Журнал Сретение

В поисках УТРАЧЕННОГО

Печать

         Путешествие во времени, Или путевые заметки епископа Мисаила

2012_3_Misail-krylovВ прошлом году мы уже знакомили вас, дорогие читатели, с отрывками  одного  из интереснейших церковно-исторических литературных памятников, право первооткрытия которого принадлежит Вадиму Лосю, историку, члену президиума Гомельского областного совета общества охраны памятников истории и культуры.
«Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским», дошедшие до нас в чудом сохранившейся и подшивке «Могилевских епархиальных ведомостей» за 1897 год, позволяют нам совершить путешествие во времени и вместе с правящим архиереем Могилевской епархии, в состав которой  тогда входила современная Гомельщина, посетить некоторые и доныне существующие православные приходы. Надо заметить, что общая продолжительность путешествия Преосвященнейшего Мисаила составила 30 дней, за которые владыка осмотрел 142 церкви и проделал путь в 1233 версты. Во время поездки производилась ревизия каждого церковного прихода, делались записи об имуществе, количестве прихожан и общем впечатлении от той или иной местности. Благодаря этому, сегодня мы имеем уникальную возможность прикоснуться к живой истории храмов Гомельщины.

21 – 22 мая 1897. Село Покалюбичи. «Расстоянием от г. Могилева на 190 верст. Архиерея здесь не было 9 лет. Храм, построенный в 1811 году старанием и на средства прихожан, каменный (в виде корабля) с такой же колокольней, в прошлом году ремонтирован усердием тех же прихожан, благовидный. Требуется только обновление иконостаса в нем. Утварью и свящ. облачениями достаточен. Библиотека в составе своем имеет 42 книги духовно-нравственного содержания. Приход в 2700 душ обоего пола. Причт из 2-х членов с годовым жалованьем в 644 руб. Земля церковная, которой владеет причт, находится в неизвестном количестве, так как плана и межевой книги при церкви нет. У священника дом собственный, а у псаломщика нет дома. Есть общественный дом для членов причта, но по своей ветхости не обитаем. В селе училище Министерства Народного Просвещения, а в деревне Лопатине школа грамоты. Церковное пение любителями вместе с учениками школ за Божественной Литургией совершалось умело и стройно. Документы в целости и исправности. Воск для ц. свечей покупается не на заводе епархиальном, а у частных лиц, в противность Высочайше утвержденной инструкции для церковных старост. Причт исправный. Псаломщик З. отличается громким и чистым голосом».

2012_3_guberniaСело Еремино. «Церковь, построенная в 1889 году на средства церкви и прихода, деревянная, однопрестольная, крепка и благовидна, требует только окраски стен внутри; снаружи ремонтируется ныне на средства прихожан; утварь и ризница достаточны; библиотека мала — всего там 40 книг, большая часть из них – беседы и поучения давнего времени. Прихожан 2900 душ обоего пола. Причт из 3-х членов с годовым жалованьем в 740 руб. Земли при церкви 33 дес. Есть там народное училище и школа грамотности, которую вследствие местных условий надлежало бы преобразовать в организованную с правами ц. прих. школу. Поют в церкви любители из крестьян вместе с учениками школ умело и приятно. 2-я часть ц. летописи вовсе не писана; прочие документы в порядке. Воск для церк. свеч покупается у крестьян-развощиков не хороший. Священник местный служит тихо, невнятно и невыразительно».

Село Красное. «Храм деревянный, но очень приличный внутри и снаружи, просторный и светлый, только требует безотлагательного обновления иконостаса. Утварь достаточна; ризница не бедна; библиотека скудна. Приход в 2400 душ обоего пола: прихожане усердны к храму Божьему и не скупы на пожертвования на благоукрашение своей церкви. В селе существует народное училище, а в деревнях – 3 школы грамоты. Церковный хор певчих организован правильно, поют по наслышке и по нотам стройно под руководством псаломщика Васильева, прослужившего немалое время с достоинством Церкви Божьей и заслужившего сан дьяконский. Земли при церкви 36 десятин. Дом общественный, предназначенный для священника, очень ветхий, а псаломщик помещен в негодной для жилья старой сторожке церковной. Документы в целости и порядке. Священник имеет приятный голос, служит симпатично».

Село Волковичский Крупец (ныне агрогородок Урицкое – В. Л.) «Храм, выстроенный вновь на средства прихожан и доброхотных жертвователей в 1891 году, деревянный, снаружи окрашенный краской, с позолоченными маковками на главах, выглядывает очень красиво; внутри просторный, чистый и светлый. На устройство иконостаса в сем храме было пожертвовано от щедрот благочестивейшей Императрицы Марии Федоровны 1.500 руб. Утварь и ризница в достаточном количестве, библиотека приобретается; прихожан 2460 душ обоего пола. Причта положено: 1 священник и 1 псаломщик, с годовым жалованьем первому 333 руб. и псаломщику 144 руб. Содержание для причта посредственное. Построены дома для членов причта, но актов письменных для владения ими не имеется. В селе училище от Министерства Народного Просвещения и в деревнях 2 школы грамоты. Поют в церкви любители из крестьян и школьники. Документы в порядке; причт надежный. Воск для выделывания церк. свеч покупается у частных продавцов недоброкачественный».

22 – 23 мая 1897. Село Старая Белица. «Расстоянием от г. Могилева на 150 верст. Архиерея не было здесь 25 лет. Церковь, построенная в 1777 году графом Румянцевым, по преданию, деревянная; в 1893 г. она капитально ремонтирована, но тесна и мрачна; в 1894 г. вокруг церкви построена деревянная ограда. Утварь и ризница вообще достаточны, недостает только стихарей; библиотека малая, однообразная по содержанию. Прихожан 4.270 душ обоего пола. Два члена причта – священник, получающий от казны жалованья 500 р. в год и псаломщик 144 р. Земли при церкви 39 дес. У священника дом общественный, а у псаломщика собственный. В селе есть училище Министерства Нар. Просвещения и 4 школы грамотности в деревнях. Церковный хор певчих, составленный из крестьян и по преимуществу из женщин и школьных детей, поет удовлетворительно. Документы в порядке, только требуется восполнить летопись церковную. Причт надежный. Церков. староста С., крестьянин, состоит на службе 20 лет, но ничем не отличен. Воск для ц. свечей покупается у частных продавцов».

23 – 24 мая 1897. Село Телеши. «Архиерея здесь не было 27 лет. Храм, построенный в 1792 году, тщанием местного помещика С. Миклашевского, деревянный, тесный и ветхий настолько, что в нем появилась течь воды сверху; стены прогнили, купол валится, но иконостас благовидный. Требуется произвести капитальный ремонт церкви, или, вернее сказать, перестроить, а лучше всего построить вновь храм Божий миром в больших размерах. Прихожан до 4000 д. обоего пола. Причт из 2-х членов с годовым жалованьем в 665 руб. (за вычетом %); содержание посредственное. Земли при церкви 33 дес. Плана же и писцовых книг на землю при церкви никаких нет. Дома для священно-церковно-служителей общественные. Есть приписная церковь в деревне Тереничах, в имении помещиков Власьевых, построенная в 1779 году, деревянная; богослужение в ней совершается не больше 10 раз в год. Утварь и ризница церковные могут быть названы достаточными; библиотека малая. В приходе школа министерская в 70 чел. и 2 школы грамоты, но хора певчих нет; учитель школьный ц. пению слабо учит и псаломщик – не лучше. С 1883 г. существует ц.-прих. попечительство, но денежных средств оно не имеет и деятельности никакой не проявляет. Причт исправный; документы в порядке».

27 – 28 мая 1897. Село Бобовичи. «Архиерея не было здесь 30 лет. Храм, построенный в 1849 г. на средства прихожан, деревянный, 2-х престольный, окрашенный внутри масляной краской, очень приличный. Церковная ограда деревянная стара и ветха. Предположено строить новую каменную на церковную сумму с пособием от прихожан. Любители церковного пения при участии школьников поют в церкви удовлетворительно, под управлением крестьянина. Приход, сравнительно с другими, небольшой – 2646 душ обоего пола. Причт 2-х членный с жалованием в год 644 руб. Земли при церкви 23 дес; вместо пахотной земли прихожане обязаны выдавать членам причта 22 четверти ржи и 22 четверти гречихи хорошего качества. Помещения для причта церковно-общественные застрахованы прихожанами. В приходе две школы: министерская – в селе и школа грамоты – в деревне. Библиотека церковная не велика и не очень содержательна. Церковно-приходское попечительство, открытое в 1883 году, владеет небольшими денежными средствами. Документы церковные хранятся в целости и ведутся в порядке. Причт церковный исправный. Священник и благочинный о. К., имеющий за отличия в походах и делах военных против турок орден св. Анны 3 степ. и наперсный золотой крест на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества, ныне награжден фиолетовой скуфьей за исправное исполнение благочиннической должности. Церковный староста, крестьянин X., с 1865 года усердно исполняющий свои обязанности, заслуживает поощрения со стороны Начальства. Прихожане усердны к службам Божьим вообще, но отвлекаются по праздничным дням в г. Гомель для торговых дел. Сделано им Владыкой увещание».

Материал подготовил

 Вадим ЛОСЬ

 

Избранное

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Сударь и сударыня, вы приглашены на бал!» Как часто в прошлых... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК