Журнал Сретение

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ

Печать
2012_4_Nazarov
Михаил НАЗАРОВ
русский писатель, публицист и общественный деятель.
Основатель издательства
«Русская идея», г. Москва

Апология правды

 Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум.
Притчи 2:6 

автор: Михаил НАЗАРОВ

До сих пор огромная часть нашего народа считает себя неверующими. Некоторые даже подвергают критике христианство за «рабскость». Однако очень часто эта критика происходит от простого незнания. Ведь в СССР ни в школе, ни в вузах этому не учили: атеисты кололи штыками то чучело «христианства», которое сами же и изготовили для этих целей – чтобы оно выглядело как можно примитивнее.

В доказательство «рабскости» христианства его всегда сводят к тезису: «подставь врагу другую щеку». Но ведь речь идёт лишь о своей «щеке» – это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло; однако ни в коем случае не подставляй врагу «щеку» ближнего – его защити даже ценою своей жизни! А он так же защитит тебя.

Христианское смирение – это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение «раб Божий» означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире – и здесь «раб» должен превращаться даже в мужественного «воина» в битве против сил зла. Наш святой, Феодосий Печерский, в этой связи говорил: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими».

Ложно и утверждение, будто христианство повелевает «рабски» подчиняться любой власти, ибо «нет власти не от Бога». Ведь апостолы говорили о самом принципе в противоположность анархии и имели в виду такую власть, которая сама служит Богу: когда «начальник есть Божий слуга, тебе на добро»; такие «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим. 13:1-6). Об отношении же христиан к недостойной власти можно судить по словам Христа об Ироде или святых отцов – о Юлиане Отступнике. А наш преп. Иосиф Волоцкий (один из наиболее правых «идеологов» царской власти) прямо утверждал, что неправедный царь – «не Божий слуга, но дьявол», и ему следует противиться даже под угрозой смерти. Св. митрополит Филипп, смело обличивший Ивана Грозного, – тому наглядный пример.

Христианское смирение – это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение «раб Божий» означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире – и здесь «раб» должен превращаться даже в мужественного «воина» в битве против сил зла.

Таким образом, христианство – религия вовсе не слабая, а благородная и мужественная. Достаточно взглянуть на русскую историю, чтобы увидеть, какова была наша «христианская слабость»: объединили в одно государство шестую часть суши. Причём, не столько силой, сколько добром, неся более высокую мораль, но не посягая на самобытность народов, в чьи земли вступали, – без этого их, пожалуй, было бы невозможно удержать… (В этом огромное отличие Российской империи от колониальных западноевропейских).

Главное же: христианство «лучше» язычества не потому, что создало такую империю, и не потому, что мы к нему за тысячу лет привыкли. А потому, что только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории, универсально объемля и разрешая все сложнейшие противоречия земного мира: между личностью и обществом, свободой и государственным принуждением, смертностью человека и абсолютным смыслом его жизни; между миром, который «во зле лежит», и необходимостью делания добра в этом мире. Это религия:

– предельно индивидуальная, ибо проповедует путь личного спасения человека через стремление к совершенству;

– предельно коллективистская, социальная, ибо указывает единственное средство этого спасения и совершенствования: через любовь к другим людям, вплоть до самопожертвования;

– предельно свободная, ибо мыслима лишь как свободное служение человека этим ценностям – внутренним решением, как бы через новое духовное рождение (для чего требуется огромное духовное усилие над «ветхим человеком» в себе – и такая победа над собой гораздо труднее и весомее, чем если выбить «око» или «зуб» у врага…);

– предельно дисциплинирующая и обязывающая человека следовать Истине – самой очевидностью Истины (познавший её становится добровольным её служителем, «рабом Божиим»); именно поэтому христианство распространилось по миру, а не потому, что обещало какие-либо материальные выгоды;

– предельно уважающая и раскрывающая величие человека как бессмертного существа, созданного по образу и подобию Божию; расширяющая границы человеческой личности за временные пределы жизни – до Царства Небесного. Лишь в лоне христианской культуры, преодолевающей антиномию между духом и материей по аналогии с неслиянно-нераздельной богочеловеческой природой Христа, облагораживаются такие земные природные явления, как брак, труд, государство, вплоть до частной собственности, которая из природно-инстинктивной неизбежности сублимируется в духовную служебную ценность, превосходящую своё экономическое значение;

– и, наконец, это религия предельно справедливая, ибо мир устроен Богом так, что в конечном счёте победит добро; наша задача – понять смысл идущей в мире битвы между добром и злом и занять в ней соответствующее место, от чего зависит наша посмертная судьба; к этому мы созреваем всю жизнь и сделать это никогда не поздно; через второе рождение стать «рабом Божиим»  –  мужественным воином в битве против сил зла.

Этими особенностями христианства (точнее, истинного христианства – Православия) разрешаются и все другие антиномии, неразрешимые в прочих идеологиях, ибо для решения необходимо осознать человека, общество и мир как духовное целое. Западное же разделение мира на автономные, независимые друг от друга сферы (религия, наука, искусство, власть с её тремя независимыми ветвями) лишь пытается решать эти проблемы формально-юридически, равнодушием к духовной основе и цели жизни.

 

Избранное

Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Отчего люди не летают?
 автор: Игумен Савва (Мажуко) Мой младший брат в детстве сильно страдал ушами.... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК