия. В найденной реликвии напечатан объемный материал «Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским, в текущем 1897 году». Именно этот материал внимательно и пристально изучался. Результаты превзошли все ожидания: данные путевых заметок нигде ранее не использовались, за исключением публикаций ныне покойного Сергея Атрощенко по церквям Чечерского района.

Так вот, в 1897 году значительная часть современной Гомельской области входила в состав Могилевской губернии, а церковные приходы того времени – в состав Могилевской епархии. В том же году по составленному консисторией маршруту церковные приходы деревень, местечек и городов Быховского, Рогачевского и Гомельского уездов посетил епископ Могилевский и Мстиславский  Мисаил. Его поездка длилась  ровно  30  дней – с 10 мая  по 8 июня. Всего было осмотрено 142 церкви на протяжении 1233 верст. После окончания осмотра церквей и самого путешествия, заметки были опубликованы в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1897 и 1898 годы.

Эта необычная находка – ценнейший источник информации о жизни населения и приходов того времени. Его уникальность еще и в том, что он содержит в себе данные, взятые из старых церковных летописей и документов, которые безвозвратно для нас утеряны, уничтожены временем и лихолетьями.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям записи из путевых заметок, которые посвящены Гомелю.

Sobornaja-Cerkov-Gomel

25 - 26 - 27 мая 1897: «Город Гомель расположен на высоком правом берегу реки Сож, красивый, многолюдный и оживленный, благодаря железнодорожному и пароходному сообщениям. По последней переписи, в г. Гомеле насчитывается 41.000 жителей всех, в том числе православных 16.000 чел. Архиерея здесь не было 8 лет. Встреча Преосвященного была торжественная в соборной церкви, при собрании всего городского духовенства и нескольких тысяч народа; в числе их были сотни учащихся мальчиков и девочек, постилавших цветы по дороге в св. храм. При этом встречал и господин Губернатор г. Могилева. Квартира для Его Преосвященства была отведена в замке Светлейшего Князя Варшавского, Графа Ф. И. Паскевича, со всеми удобствами; покой был доставлен полнейший. Хозяин и хозяйка квартиры – добрейшие и любезнейшие, непрестанно заботились о своем жданном госте. В Гомеле пробыл Преосвященный почти трое суток, посетив все церкви, духовное училище, гимназии – мужскую и женскую, техническое железнодорожное училище, ц.-прих. школы, приют для бедных женщин, устроенный на средства Ее Светлости Княгини Ирины, супруги Князя Ф. И. Паскевича, и совершив Бож. литургию в соборе и на другой день всенощное бдение в приходской Свято-Троицкой церкви. В городе 9 церквей: соборная и 2 приписные к ней кладбищенские, Свято-Троицкая с приписною к ней кладбищенской, 2 домовых церкви – в дух. училище и дворце Его Светлости Князя Паскевича, тюремная и единоверческая.

Соборная церковь, заложенная по храмозданной грамоте архиепископа Варлаама в 1808 году, окончена постройкой в 1824 году. Постройка оной производилась иждивением покойного владельца Гомеля, Государственного Канцлера Графа Николая Петр. Румянцева. Церковь 2-х-престольная, теплая, каменная, с такой же колокольней, крепка и благолепна, только маловместительна, требующая расширения Preobraghenskaja-Cerkov-Gomelбезотлагательного и обновления иконостаса. Утварь и ризница хорошие и достаточные. Прихожан значится 3.340 душ обоего пола, в том числе жители 3-х деревень. Причт из 5-ти членов: протоиерея, священника, дьякона и 2-х псаломщиков. Земли при церкви 73 десятины; из них 3 дес. отошли под линию Либаво-Роменской жел. дороги. Протоиерей, почтенный и уважаемый старец Петрашень, и 1 псаломщик живут в собственних домах, прочие члены – в наемных квартирах. Содержание причта вполне достаточное.
Приписные к соборной церкви: 1) кладбищенская Преображенская, деревянная, ветхая; Богослужение совершается в ней соборным духовенством только в храмовый праздник, а в прочие праздники – служит полковой священник, 2) построенная в 1885 году на новооткрытом за рекой Сожем городском кладбище надворным советником Ф. Ив. Малеванским на свои средства, деревянная, снабженная утварью. Биб-лиотека соборной церкви небогатая. Летопись церковная не писана в соборной церкви: хотя метрики пишется вперед подлинника; прочие документы в целости и сохранности. Поют в соборе на два клироса любители с детьми школьными – умело и стройно. Причт благонадежный. Сверх штата к собору приписан епархиальный миссионер, академик, священник о. Елеонский. Денег в соборе больше 5.000 руб.
Приходская Свято-Троицкая церковь, построенная иждивением бывшего помещика, Государственнаго Канцлера, Графа Николая Петровича Румянцева в 1829 году, каменная, двухэтажная (нижниCerkov-Sviatoj-Troici-Gomelй этаж темный и сырой, а верхний светлый), 2-хъ престольная, с пристроенной к ней такой же колокольней, прочна, благовидна и представительна. Утварь и ризница церковные достаточны. Прихожан городских и деревенских пишется 4.615 душ обоего пола. Причт из 4-х членов — 2-х священников и 2-х псаломщиков. Земли при церкви 36 десятин. На содержание причта отпускается от казны 1360 руб. в год. Содержание причта с доходами от прихожан вполне удовлетворительное. Члены причта живут в наемных квартирах. Суммы церковной до 900 руб. Церковная библиотека не большая. Есть ли при церкви приходское попечительство, в ведомости о церкви не обозначено, а в таком богатом сравнительно приходе следовало бы завести благотворительное заведение. Поют в церкви на два клироса удовлетворительно. Летописи и исповедных ведомостей не было представлено. Огарки свечные продаются частным лицам, а не препровождаются в епархиальный завод. Приписная к сей церкви кладбищенская, каменная, с деревянным куполом, однопрестольная. При соборной церкви открыто в 1883 году ц.-прих. попечительство, но деятельности его не видно.

При кладбищенской новоустроенной церкви, приписанной к собору, есть каменный дом, построенный иждивением благотворителей; в нем под ближайшим наблюдением церк. старосты находят для себя временный приют и отдохновение бедные странники и богомольцы, идущие в Киев и из Киева. В приходе соборной церкви 2 ц.-прих. школы; одна трехклассная для мальчиков, а другая для девочек – одноклассная. В той и другой обучается больше 300 чел. Кроме того, в деревнях, приписанных к приходу собора, находится школа грамоты. В приходе Свято-Троицкой церкви 5 школ грамотности; в них обучается больше 100 чел.
Здание Гомельского духовного училища снаружи очень представительное, но внутри содержится грязновато, в особенности же в спальнях ученических. Училищная церковь новая, небольшая, но изящно разделанная и на вид очень красивая. Здание женской гимназии тесновато, что сознают и лица, управляющие ей. Здание мужской гимназии много просторнее и лучше. Там на экзамене вместе присутствовали короткое время Преосвященный и Могилевский Губернатор.
Общее впечатление: на весь город Гомель в 16000 чел. православных, кроме деревенских прихожан, тоже православных, 2 приходских церкви с 4-мя священниками слишком мало. Уяснится же это мнение тогда, когда мы возьмем во внимание многочисленное количество школ и учащихся в них.
Единоверческая церковь по объему не большая, пение неудовлетворительное; священник молодой. Оказались там 2 антиминса холщевые, малого размера, времен патриарших. В Гомеле, согласно определению Св. Синода, при Богослужении в соборной церкви произведен в сан протоиерея Благочинный о. И. Козловский, а другой благочинный, о. М. Кучинский, награжден фиолетовой скуфьей. Сюда представляемы были документы причтом Волотовской церкви; оказалось: летописи церковной не пишется. ц.-прих. школа, при жел. дороге, очень многолюдная, занимает тесное помещение, другая ц.-приходская школа для девочек в городе более поместительная.»

Вадим Лось,
историк, член президиума Гомельского
областного совета общества охраны
памятников истории и культуры

 

Избранное

«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Секрет твёрдого воспитания
– КТО ТАКОЙ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ? – ЭТО ВОЕННАЯ ТАЙНА.  Для того, чтобы сформировать... Read more...
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Сударь и сударыня, вы приглашены на бал!» Как часто в прошлых... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК