«…Большое врачевство в том, чтобы знать стыд. Умение краснеть от стыда – немаловажное условие нашего спасения. Если уничтожишь стыд, то уничтожишь и всякую надежду на спасение. Знаю, что чувство стыда часто имеет такую же силу, какую имеет наказание. Не напрасно Бог вложил его в нашу природу. Он вложил его для того, чтобы мы стыдились не людей только, но и совести. Часто, когда нет наказания за грех от людей, то один только стыд приводит нас к раскаянию…». Святитель Иоанн Златоуст Эти слова великого златоустого учителя мы взяли в качестве эпиграфа этого номера неслучайно. Человек – удивительное существо. В своём совершенстве он не знает предела и способен достигать несказанных высот духа и даже богоподобия уже здесь, на земле. Но парадокс ситуации заключается в том, что тот же самый человек и в падении своем, в движении вниз по скользкому пути греха, саморазрушения в принципе ни в чем не ограничен. За исключением, быть может, одного важного, вложенного в нашу природу Самим Творцом механизма самозащиты. Именуется этот механизм совестью. Именно она сигнализирует нам тревожными сигналами SOS, когда корабль души начинает терпеть бедствие. Проявляются эти сигналы в нашем сознании чувством стыда за совершенные поступки. И это спасительное чувство, как наставляет нас святитель Иоанн, дает человеку шанс на покаяние, а значит, на исправление с Божией помощью критической ситуации бедственного саморазрушения. Правды ради нужно заметить, что человек научился неплохо договариваться со своей совестью, тем самым сбивая чуткую настроенность ее точного механизма. И, наверное, нет такого зла, какое не способен был бы оправдать перед самим собой лукавый человеческий ум. Страшно подумать, что может стать с человеком, человечеством, если этот механизм совершенно перестанет функционировать. Разве такое в принципе возможно? – спросит нас недоверчивый читатель. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только время. Да и, откровенно говоря, дожить до эпохи полного обессовестения не хотелось бы. Быть может, проблема вообще надуманная и нам не стоит беспокоиться? К сожалению, наблюдения за некоторыми аспектами развития общественного сознания убеждают нас в обратном. Разве нам не приходилось замечать, как многое из того, что в былые времена обходилось целомудренным молчанием, теперь пестреет в заголовках прессы и интернет-изданий, как постепенно мы привыкаем к присутствию вокруг нас вещей, которые испокон веков сознание наших предков, сформированное на принципах христианской нравственности, воспринимало как порок и аномалию? При этом вполне ясно формулировался диагноз происходящего: бесстыдство. Теперь иные времена и моду на нравственность, а, точнее, на ее отсутствие, диктует нам секулярное сознание «просвещенной» Европы: человек, ты свободен делать все, что тебе захочется, лишь бы твоя свобода не мешала свободе другого. В такой системе мировоззренческих координат места ни для стыда, ни для совести почти не остается. И кажется, что именно по такой модели, как по лекалу, постепенно перестраивается сознание наших современников. В этом номере нашего издания мы делаем скромную попытку еще раз осмыслить эту непростую проблему, и, по возможности, избегнув скучного морализаторства, помочь нуждающимся воскресить в душе своей белоснежную красоту непреходящей ценности душевной красоты и чистой совести. Насколько нам это удалось, судить тебе, дорогой читатель. |
|