Путешествие во времени, Или путевые заметки епископа Мисаила
21 – 22 мая 1897. Село Покалюбичи. «Расстоянием от г. Могилева на 190 верст. Архиерея здесь не было 9 лет. Храм, построенный в 1811 году старанием и на средства прихожан, каменный (в виде корабля) с такой же колокольней, в прошлом году ремонтирован усердием тех же прихожан, благовидный. Требуется только обновление иконостаса в нем. Утварью и свящ. облачениями достаточен. Библиотека в составе своем имеет 42 книги духовно-нравственного содержания. Приход в 2700 душ обоего пола. Причт из 2-х членов с годовым жалованьем в 644 руб. Земля церковная, которой владеет причт, находится в неизвестном количестве, так как плана и межевой книги при церкви нет. У священника дом собственный, а у псаломщика нет дома. Есть общественный дом для членов причта, но по своей ветхости не обитаем. В селе училище Министерства Народного Просвещения, а в деревне Лопатине школа грамоты. Церковное пение любителями вместе с учениками школ за Божественной Литургией совершалось умело и стройно. Документы в целости и исправности. Воск для ц. свечей покупается не на заводе епархиальном, а у частных лиц, в противность Высочайше утвержденной инструкции для церковных старост. Причт исправный. Псаломщик З. отличается громким и чистым голосом».
Село Еремино. «Церковь, построенная в 1889 году на средства церкви и прихода, деревянная, однопрестольная, крепка и благовидна, требует только окраски стен внутри; снаружи ремонтируется ныне на средства прихожан; утварь и ризница достаточны; библиотека мала — всего там 40 книг, большая часть из них – беседы и поучения давнего времени. Прихожан 2900 душ обоего пола. Причт из 3-х членов с годовым жалованьем в 740 руб. Земли при церкви 33 дес. Есть там народное училище и школа грамотности, которую вследствие местных условий надлежало бы преобразовать в организованную с правами ц. прих. школу. Поют в церкви любители из крестьян вместе с учениками школ умело и приятно. 2-я часть ц. летописи вовсе не писана; прочие документы в порядке. Воск для церк. свеч покупается у крестьян-развощиков не хороший. Священник местный служит тихо, невнятно и невыразительно».
Село Красное. «Храм деревянный, но очень приличный внутри и снаружи, просторный и светлый, только требует безотлагательного обновления иконостаса. Утварь достаточна; ризница не бедна; библиотека скудна. Приход в 2400 душ обоего пола: прихожане усердны к храму Божьему и не скупы на пожертвования на благоукрашение своей церкви. В селе существует народное училище, а в деревнях – 3 школы грамоты. Церковный хор певчих организован правильно, поют по наслышке и по нотам стройно под руководством псаломщика Васильева, прослужившего немалое время с достоинством Церкви Божьей и заслужившего сан дьяконский. Земли при церкви 36 десятин. Дом общественный, предназначенный для священника, очень ветхий, а псаломщик помещен в негодной для жилья старой сторожке церковной. Документы в целости и порядке. Священник имеет приятный голос, служит симпатично».
Село Волковичский Крупец (ныне агрогородок Урицкое – В. Л.) «Храм, выстроенный вновь на средства прихожан и доброхотных жертвователей в 1891 году, деревянный, снаружи окрашенный краской, с позолоченными маковками на главах, выглядывает очень красиво; внутри просторный, чистый и светлый. На устройство иконостаса в сем храме было пожертвовано от щедрот благочестивейшей Императрицы Марии Федоровны 1.500 руб. Утварь и ризница в достаточном количестве, библиотека приобретается; прихожан 2460 душ обоего пола. Причта положено: 1 священник и 1 псаломщик, с годовым жалованьем первому 333 руб. и псаломщику 144 руб. Содержание для причта посредственное. Построены дома для членов причта, но актов письменных для владения ими не имеется. В селе училище от Министерства Народного Просвещения и в деревнях 2 школы грамоты. Поют в церкви любители из крестьян и школьники. Документы в порядке; причт надежный. Воск для выделывания церк. свеч покупается у частных продавцов недоброкачественный».
22 – 23 мая 1897. Село Старая Белица. «Расстоянием от г. Могилева на 150 верст. Архиерея не было здесь 25 лет. Церковь, построенная в 1777 году графом Румянцевым, по преданию, деревянная; в 1893 г. она капитально ремонтирована, но тесна и мрачна; в 1894 г. вокруг церкви построена деревянная ограда. Утварь и ризница вообще достаточны, недостает только стихарей; библиотека малая, однообразная по содержанию. Прихожан 4.270 душ обоего пола. Два члена причта – священник, получающий от казны жалованья 500 р. в год и псаломщик 144 р. Земли при церкви 39 дес. У священника дом общественный, а у псаломщика собственный. В селе есть училище Министерства Нар. Просвещения и 4 школы грамотности в деревнях. Церковный хор певчих, составленный из крестьян и по преимуществу из женщин и школьных детей, поет удовлетворительно. Документы в порядке, только требуется восполнить летопись церковную. Причт надежный. Церков. староста С., крестьянин, состоит на службе 20 лет, но ничем не отличен. Воск для ц. свечей покупается у частных продавцов».
23 – 24 мая 1897. Село Телеши. «Архиерея здесь не было 27 лет. Храм, построенный в 1792 году, тщанием местного помещика С. Миклашевского, деревянный, тесный и ветхий настолько, что в нем появилась течь воды сверху; стены прогнили, купол валится, но иконостас благовидный. Требуется произвести капитальный ремонт церкви, или, вернее сказать, перестроить, а лучше всего построить вновь храм Божий миром в больших размерах. Прихожан до 4000 д. обоего пола. Причт из 2-х членов с годовым жалованьем в 665 руб. (за вычетом %); содержание посредственное. Земли при церкви 33 дес. Плана же и писцовых книг на землю при церкви никаких нет. Дома для священно-церковно-служителей общественные. Есть приписная церковь в деревне Тереничах, в имении помещиков Власьевых, построенная в 1779 году, деревянная; богослужение в ней совершается не больше 10 раз в год. Утварь и ризница церковные могут быть названы достаточными; библиотека малая. В приходе школа министерская в 70 чел. и 2 школы грамоты, но хора певчих нет; учитель школьный ц. пению слабо учит и псаломщик – не лучше. С 1883 г. существует ц.-прих. попечительство, но денежных средств оно не имеет и деятельности никакой не проявляет. Причт исправный; документы в порядке».
27 – 28 мая 1897. Село Бобовичи. «Архиерея не было здесь 30 лет. Храм, построенный в 1849 г. на средства прихожан, деревянный, 2-х престольный, окрашенный внутри масляной краской, очень приличный. Церковная ограда деревянная стара и ветха. Предположено строить новую каменную на церковную сумму с пособием от прихожан. Любители церковного пения при участии школьников поют в церкви удовлетворительно, под управлением крестьянина. Приход, сравнительно с другими, небольшой – 2646 душ обоего пола. Причт 2-х членный с жалованием в год 644 руб. Земли при церкви 23 дес; вместо пахотной земли прихожане обязаны выдавать членам причта 22 четверти ржи и 22 четверти гречихи хорошего качества. Помещения для причта церковно-общественные застрахованы прихожанами. В приходе две школы: министерская – в селе и школа грамоты – в деревне. Библиотека церковная не велика и не очень содержательна. Церковно-приходское попечительство, открытое в 1883 году, владеет небольшими денежными средствами. Документы церковные хранятся в целости и ведутся в порядке. Причт церковный исправный. Священник и благочинный о. К., имеющий за отличия в походах и делах военных против турок орден св. Анны 3 степ. и наперсный золотой крест на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества, ныне награжден фиолетовой скуфьей за исправное исполнение благочиннической должности. Церковный староста, крестьянин X., с 1865 года усердно исполняющий свои обязанности, заслуживает поощрения со стороны Начальства. Прихожане усердны к службам Божьим вообще, но отвлекаются по праздничным дням в г. Гомель для торговых дел. Сделано им Владыкой увещание».
Материал подготовил
Вадим ЛОСЬ