Всякий нормальный родитель стремится уберечь своих детей от дурного влияния, которое нередко несет современное общество. Мы, стремясь воспитать в наших детях святость, почему-то часто терпим поражение. И причина этого не только в «особом» времени, тотальном информационном насилии, повальной компьютеризации и доступности интернета. Все это, конечно, имеет место. Но есть и другое, о чем задумываемся мы почему-то реже всего. Кто из современных православных родителей имеет опыт церковного детства? Даже те молодые люди, которым сейчас 20-21, взрослевшие и формировавшиеся как личности в постсоветский период, в своем подавляющем большинстве едва ли смогли воспринять опыт традиционного семейного уклада православной семьи. Почему? Да потому, что этого опыта просто не было. Советская идеологическая система воспитывала будущую смену строителей коммунизма, и ни о каком религиозном воспитании не могло быть и речи. Отдаем ли мы себе отчет в том, что по большей части все мы являемся потомками – увы – не лучшей части предреволюционного общества? Духовная элита, несшая в себе и высокую культуру, и традиции православного воспитания, либо была уничтожена «как класс», либо была вынуждена покинуть Россию. А оставшиеся здесь наши прадеды и прабабки, если и не участвовали в сжигании икон, плясках в алтарях, разрушении храмов и убийстве духовенства, то, по крайней мере, были в своем большинстве среди тех, кто на это смотрел достаточно безразлично. Мы – их потомки и наследники. Печать этих грехов, так или иначе, мы несем на себе. Потому так непросто нам оторваться от своего исторического прошлого, найти правильную точку опоры в труднейшем деле духовного воспитания.
Как же быть? Всецело опираться на дореволюционный опыт сейчас нельзя, слишком сильно поменялась жизнь. Системного опыта православного воспитания в современных условиях нет практически ни у кого. Потому и в современных церковных семьях не редкостью стали дети, слышать не желающие о Церкви, часто циничные и жестокие, попирающие все мыслимые законы морали. Родители, сами едва ли воцерковившись, начинают воцерковлять своих детей, и делают это порой и грубо, и неумело. Сами, едва-едва отвернувшись от греховной жизни, требуют от детей такой святости, что могла встречаться лишь порой у пустынников времен преподобной Марии Египетской. И в желании немедленно видеть плоды своей церковности нередко доходят до сущего маразма. Есть родители, которые твердо убеждены, что чтение детям сказок есть пропаганда оккультизма. Тут и домовые-лешие, и палочки волшебные, и колдуньи на каждом шагу – ладно бы еще злые, а то ведь и добрые!!! Посещение детьми цирка и зоопарка вообще греховное зрелище, не говоря уже о катании на аттракционах! А уж играть в песочнице с детьми «неверующих и язычников» дело совсем недопустимое. Конечно же – это крайность, но ведь и быть совершенно либеральным в современных условиях воспитания небезопасно. Вот и возникает вопрос: как же быть, где находится золотая середина? Каждый родитель решает это для себя сам. Мы же предлагаем сегодня тебе, дорогой читатель, на страницах этого номера журнала попытаться вместе с авторами статей и наших респондентов поразмышлять о принципах православного воспитания детей и возможных путях их воцерковления. |