Журнал Сретение

Учитель – это профессия или образ жизни?

Печать

2010_4_2«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни. И каждый из нас обязательно вспомнит, что одним из самых главных людей в ту пору нашей жизни был учитель. Кто-то вспомнит строгий окрик: «Дневник мне на стол!», жирную двойку и панический страх перед контрольной. А кто-то при слове «учитель» почтительно встанет. Как, наверное, счастливы те люди, которые встретили в своей жизни «настоящего учителя».

Казалось бы, мы всё знаем об этой профессии. Да, тяжёлый и неблагодарный труд, да, в школе «живут», да, платят мало, да, кто-то по призванию, а кто-то по ошибке. Всё  понятно! Всё, да не всё. Мы говорим, учитель – это профессия, а подразумеваем, учитель – это образ жизни. Жизни, отданной другим.

2010_3_1

Мой учитель

Мне удивительно повезло: в моей жизни встретился учитель, который изменил мое отношение к математике, к самому учебному процессу, к школе и, конечно же, повлиял на выбор моей профессии – я учитель математики.

Началось все с того, что я без какого-либо особого желания оказалась в 10-ом физико-математическом классе. Долго привыкать мне не пришлось: адаптировалась я за первую неделю сентября. Надо сказать, что начиная с 5 класса каждый год у меня менялись учителя математики и предмет этот у меня никаких эмоций не вызывал: ни положительных, ни отрицательных – я к нему была равнодушна. А здесь я прямо влюбилась в предмет с первых уроков, слушала так, будто впервые столкнулась с математикой. А все дело было в учителе: и как человеке, и как преподавателе. Очень подходит сравнение: она преподает математику как литературу. Столько лет прошло, а я до сих пор помню, что самым радостным и ожидаемым днем недели для меня был понедельник: потому что из 6 уроков в расписании стояло 4 математики. И каждый раз, идя на урок, мы знали, что сегодня мы увидим и узнаем что-то новое: не только в отношении некой новой темы по предмету, а еще и что-то не виданное нами ранее в методике преподавания.

Столько разнообразных форм работы с учениками я еще не встречала ни во время своей учебы в школе у других учителей, ни уже сама, работая в школе. Здесь и устный счет настолько разнообразно оформленный, что мне, например, не удается так виртуозно его применять в работе, и пятиминутные самостоятельные, неожиданно предложенные нам в

начале или в конце урока, и работа в группах, где у каждого ее члена была своя задача (например, после решения задания один оформляет условие и знакомит с ним класс, другой – предлагает оформление решения на доске, в то время как третий поясняет это решение классу, а четвертый освящает другие методы решения).

И так приятно, что при такой работе находилось «место» ученикам с любым уровнем подготовки, главное было внутри группы правильно распределить обязанности и тогда казалось, что каждый ученик просто блестяще владеет этой удивительной наукой, что повергало присутствующих на открытых уроках в некоторый шок. Находилось место и индивидуально подобранным заданиям на каникулы или выходные. Помню, огромным сюрпризом для нас была одна контрольная работа, когда вместо ожидаемых 4 или 6 вариантов заданий мы получили «именные» 28 вариантов, составленные для каждого ученика отдельно с учетом его уровня подготовки, а надо сказать, что в нашем классе были ученики, которые обладали просто потрясающими способностями. По значимым темам у нас проводились уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-зачеты. И еще так много различных общеизвестных и авторских методик мне пришлось увидеть на ее уроках, что восхищению и уважению нет предела.

Стоит сказать, что слабых учеников в нашем классе практически не было и в этом смысле я даже завидую своему учителю: какой простор для творчества. Но с другой стороны: когда практически каждый ученик имеет высокий уровень знаний: в каком же режиме и с каким самоотвержением нужно работать и на уроках и при подготовке к ним, чтобы развить способности каждого, даже особо одаренного ученика?

И каким надо быть чудесным и душевным человеком, чтобы не только предмет любили ученики, а еще и были привязаны к личности учителя на столько, что по прошествии многих лет после окончания школы не просто любят и уважают ее, а еще помнят и стремятся при каждом поводе повидаться, излить душу, поделиться достижениями и неудачами.

Глубокую благодарность хочется выразить нашему любимому и незабываемому педагогу, пожелать  успехов и новых  творческих достижений.

Олеся Евсеева

Учительница первая моя

2010_4_3Среди множества учителей, бывших в моей школьной жизни, особый след оставила моя первая учительница. Не потому, что первая, а потому, что особенная. Звали ее Вера Петровна, и мой класс был ее последним выпуском. Она давно уже была на пенсии, но все еще работала, хотя здоровье ее уже было неважным. Начинала учительствовать Вера Петровна юной девушкой в 20-е годы прошлого века. Учила грамоте взрослых, среди ее учеников тогда были седовласые дедушки, нас первоклашек это и удивляло, и забавляло. А Вера Петровна рассказывала, как она робела перед ними, а те ее по-доброму ободряли.

Воспитывала Вера Петровна не только нас, детей, но и наших родителей. Мама моя до сих пор помнит ее уроки. «Мне не надо знать, кто в вашей семье чистит обувь, – говорила она на родительском собрании. – Но если ребенок приходит в грязной обуви в школу, значит в семье непорядок». Призыв к родителям начинать с себя – это главный лейтмотив всех ее наставлений. Помню, меня очень удивило, когда родители отпустили меня на улицу «подышать свежим воздухом» несмотря на то, что уже было достаточно поздно, – я никак не могла решить задачу. Папа готов был решить все задачи на четверть вперед, его нервы не выдерживали моего тугодумства, мама настаивала, чтобы я сама до всего дошла. Я дошла, но с ощущением увеличенной головы в разы. Еще нужно добавить слезы и зайчики, мелькавшие перед глазами. Я считала себя наказанной, а тут предложение пойти подышать перед сном! В школе я рассказала Вере Петровне, что мама меня отпустила погулять, несмотря на плохорешаемую мною задачу. «Передай маме, что она у-умница!» – Это была высшая похвала.

Тольяттинская школа №1 была старой. Когда началась Великая Отечественная война, многие ее выпускники пошли на фронт, многие не вернулись, их имена были высечены на гранитных плитах в фойе школы. Это воспитывало само по себе. А на вечере встреч выпускников мы первоклашки встречали ветеранов, бывших учеников нашей Веры Петровны. Удивлялись, что эти дяденьки и тетеньки – ученики нашей учительницы! И сколько было слез на этих встречах, сколько доброты и чуткости, а иных Вера Петровна полушутя и журила. Определенно, у моей первой учительницы было ощущение служения, для нее учительство было не просто работой.

Ирина Грищенко

С благодарной памятью

2010_4_5На жизненном пути каждого из нас порой встречаются люди, общение с которыми оставляет в душе особенно глубокий след. Наиболее сильно это бывает в юношеские годы, когда формируются главные жизненные установки и ценностные критерии. Но понимаешь это лишь с годами, оглядываясь назад. Отвечая на редакционный вопрос о своем учителе, понимаю, что мог бы вспоминать о многих достойнейших людях, но почему-то хочется сказать об одном – нашей школьной учительнице физики Нине Яковлевне Амировой.

Начав работу в нашем специализированном физико-математическом классе, она смогла в корне изменить подход учащихся к получению знаний. А самое важное, за что я ей до сих пор особенно благодарен, она приучила нас задавать вопросы. Причем задавать их правильно. К слову сказать, оценку «отлично» можно было получить только за один глубокий вопрос, заданный на уроке. Так она исподволь воспитывала в нас привычку к анализу, приучала быть на уроке не статистами, а потребителями знаний.

Вспоминается то, что Нина Яковлевна тратила на нас много своего личного времени, собирая на дополнительные занятия после уроков. Но отдавая себя, была принципиальной, требуя соответственного отношения к предмету и с нашей стороны.

Уже тогда качество школьных учебников пошло на убыль (сейчас этот процесс принял катастрофический характер). И помниться  свою работу в нашем классе она начала с того, что отправила всех желающих иметь оценку выше, чем «удовлетворительно» в букинистические магазины, к родственникам и знакомым, чтобы раздобыть учебник Ландсберга по которому учились еще в 60-х. Вместо тонкого школьного учебника это был толстенный трехтомник, где каждая тема была расписана и объяснена наиподробнейшим образом. И что интересно, учебник мы нашли и физику мы знали, что в конечном итоге отразилось на результатах поступления в ВУЗы.

Нина Яковлевна смогла привить какое-то неравнодушие к происходящему вокруг, и я думаю, заложила  в нас способность критического мышления. Мне кажется это то, чего так не хватает сейчас многим. Ведь способность человека задавать вопросы и не успокаиваться в поиске ответа на них рано или поздно приводит его к фундаментальным вопросам о смысле жизни и конечном предназначении человека, о проблемах добра и зла, присутствия в нашем бытии духовной составляющей и т.д.

Искренне ища ответы на эти вопросы, человек неизбежно сталкивается с духовным миром религии, миром, где действуют такие же объективные законы, как законы физики в мире материальном.

Не так давно, мне посчастливилось встретить Нину Яковлевну на улице. Она по прежнему трудиться, готовит абитуриентов к поступлению, и несмотря на свой уже не молодой возраст, полна жизненного оптимизма. Наверное, так и должно быть, когда человек занимается любимым делом, живет, отдавая себя до конца такому непростому и высокому служению педагога.

Протоиерей Вадим Кочан

 

Избранное

Осень жизни
Каждый нормальный человек мечтает прожить максимально долго. Стремиться к этому... Read more...
О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК