«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни. И каждый из нас обязательно вспомнит, что одним из самых главных людей в ту пору нашей жизни был учитель. Кто-то вспомнит строгий окрик: «Дневник мне на стол!», жирную двойку и панический страх перед контрольной. А кто-то при слове «учитель» почтительно встанет. Как, наверное, счастливы те люди, которые встретили в своей жизни «настоящего учителя».
Казалось бы, мы всё знаем об этой профессии. Да, тяжёлый и неблагодарный труд, да, в школе «живут», да, платят мало, да, кто-то по призванию, а кто-то по ошибке. Всё понятно! Всё, да не всё. Мы говорим, учитель – это профессия, а подразумеваем, учитель – это образ жизни. Жизни, отданной другим.
Мой учитель
Мне удивительно повезло: в моей жизни встретился учитель, который изменил мое отношение к математике, к самому учебному процессу, к школе и, конечно же, повлиял на выбор моей профессии – я учитель математики.
Началось все с того, что я без какого-либо особого желания оказалась в 10-ом физико-математическом классе. Долго привыкать мне не пришлось: адаптировалась я за первую неделю сентября. Надо сказать, что начиная с 5 класса каждый год у меня менялись учителя математики и предмет этот у меня никаких эмоций не вызывал: ни положительных, ни отрицательных – я к нему была равнодушна. А здесь я прямо влюбилась в предмет с первых уроков, слушала так, будто впервые столкнулась с математикой. А все дело было в учителе: и как человеке, и как преподавателе. Очень подходит сравнение: она преподает математику как литературу. Столько лет прошло, а я до сих пор помню, что самым радостным и ожидаемым днем недели для меня был понедельник: потому что из 6 уроков в расписании стояло 4 математики. И каждый раз, идя на урок, мы знали, что сегодня мы увидим и узнаем что-то новое: не только в отношении некой новой темы по предмету, а еще и что-то не виданное нами ранее в методике преподавания.
Столько разнообразных форм работы с учениками я еще не встречала ни во время своей учебы в школе у других учителей, ни уже сама, работая в школе. Здесь и устный счет настолько разнообразно оформленный, что мне, например, не удается так виртуозно его применять в работе, и пятиминутные самостоятельные, неожиданно предложенные нам в
начале или в конце урока, и работа в группах, где у каждого ее члена была своя задача (например, после решения задания один оформляет условие и знакомит с ним класс, другой – предлагает оформление решения на доске, в то время как третий поясняет это решение классу, а четвертый освящает другие методы решения).
И так приятно, что при такой работе находилось «место» ученикам с любым уровнем подготовки, главное было внутри группы правильно распределить обязанности и тогда казалось, что каждый ученик просто блестяще владеет этой удивительной наукой, что повергало присутствующих на открытых уроках в некоторый шок. Находилось место и индивидуально подобранным заданиям на каникулы или выходные. Помню, огромным сюрпризом для нас была одна контрольная работа, когда вместо ожидаемых 4 или 6 вариантов заданий мы получили «именные» 28 вариантов, составленные для каждого ученика отдельно с учетом его уровня подготовки, а надо сказать, что в нашем классе были ученики, которые обладали просто потрясающими способностями. По значимым темам у нас проводились уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-зачеты. И еще так много различных общеизвестных и авторских методик мне пришлось увидеть на ее уроках, что восхищению и уважению нет предела.
Стоит сказать, что слабых учеников в нашем классе практически не было и в этом смысле я даже завидую своему учителю: какой простор для творчества. Но с другой стороны: когда практически каждый ученик имеет высокий уровень знаний: в каком же режиме и с каким самоотвержением нужно работать и на уроках и при подготовке к ним, чтобы развить способности каждого, даже особо одаренного ученика?
И каким надо быть чудесным и душевным человеком, чтобы не только предмет любили ученики, а еще и были привязаны к личности учителя на столько, что по прошествии многих лет после окончания школы не просто любят и уважают ее, а еще помнят и стремятся при каждом поводе повидаться, излить душу, поделиться достижениями и неудачами.
Глубокую благодарность хочется выразить нашему любимому и незабываемому педагогу, пожелать успехов и новых творческих достижений.
Олеся Евсеева
Учительница первая моя
Среди множества учителей, бывших в моей школьной жизни, особый след оставила моя первая учительница. Не потому, что первая, а потому, что особенная. Звали ее Вера Петровна, и мой класс был ее последним выпуском. Она давно уже была на пенсии, но все еще работала, хотя здоровье ее уже было неважным. Начинала учительствовать Вера Петровна юной девушкой в 20-е годы прошлого века. Учила грамоте взрослых, среди ее учеников тогда были седовласые дедушки, нас первоклашек это и удивляло, и забавляло. А Вера Петровна рассказывала, как она робела перед ними, а те ее по-доброму ободряли.
Воспитывала Вера Петровна не только нас, детей, но и наших родителей. Мама моя до сих пор помнит ее уроки. «Мне не надо знать, кто в вашей семье чистит обувь, – говорила она на родительском собрании. – Но если ребенок приходит в грязной обуви в школу, значит в семье непорядок». Призыв к родителям начинать с себя – это главный лейтмотив всех ее наставлений. Помню, меня очень удивило, когда родители отпустили меня на улицу «подышать свежим воздухом» несмотря на то, что уже было достаточно поздно, – я никак не могла решить задачу. Папа готов был решить все задачи на четверть вперед, его нервы не выдерживали моего тугодумства, мама настаивала, чтобы я сама до всего дошла. Я дошла, но с ощущением увеличенной головы в разы. Еще нужно добавить слезы и зайчики, мелькавшие перед глазами. Я считала себя наказанной, а тут предложение пойти подышать перед сном! В школе я рассказала Вере Петровне, что мама меня отпустила погулять, несмотря на плохорешаемую мною задачу. «Передай маме, что она у-умница!» – Это была высшая похвала.
Тольяттинская школа №1 была старой. Когда началась Великая Отечественная война, многие ее выпускники пошли на фронт, многие не вернулись, их имена были высечены на гранитных плитах в фойе школы. Это воспитывало само по себе. А на вечере встреч выпускников мы первоклашки встречали ветеранов, бывших учеников нашей Веры Петровны. Удивлялись, что эти дяденьки и тетеньки – ученики нашей учительницы! И сколько было слез на этих встречах, сколько доброты и чуткости, а иных Вера Петровна полушутя и журила. Определенно, у моей первой учительницы было ощущение служения, для нее учительство было не просто работой.
Ирина Грищенко
С благодарной памятью
На жизненном пути каждого из нас порой встречаются люди, общение с которыми оставляет в душе особенно глубокий след. Наиболее сильно это бывает в юношеские годы, когда формируются главные жизненные установки и ценностные критерии. Но понимаешь это лишь с годами, оглядываясь назад. Отвечая на редакционный вопрос о своем учителе, понимаю, что мог бы вспоминать о многих достойнейших людях, но почему-то хочется сказать об одном – нашей школьной учительнице физики Нине Яковлевне Амировой.
Начав работу в нашем специализированном физико-математическом классе, она смогла в корне изменить подход учащихся к получению знаний. А самое важное, за что я ей до сих пор особенно благодарен, она приучила нас задавать вопросы. Причем задавать их правильно. К слову сказать, оценку «отлично» можно было получить только за один глубокий вопрос, заданный на уроке. Так она исподволь воспитывала в нас привычку к анализу, приучала быть на уроке не статистами, а потребителями знаний.
Вспоминается то, что Нина Яковлевна тратила на нас много своего личного времени, собирая на дополнительные занятия после уроков. Но отдавая себя, была принципиальной, требуя соответственного отношения к предмету и с нашей стороны.
Уже тогда качество школьных учебников пошло на убыль (сейчас этот процесс принял катастрофический характер). И помниться свою работу в нашем классе она начала с того, что отправила всех желающих иметь оценку выше, чем «удовлетворительно» в букинистические магазины, к родственникам и знакомым, чтобы раздобыть учебник Ландсберга по которому учились еще в 60-х. Вместо тонкого школьного учебника это был толстенный трехтомник, где каждая тема была расписана и объяснена наиподробнейшим образом. И что интересно, учебник мы нашли и физику мы знали, что в конечном итоге отразилось на результатах поступления в ВУЗы.
Нина Яковлевна смогла привить какое-то неравнодушие к происходящему вокруг, и я думаю, заложила в нас способность критического мышления. Мне кажется это то, чего так не хватает сейчас многим. Ведь способность человека задавать вопросы и не успокаиваться в поиске ответа на них рано или поздно приводит его к фундаментальным вопросам о смысле жизни и конечном предназначении человека, о проблемах добра и зла, присутствия в нашем бытии духовной составляющей и т.д.
Искренне ища ответы на эти вопросы, человек неизбежно сталкивается с духовным миром религии, миром, где действуют такие же объективные законы, как законы физики в мире материальном.
Не так давно, мне посчастливилось встретить Нину Яковлевну на улице. Она по прежнему трудиться, готовит абитуриентов к поступлению, и несмотря на свой уже не молодой возраст, полна жизненного оптимизма. Наверное, так и должно быть, когда человек занимается любимым делом, живет, отдавая себя до конца такому непростому и высокому служению педагога.
Протоиерей Вадим Кочан