В последнее время мы много слышим о введении в школах такого предмета как «Основы православной культуры». С разной степенью успешности этот факультативный курс преподается уже во многих школах города. К слову сказать, в этом году Министерством образования наконец-то была принята и утверждена программа этого факультатива, рассчитанная на обучение с 1 по 11 класс. В школе, как и во многих других сферах, «кадры решают все». Найдется человек, который захочет заложить в детях основы нравственности, приобщить к истории родного края, рассказать об архитектуре православных храмов и о многом другом – будет предмет. Ну, а на нет... К сожалению, среди преподавателей таких «охотников» совсем не так много, как хотелось бы. Начать преподавание «Основ православной культуры» – это, в первую очередь, стать перед необходимостью вспахать целину. Учебный план, методические материалы, наглядность и прочие необходимые для преподавания вещи или напрочь отсутствуют, или находятся в местах, о которых не все знают. Сегодня мы расскажем об уникальном для нашего города явлении – Ассоциации православных педагогов.
Все начиналось в 2007 году на Свято-Покровских образовательных чтениях. Тогда в резолюцию чтений было внесено предложение – образовать в Гомеле Ассоциацию православных педагогов. И нашлись люди, которых это предложение не оставило равнодушными. Идея получила свое практическое воплощение.
Одним из главных вдохновителей стала Наталья Васильевна Тимошенко – заведующая детским садом № 170, тем самым, где на протяжении последних пяти лет работа с детьми идет по программе «Воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа». Именно ее трудами этот проект начался и продолжает существование до сих пор.
Ассоциация регулярно проводит семинары и «круглые столы». К участию в их работе приглашаются педагоги города и области. Порою поделиться опытом приезжают коллеги из России. Обсуждаемые темы всегда актуальны, а обмен опытом и наработками бесценен. Постепенно создается и своя методологическая база.
Согласитесь, имея возможность услышать дельный совет, познакомиться с новейшими методическими разработками, получить в своё распоряжение тематические сценарные планы школьных праздников, педагог сможет сделать урок или праздничное мероприятие более ярким и запоминающимся. А что еще нужно детям?! Ведь они так любят узнавать все новое и интересное! Именно поэтому объединять накопленный опыт нужно. И систематизировать его, и информировать о наличии материалов, разработок учителей, которые трудятся на ниве преподавания «Основ православной культуры». Именно для этого идут в ассоциацию педагоги.
Участие педагогов ассоциации в проведении Пасхального фестиваля и Рождественских праздников стало уже традиционным. А недавно было проведено совсем новое мероприятие – брейн-ринг. Состязались команды педагогов. Вопросы были по тем самым «Основам православной культуры». Мероприятие прошло «на ура». Болельщики и команды остались очень довольны.
Первый выпуск православной группы детского сада №170 состоялся в 2007 году. И сразу возник вопрос, а что дальше? Где и как создать преемственность детсада и школы? Откликнулась СОШ №30. Татьяна Евгеньевна Сергеенко стала первым учителем первого православного класса.
Мы попросили Татьяну Евгеньевну рассказать о своей работе:
– В Ассоциацию я попала в 2007 году. До первого православного класса я преподавала 14 лет. Но, когда мне предложили взять первый выпуск из православного детского сада, я поняла, что ничего не знаю. Начался нелегкий процесс самообразования. Я прошла курсы переподготовки. Сложно переоценить ту помощь, которую мне оказала Наталья Васильевна Тимошенко. И необходимая литература, и семинары по преподаванию «Основ православной культуры», и поездки на Рождественские чтения в Москву – все это я получила благодаря ей. Ну и, конечно, поистине бесценным подарком стало изменение моего личного мировоззрения. Мы все росли далекими от веры, от Церкви. Никто не задумывался. А преподавать «Основы православной культуры» просто так – нельзя. И сейчас я рада, что оправдываю свои православные корни – мой дедушка – протоиерей Андрей Попович – был настоятелем Свято-Никольского храма села Даниловичи.
Я веду детей 4 года после детского сада. На собрании перед 2-м годом обучения родители предложили, чтобы один урок у детей проводил священник. И мы решили на урок ходить в Свято-Никольский монастырь. Там занятия проводит отец Авксентий. И если поначалу, первые год-два, он больше рассказывал, а дети слушали, то впоследствии уроки стали проходить очень оживленно – вопросы от детей так и сыплются. И еще мы сохраняем традицию раз в месяц всем классом ходить на Причастие. Так было заложено в детском саду, и это мы стараемся сохранить. Вообще, то, что дети пришли в первый класс своей группой, очень хорошо. Детский, да и родительский, коллектив уже слажен. А это тоже помогает в учебе.
Для меня очень ценно, что я попала в Ассоциацию православных педагогов. Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях белорусского народа», в рамках которого проходила учеба первого православного класса, стал настоящим воспитанием и для меня. Сейчас я поступила в магистратуру нашего университета им. Ф. Скорины. Буду писать диссертацию по духовно-нравственному воспитанию на кафедре педагогики.
Когда-то прочитала такое высказывание о знаниях: они бывают теоретическими, практическими и мировоззренческими. Вот и стараюсь давать теорию, но не забывать воплощать ее на практике. Ведь если детям просто говорить, что Бог есть, и никогда не завести в храм, они вырастут фарисеями. Духовная жизнь должна войти в привычку, поэтому и наши уроки, и посещение монастыря, и Причастие всем классом способствуют формированию у ребенка именно того, правильного духовного мировоззрения, с которым его жизнь станет полноценной жизнью полноценного человека-христианина.
Моим следующим собеседником стал насельник Свято-Никольского монастыря игумен Авксентий (Абражей) – тот, кто несет непосредственное духовное попечение о православной педагогической ассоциации:
– К сожалению, можно сказать, что о нашей организации многие пока не знают. Поэтому мы стараемся приглашать на все проводимые мероприятия журналистов. Многие родители рассказывают друзьям о православной группе в детском саду. Таким образом, информация распространяется. И потихоньку работа идет.
Нашей главной мечтой остается масштабная систематизация накопленного опыта. При желании сейчас любой необходимый материал можно найти. Но как бы упростилась задача, имей мы хорошо продуманную систематизированную базу накопленного! И хоть масштабной систематизации всего собранного материала мы не можем себе позволить, многое в этом направлении уже сделано. Хотя вы даже не представляете себе, сколько труда и затрат стоит издать простую методичку, не говоря уже про учебник! У нас в Беларуси нет своих учебников по «Основам православной культуры». Пользуемся российскими. А свое нужно, и очень нужно.
– Скажите, батюшка, как, на Ваш взгляд, дети, которые приходят к Вам на занятия, чем-то отличаются от других детей?
– Дети – это дети. Православные или нет, иногда нет никаких отличий. Все проходят одинаковые этапы. И очень важно, что заложили в ребенка в раннем детстве. Все – и православные, и неправославные, все они шалопаи. Но могу сказать, что в своих учениках замечал какую-то особенную живость и непосредственность. Иногда бывает очень умилительно смотреть, как они берегут тех жучков, паучков, которых так легко раздавить. А как-то у них муравьи семьями дружили – они переносили муравьев из одного муравейника в другой.
Наблюдал, что дети, много времени проводящие за компьютером, становятся какими-то искусственными, как будто зомбированные. Ну и еще хочу сказать, что, если дети причащаются, это сразу видно. И совсем не потому, что причащающиеся дети меньше болеют или выглядят как-то по-особому.
Они действительно здоровее, но здоровье здесь скорее психическое, нравственное. Замечаю, что церковные детки выглядят как-то дружнее. Я захожу в класс, они сразу облепят меня, наперебой начинают новости рассказывать, кого нет сегодня, и что у него случилось, почему он не пришел. Они как семья, все вместе. И это именно то, чего мы хотим добиться – общности, дружбы. У них нет группок внутри класса. Да, по интересам, безусловно, делятся, но не так, как иногда бывает – группа на группу.
– Отец Авксентий, что бы Вы хотели пожелать читателям журнала в преддверии нового учебного года?
– Хочется пожелать педагогам не забывать, что дети очень тонко чувствуют фальшь. Поэтому, если мы будем говорить о нравственности, а жить по-другому, результат будет нулевым. Они все видят, все замечают. Будем помнить о евангельских словах – «можно ли ожидать хорошего плода от плохого дерева?». А еще нужно иметь любовь к своим воспитуемым, причем, любовь нелицемерную. Приобщить человека к Богу можно через любой предмет: через литературу, через химию, физику. Наука не отвергает бытие Бога, она, наоборот, доказывает его. Но приобщать можно лишь в том случае, если учитель сам любит свой предмет. А бывает так, что он и сам не любит, и детей ничему научить не может.
Родителям надо больше времени детям уделять. Не ограничиваться вопросами: что поел, какую оценку в школе получил, а искренне интересоваться событиями в жизни маленького человека. Но и гиперопеку, которая растёт из собственного эгоизма и «душит» детей в «объятиях» любви, тоже нельзя допускать. Дети – они как векторы, которым можно и нужно задавать правильное направление. И не мешать им радоваться жизни. Потому что радоваться так, как дети, могут только дети.
Контактный телефон-факс Ассоциации православных педагогов: Гомель (0232) 68-35-18
Беседовала Наталья ЛЫСЕНКО